Электромобили и текущая ситуация с зарядными станциями
Все выпускаемые в мире электрические автомобили рассчитаны на быструю зарядку на скоростных специализированных зарядных станциях постоянного тока (DC) с мощностью 100 и более киловатт. Сегодня стандартным типом архитектуры зарядки большинство считает CCS. Многие из современных зарядных станций также отдают предпочтение этому стандарту, хотя еще вчера такие станции работали со стандартом CHAdeMO. Прежде чем приобретать машину, нужно разобраться, что в действительности происходит со стандартами и как это повлияет на электрокары, выпущенные в Китае.
Причина утраты лидерства CHAdeMO
Японская компания TEPCO разработала и приняла 13 лет назад специальный стандарт CHAdeMO, предназначенный специально для зарядных станций DC. В связи с этим все мировые производители электротранспортных средств, за исключением Китая, в своих будущих моделях электрокаров планировали зарядку именно под порт CHAdeMO. С тех пор и до сегодняшнего дня каждая зарядная станция для автомобиля на электрическом ходу использовала принятый стандарт.
Стандарт CHAdeMO разрабатывался с учетом особенностей электрических сетей именно Японии, но не затрагивал интересы Европы и Америки. Поэтому производителям электроавтомашин этих континентов приходилось подстраиваться под неподходящий стандарт. В связи с этим они стали искать альтернативу, и буквально через год появился новый стандарт CCS. Еще спустя год его уже приняли в эксплуатацию. Многие ведущие производители стали разрабатывать свои модели с подзарядкой на DC с использованием именно этого стандарта. Тогда CHAdeMO стал постепенно терять свои лидирующие позиции.
Особенно активно в этот процесс включилась Германия, которая даже разработала свои стандарты. В результате эта страна и ряд других европейских приняли новый стандарт Type 2, специально предназначенный для зарядки переменным током. По этим правилам стали «играть» и американцы. Китайцы же с самого начала не принимали участие в этих разработках, у них был разработан для зарядки специальный свой стандарт. В итоге в Европе лидером стал CCS.
Поиск выхода из положения
В связи с создавшимся положением некоторые модели электромашин, в которых предусматривалась подзарядка только с помощью единственного стандарта CHAdeMO, попали в неприятную ситуацию. Их продажи оказались под угрозой. Поэтому в Европе стали устанавливать многосекционные зарядные станции быстрой зарядки, рассчитанные сразу на использование нескольких стандартов:
- CCS;
- CHAdeMO;
- SAE;
- J1772;
- Type 2 и других.
Но это экономически невыгодно, поскольку каждая такая станция окупается на протяжении длительного времени. Европейские производители теперь заняты поиском единого стандарта. А пока приходится использовать специальные переходники, как это делают поставщики электромашин из Китая, пользуясь для этого Type 2. Благодаря похожим разъемам они позволяют безболезненно подключать автомобиль, рассчитанный на один стандарт, к другому стандарту зарядной станции. Хотя работа по поиску единого стандарта все же продолжается.