Украинцев научат не попадаться на уловки мошенников и предложат подписать с банками новые договоры на пользование системами интернет-банкинга (они позволяют платить с карточных счетов через интернет). Соответствующие поручения финансисты получили от Нацбанка накануне новогодних праздников (письмо № 25-111/29563), сообщают Вести.

В первую очередь дополнительный инструктаж пройдут частные предприниматели и бухгалтера компаний, со счетов которых в последнее время все чаще стали исчезать средства. Они работают через системы Клиент-банк. "Ситуации несанкционированного списания средств происходят чаще не по вине банка, а по причине клиентской неосторожности. Ведь, например, доступ к системе для юридических лиц Клиент-Банк подразумевает использование ключей, ненадлежащее хранение которых иногда ведет к получению секретной информации заинтересованными лицами. Те используют эти данные для незаконного доступа к счетам", - рассказала член правления Банка Кредит Днепр Елена Безуглая.

Также ряд банков с января начнут внедрять новые правила проведения платежей. А вот они уже коснутся не только бухгалтеров, но и частных лиц, перечисляющих деньги через интернет. "Действительно, многие украинские банки недостаточно защищают доступ клиентов к своим системам дистанционного управления счетами, и не сообщают клиентам обо всех рисках. Например, некоторые финучреждения позволяют клиентам отправлять платежи после самой простой идентификации - по логину и паролю. Даже без sms-подтверждения на мобильный телефон. В этих случаях речь зайдет об усилении мер безопасности, и изменении правил платежей", - отметил начальник управления информационных технологий "Банка Национальный кредит" Дмитрий Довгий.

Возврат денег упростят

Кроме всего прочего, многие банки предложат клиентам на 2014 год подписать новую редакцию договора о пользовании системой интернет-банкинга. Это финансистам в письме №25-111/29563 рекомендовал НБУ. Новый договор должен расширить возможности финансистов по возврату клиентских денег, если те были похищены у владельца, и оказались на счете мошенника.

"Основная сложность сейчас заключается в возврате украденных средств. Их непросто вернуть, даже после того, как деньги удалось заблокировать на счетах преступников. Пересмотр же договоров и получение банком права на бесспорное списание денег с клиентского счета (в случае получения подтверждения о несанкционированном переводе средств) позволит быстрее возвращать похищенное пострадавшей стороне", - объяснила ситуацию заместитель главы правления Укринбанка Жанна Макеенко.

Впрочем, на предложенную Нацбанком схему перечисления и блокирования денег перейдут не все банки. "Такой подход без должного расследования может вызвать всплеск мошенничества, когда клиент-отправитель станет заявлять о несанкционированном платеже в банк и требовать возврата средств", - сказал Дмитрий Довгий.

Тем не менее, условия перевода средств все-таки изменят, хотя и с некоторыми коррективами. Во многих финучреждениях готовы ввести схему арбитража. То есть не возвращать деньги по первому требованию человека - сразу после его заявления о том, что деньги украли (а не он сам их перечислил). А делать это после соответствующей проверки.

"Решение о возврате средств нужно принимать только после детального расследования. Причем во избежание ложных обращений, необходимо тарифицировать услугу арбитража - брать за нее отдельную комиссию: если заявление о незаконном перечислении окажется мошенническим, инициатор платежа должен выплатить комиссию банку, проводившему расследование. Такие правила работают в международных платежных системах, и прекрасно себя зарекомендовали", - отметил Довгий.

Мошенники активизировались

Финансисты уверены, что новые правила позволят им быстрее разбираться с кражами со счетов, и возвращать украденные деньги, которые после списания у хозяина могут еще долго "гулять" по счетам мошенников. Напомним, что потерпевшим возвращают похищенное с карточек только после расследования, а оно может длиться от 30 дней до 2-6 месяцев (в зависимости от банка).

Появление письма Нацбанка в конце декабря считается не случайным. Именно в этом месяце участились случаи краж денег с карточных счетов граждан. По одной версии, счета "взламывали" хакеры, которые собирали данные с номерами карточек в интернете (при помощи вирусных программ). По другой - это были мошенники, устанавливавшие скиммеры на банкоматы (специальные устройства, считывающие информацию с карточек).

"Мошенники активизировались в предпраздничный период, когда начинается пора отпусков, выплачиваются авансы, отпускные и годовые бонусы. В связи с этим следует напомнить о рекомендациях обращать внимание на внешние вид картоприемника банкомата перед его использованием, прикрывать введение ПИН-кода рукой или портмоне. А также периодически менять ПИН-код в банкоматах своего банка", - сказал советник по вопросам информационной безопасности Украинской межбанковской ассоциации "ЕМА" Алексей Красюк.

Как сообщал MIGnews.com.ua, в Министерстве внутренних дел констатируют, что количество краж денег из банкоматов за последние годы увеличилось. В 2011 году таким образом было украдено почти 9 млн грн. В 2012 году - почти 12 млн грн., в этом году уже убытки около 2 млн грн.