РБК-Украина: В Украине готовится секвестр бюджета. Известно ли уже, на какой процент могут сократиться расходы на образование?

Сергей Квит: Нет, не известно, потому что это как соединяющиеся сосуды, и картина полная есть у министра финансов. Мы только имеем нашу собственную позицию. Она состоит в том, что мы понимаем, что правительство должно идти на эти непопулярные меры, потому что страна была ограблена прежним руководством. Ситуация очень нестандартная - она критическая. Потому сокращать бюджет будут, и бюджет образования также будем сокращать.

В такой ситуации у нас есть позиция, которая состоит в том, что мы можем сокращать что угодно, но мы не должны трогать людей. Мы должны в этот чрезвычайно сложный год сохранить научные школы в высшей школе и педагогические коллективы в средней школе. Эти вещи просто не восстанавливаются в наше время. Все другое мы готовы рассматривать.

РБК-Украина: Это означает, что зарплата работникам сферы образования сокращаться не будет?

Сергей Квит: Да, наша позиция такова.

РБК-Украина: Как я понимаю, государством снова не будут выделяться средства для капитальных и текущих ремонтов учебных заведений? Сейчас этот вопрос возлагается на плечи родителей и директоров школ. Как выходить из такой ситуации, когда говорят о том, что деньги с родителей нельзя собирать, а с другой стороны, государство эти средства не выделяет?

Сергей Квит: Предыдущее руководство оставило страну без денег. И потому, если вы хотите у меня спросить как у министра образования или у Александра Шлапака - как министра финансов - на этот вопрос ответа нет, потому что он звучит риторически. Он не привязан к реальности на самом деле. Если перейти к конкретике, то с родителей собирать (деньги) нельзя. Но в этой ситуации есть выход. Мы как министерство занимаемся фандрайзингом, то есть привлекаем деньги из разных фондов, у богатых людей, олигархов. Так же точно на своем уровне и университеты, и школы, и детские сады пытаются найти какие-то деньги.

И когда этот фандрайзинг выливается в то, что с родителей собирают деньги и они кладутся в карман директору, то это чистый криминал. Если, например, в детском саду надо менять крышу, директор собрал деньги, договорился с местным предприятием, что крыша будет поменяна, и она поменяна, то это правильно. Если он положил деньги в карман - это криминал. Потому не стоит в нашей ситуации настолько радикально ставить вопрос, что должно государство. Но мы пришли - и в государстве нет денег. Давайте тогда эти риторические вопросы адресовать Януковичу, Азарову и всей системе власти, которая была перед нами.

РБК-Украина: Существует практика штрафования директоров заведений (прежде всего школ) пожарными, инспекторами Госгорпромнадзора за то, на что государство средств не выделяет: за необработку чердака противопожарными веществами, за непромывку систем отопления ежегодно, за отсутствие акта о замере сопротивления изоляции и.т.д. Как быть?

Сергей Квит: Я думаю, что очень часто имеют место злоупотребления, если речь идет о каких-то технологических вещах, если что-то не промыто и будет авария - значит нужно промывать и искать на это деньги. Если же происходит злоупотребление, то такие вещи нужно делать публичными. Тогда мы с этим можем бороться. Я готов приобщаться и обращаться в Министерство внутренних дел. Я готов персонально этим заниматься. Но не платите взятки, если их требуют. Если речь идет о технологических вещах, которые могут привести к аварии, тогда надо искать деньги. Это от энергии директора всегда зависит, сможет ли он это обеспечить.

РБК-Украина: Вопрос о среднем образовании. Нужно ли в государстве обязательное полное среднее образование (10-11 класс)? Не секрет, что есть ученики, которые просто отсиживают в школе, или не посещают уроки в старших классах, или директора переводят их в заочные консультпункты и просто выдают потом аттестат ни за что.

Сергей Квит: У нас есть Конституция, там прописана эта норма. Вы ставите фактически вопрос о том, что какие-то преподаватели в средней школе недобросовестно относятся к своим обязанностям. К тому же бывают разные ситуации. Я когда не поступил после школы в университет, вынужден был работать и в то же время учился. Иногда человеку нужно предложить более гибкие учебные услуги, чтобы он мог доучиться, то есть пойти ему навстречу. Я думаю, что предоставлять возможности нужно, потому что, возможно, потом сознание этого человека изменится и он захочет дальше учится, делать карьеру, а в молодости он об этом не подумал. Поэтому вопрос в том, как качественно эта услуга предоставляется, как работают учителя.

РБК-Украина: Как совершенно верно заметила ваш первый заместитель, министерство фактически завалено бумажной работой. Та же ситуация и на местах. Будет министерство бороться за то, чтобы педагоги прежде всего выполняли свои непосредственные функции, а не работали с бумагами?

Сергей Квит: Я считаю, что такое решение должно приниматься совместно с работниками образования. Мы уже обратились к работникам министерства с вопросом о том, как можно их работу сделать более рациональной и менее формализированной, чтобы документооборот не утрачивал здоровый смысл. Мы ждем ответов от наших работников и их предложения. Также мы должны и у самих педагогов спрашивать, что они думают по этому поводу, чтобы их время действительно распределялось так, чтобы они больше внимания могли уделять общению с детьми, подготовке к занятиям.

РБК-Украина: Что будет с нормой об изучении 2-х иностранных языков в школе? Как известно, в сельской местности практически невозможно найти специалистов других языков, кроме русского?

Сергей Квит: Это проблема. Если это иностранный язык - он, прежде всего, должен быть английским. У нас в Киево-Могилянской академии есть самые большие 2 кафедры университетские - это украинского языка и английского. Без английского языка сейчас нет никакого университета, высшего образования, науки. Это однозначно. Потому, если говорить об иностранном языке, то люди могут учить какие угодно языки и выбирать, и учитывать возможности, которые есть в этой местности, но государство должно заботиться об английском языке.

РБК-Украина: Речь идет о втором иностранном. Эта норма останется?

Сергей Квит: Мы посмотрим. Там есть много вопросов. Но если о языках речь, то английский №1, кончено.

РБК-Украина: Планируете ли вы проводить кадровые изменения в Украинском центре оценивая качества образования?

Сергей Квит: Да.

РБК-Украина: Это касается наивысшего руководства?

Сергей Квит: Да.

РБК-Украина: Планируете возвращать И. Л. Ликарчука на эту должность?

Сергей Квит: Планирую.

РБК-Украина: Когда это может произойти?

Сергей Квит: Там есть формальности. Для того, чтобы назначить нового руководителя, должен уйти предыдущий. Потому в ближайшее время, я думаю.

РБК-Украина: По поводу высшего образования. Какие перспективы интеграции Украины в европейское и мировое образовательное пространство, ведь не секрет, что пока что взаимодействие в этой сфере недостаточное?

Сергей Квит: Это относительные вещи. Уровень недостаточный, потому что то, что мы подписали Болонскую декларацию, не означает, что мы сделали хоть что-то для этого, включая английский язык. Потому что без английского языка нет никакого болонского процесса. Потому что без английского языка нет общения и мобильности преподавательской и студенческой. Государство с этой точки зрения действительно ничего не делало. Это правда.

С другой стороны, ситуация не так плоха в том понимании, что у нас очень сильный человеческий капитал. Наши студенты показали себя очень конкурентоспособными. Они сами учат иностранные языки, они часто после окончания украинских университетов знают больше, чем их там учат. Когда они попадают на учебу в западные университеты, то показывают себя очень конкурентоспособными. Мы будем снимать те барьеры, которые были выставлены. Например, у нас до сих пор нет третьего цикла высшего образования.

У нас нет цикла PhD. Это не совсем аспирантура. Потому что это должны быть стуктурированные программы, должен происходить очень интенсивный учебный процесс. Именно на 3-ем цикле происходит интеграция науки и образования, потому что все студенты или докторанты проводят свои исследования и по их результатам должны делать реальные публикации, показать, где их достижения. Ввести третий уровень можно только законодательно. Это та препона, которая не позволяет западной системе понимать, что происходит у нас.

РБК-Украина: Каким образом в Украине способствовать развитию тех изданий, которые бы включались в международные наукометрические базы?

Сергей Квит: Нужно их основывать. Есть такие издания в разных университетах, регионах. Только они должны быть англоязычными, там должны быть на должном уровне сформированы редакционные коллегии, чтобы были должным образом оформлены политики этих изданий. Есть сформированный алгоритм, как создаются такие издания. Для чего он нужен? Чтобы когда вы печатаете эти статьи, то во всем мире понимали, о чем вы пишете. Даже форма написания научных статей в английском языке очень формализирована (в хорошем понимании). Я думаю, что наши университеты, конечно, должны идти по этому пути.

РБК-Украина: Министерство будет поощрять, или развитие таких изданий - дело университетов?

Сергей Квит: Дело университетов, но мы будем поощрять. Это как раз наша компетенция - поощрять и разъяснять политику, объяснять то, как работают университеты во всем мире, как они находят общий язык, какая у них риторика.

РБК-Украина: Необходимо ли в Украине реформировать НАН и двигаться по направлению к англо-саксонской университетской системе организации науки?

Сергей Квит: Реформировать нужно. Я буду встречаться на следующей неделе (интервью записывалось 14 марта) с Борисом Патоном, и мы будем думать о том, как это нужно делать. Потому что в дальнейшем Академия Наук и университеты не могут находиться на каких-то полюсах. Поэтому реформирование должно проходить в направлении интеграции с университетской системой. Мы будем вести диалог с Национальной Академией Наук и искать пути для ее сближения с университетами.