Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина

Избрание Собором епископов УПЦ (МП), который состоялся 13 августа этого года в Киево-Печерской лавре, митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Березовского) новым предстоятелем Украинской православной церкви способствовало появлению ряда острых комментариев со стороны экспертов и религиозных деятелей, которые расценили этот факт как "победу ставленника Москвы" и свидетельство "зависимости большинства епископов этой церкви от доктрины "русского мира". Между тем, такие оценки являются довольно поспешными и необоснованными.

На самом деле, ни во время длительной болезни предстоятеля Украинской православной церкви (Московский патриархат) митрополита Владимира (Сабодана), ни после его смерти митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий (Березовский) не рассматривался в качестве наиболее выгодной Москве кандидатуры.

Безусловно, как и любой другой иерарх Украинской православной церкви, который находится в "каноническом единстве" с РПЦ, митрополит Онуфрий имел и имеет тесные связи с патриархом Кириллом (Гундяевым) и его окружением. Но сам по себе этот факт, так же как и быстрое поздравления с избранием и благословение от патриарха Кирилла, вовсе не свидетельствует ни об откровенно промосковских взглядах новоизбранного предстоятеля, ни о том, что именно он был самой желанной кандидатурой Москвы.

Для того, чтобы осознать это в полной мере, стоит лишь вспомнить, что в среде УПЦ (МЦ) есть немало пророссийски настроенных священников - настоящих украинофобов. Например, наместник Киево-Печерской лавры Павел, митрополит Одесский Агафангел, митрополит Донецкий Иларион, которые, между прочим, пытались, видимо, не без ведома патриарха Кирилла, узурпировать власть еще при живом митрополите Владимире. Более того, когда состояние здоровья митрополита Владимира ухудшилось, именно Агафангел мог стать даже местоблюстителем - временным, но полномочным руководителем церкви, что открывало для него - старшего по стажу служения члена Синода - неплохие перспективы для того, чтобы в будущем стать предстоятелем Украинской православной церкви.

Не стоит также забывать, что основным конкурентом митрополита Онуфрия в борьбе за титул предстоятеля Украинской православной церкви был вовсе не "условно проукраинский" митрополит Винницкий и Барский Симеон, а митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, которого небезосновательно подозревают в тесных связях с бывшим Президентом Украины Виктором Януковичем, "семьей" и украинским олигархом российского происхождения Вадимом Новинским, который известен своей "привязанностью" к патриарху Московскому Кириллу. Более того, есть основания полагать, что кандидатура митрополита Винницкого и Барского Симеона вообще возникла лишь для того, чтобы переместить митрополита Онуфрия в глазах патриарха Кирилла с, условно говоря, проукраинской стороны к центру спектра всех возможных политических ориентаций, которые имеют место в среде УПЦ (МП), и представить его как компромисс между крайними про- и антимосковскими позициями.

Учитывая это, не стоит расценивать избрание предстоятелем УПЦ (МП) митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия как безоговорочную победу Москвы.

Более того, распределение голосов свидетельствует скорее о победе умеренной, срединной "фракции", представители которой осознают пагубность для церкви любых крайностей, тем более вызванных политическими ориентациями. Угроза кроется во внутренней амбивалентности УПЦ (МП) - с одной стороны, Украинская православная церковь, насыщенная пророссийскими священниками, старается не порывать "канонической связи" с Московским патриархатом, который все больше приобретает черты "политического православия", а с другой - глубоко укоренившаяся в украинскую почву - всего приходов и верующих УПЦ (МП) не на условном Востоке Украины, преимущественно секуляризованном и с низкой религиозной культурой, а на Западе и в Центре, где паства все больше приобретает отчетливо национальные черты и демонстрирует удивительное равнодушие к идеологии "политического православия" и "русского мира".

В таких условиях стремление навязать идеи "русского мира" и распространять "политическое православие кремлевского разлива" неизбежно приведет к выходу проукраинских приходов из лона УПЦ (МП) и их переход к УПЦ (КП), примеры чего мы уже имеем в связи с отказом священников московского патриархата благословлять украинских воинов или отпевать погибших от рук террористов участников АТО. С другой стороны, любые попытки светской власти или условно проукраинских церковных иерархов окончательно "выветрить" "русский дух" и "политическое православие" с украинских храмов приведут к конфликту с пророссийским крылом.

Оба сценария ведут к очередному расколу украинского православия и неизбежно ухудшат межконфессиональные отношения, ведь вернут на повестку дня вопрос перераспределения культовых сооружений и церковного имущества.

Итак, новоизбранному предстоятелю УПЦ (МП) митрополиту Онуфрию придется продемонстрировать чудеса гибкости и дипломатичности, чтобы сохранить единство вверенной ему церкви.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что политика новоизбранного предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия скорее всего станет продолжением политики митрополита Владимира и будет заключаться в "скрытой и постепенной" "украинизации" вверенной ему церкви, что неизбежно будет происходить за кулисами риторики внешне столь же пророссийской, насколько реально бессодержательной. И дело здесь не в личных качествах новоизбранного предстоятеля или его мировоззренческих предпочтениях. Дело в том, что это единственный путь сохранить Украинскую православную церковь (МП), не допустив ее раскола и фактического исчезновения.