Валентин Гладких, кандидат философских наук, политический аналитик, специально для РБК-Украина

Принципиальное требование общества провести быстрые и радикальные реформы в Украине и стремление нашей страны в обозримой перспективе стать полноценным членом Европейского Союза поставили на повестку дня две принципиально важных, неразрывно связанных между собой задачи в сфере законотворчества:

• обеспечить проведение необходимых реформ путем создания соответствующего правового поля;

• приблизить отечественное законодательство к требованиям и положениям Европейского Союза (acquis communautaire).

Эффективное решение этих задач возможно лишь при наличии целостного стратегического видения будущих преобразований и политического консенсуса относительно направлений и содержания реформ среди господствующей элиты, представителей всех ветвей власти, гражданского общества.

Создание парламентского большинства и коалиционного правительства в определенной степени свидетельствует о наличии такого консенсуса. Более того, в тексте коалиционного соглашения очерчены приоритетные направления деятельности парламентского большинства, в частности, в сфере законотворчества. Правительство, в свою очередь, также разработало и утвердило план мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом на 2014-2017 годы.

Вместе с тем, необходимо отметить, что, к большому сожалению, довольно общие и абстрактные положения как коалиционного соглашения, так и правительственного плана мероприятий до сих пор не нашли своей конкретизации в детально разработанном плане законотворческой работы. Между тем, именно перспективный план законотворчества, развивая общие положения коалиционного соглашения и правительственной программы, должен был бы конкретизировать когда и какие законопроекты должны быть разработаны и внесены в парламент.

Как показывает опыт стран Восточной Европы, обычно такой план разрабатывался в структурах исполнительной власти, которая, имея поддержку в обществе и парламенте, не только определяла магистральное направление реформ, но и разрабатывала и/или координировала разработку соответствующих законопроектов, которые позже проходили обработку в законодательном органе и поддерживались коалицией.

Попутно необходимо отметить, что в цивилизованных, демократических государствах львиная доля всех важных законодательных инициатив разрабатывается в структурах исполнительной власти, имеющей несравненно больший финансовый, кадровый, организационный и даже интеллектуальный потенциал, чем власть законодательная. Кроме того, изучение практики законотворчества развитых стран свидетельствует, что подавляющее большинство законопроектов, которые вносятся членами парламента, являются такими, что или подготовлены определенными "лоббистскими группами", или носят откровенно популистский, малопрофессиональный характер.

Итак, как бы парадоксально это не звучало, но обычно парламенты являются органами, где законы дорабатываются и принимаются, но разрабатывается подавляющее большинство законопроектов в стенах правительственных структур.

Причем, это совсем не свидетельствует о нарушении принципа разделения власти или о доминировании исполнительной власти над властью законодательной, поскольку:

• во-первых, исполнительная власть - правительство формируется и контролируется коалицией, которая рассматривает правительство не как потенциального конкурента, а как партнера, более того - как свой исполнительный орган;

• во-вторых, все законопроекты, разработанные правительством, проходят соответствующие проработки в парламенте, следовательно, парламентское большинство на этом этапе может внести все необходимые коррективы, или, в конце концов, отклонить законопроект либо отправить его на доработку.

Между тем, в Украине все более становятся заметны ростки латентного противостояния между исполнительной и законодательной властью, которые в разной степени подконтрольны тем или иным группам влияния. Проявляется это и в своеобразном "соцсоревновании на ниве законотворчества", когда депутаты и правительство наперебой клепают законопроекты преимущественно пропагандистского и популистского характера.

В таких условиях законотворческая деятельность может свестись к хаотическим и спорадическим, кое-где несогласованным и взаимоисключающим законодательным инициативам, результатом которых станет не системное реформирование, а лишь дальнейшее "расшатывание" правового поля Украины разновекторными законодательными инициативами.