Недавно певице Джамале исполнилось 30 лет. После дня рождения она спела гимн Украины перед супербоем Кличко-Поветкин. Ее живое исполнение потом обсуждали также рьяно, как и сам поединок. Многие упрекали за эмоциональность. А какая она в жизни и как добилась славы?

- Репутация доброжелательного и улыбчивого человека вас опережает. А вот Украину многие упрекают в мрачности. Не чувствуете дискомфорт?

- Когда я училась в консерватории, ни у кого не замечала угрюмости. Мне казалось, что лучше людей, чем в Киеве, нет нигде. Я приехала из Крыма, где настроения тогда были несколько националистическими. Многие говорили, что если я хочу поступить в консерваторию, мне нужно сменить фамилию Джамаладинова на какую-то "более украинскую". Но когда переехала сюда, наоборот оказалась в центре внимания. Просили что-то сказать на крымско-татарском, приготовить что-то из национальной кухни. А потом… Я увидела, что в столичной жизни есть и хорошие, и плохие стороны.

После окончания консерватории поняла, что у большинства людей только одно желание - больше денег. Я думала, что для вокалиста это неважно. Ты общаешься со зрителем, и тут не может быть и речи о деньгах. Ан нет. Оказывается, и тут они важны. Например, один преподаватель мне однажды сказал: "Вы прекрасно поете, но необходимо взять еще десять уроков по 100 долларов каждый".

Мы угрюмее, чем европейцы, а я стараюсь сохранить в себе позитивный взгляд на мир. Может быть, поэтому моя инаковость многих раздражает. Люди стали циничными и не верят, что кто-то просто может быть веселым. Наверное, циникам темы моих песен кажутся надуманными. 

Да, украинцы добрые и хорошие, просто грустные. Наверное, для этого есть исторические предпосылки. С другой стороны, если посмотреть на историю иных стран, то всем приходилось несладко. Мне жаль, что мы такие закрытые и неразвитые. Кричим, что Украина - центр Европы, хотим туда, но ничего не делаем для саморазвития. Мы ограниченные, поэтому нами легко управлять. Такое ощущение, что люди живут под копирку, и все, что их интересует, - это дурацкий перепост в Фэйсбуке. Ни у кого нет своего мнения. 

- Скажите, а сколько языков вы знаете?

- Знаю - громко сказано. Я изучаю и буду изучать: русский, украинский, крымско-татарский, английский, турецкий. Ведь даже родной язык нужно развивать постоянно, потому что он все время засоряется словами-паразитами. По себе знаю, в речи может вдруг появиться одно слово, которым я автоматически начинаю заменять множество других. Я ведь общаюсь с большим количеством людей, и как губка впитываю и хорошее и плохое. 

- Учитывая ваш юмор и темперамент, как вы уживались с академическим образованием? Или классике ничто не помеха?

- При исполнении классической музыки много сил уходит на осознание каждого слова и музыкальной фразы. Кроме того, ты не работаешь с таким вспомогательным средством как микрофон, ты один на один с залом, в котором может быть плохая или хорошая акустика. 

Мне эмоции не мешали, даже наоборот. Немцы ругают славян за то, что они слишком темпераментно исполняют Баха, Гайдна и даже Моцарта. Но, например, Анна Нетребко совершила революцию в академической манере, даже стала танцевать во время исполнения классических произведений. Классика меняется. Сейчас сложные оперы уходят со сцены, вместо них ставят оперетты.

- Идет глобальное упрощение?

- Идет популяризация легкости во всем: в классике, джазе, и, в первую очередь, в поп-музыке. Может, это спланированная акция, чтобы сделать нас тупыми? Или просто люди поглупели. Подобная тенденция ни к чему хорошему не приведет. На мой, очень субъективный, взгляд, когда-то The Beatles гениально совместили популярность с написанием замечательной музыки. Но то, что становится популярным сегодня, зачастую чудовищно.

- Маленькая девочка, живущая в селе, которая мечтает петь и постоянно поет. Вас поддерживали? Как вообще стоит воспитывать ребенка, чтобы не убить талант?

- Боюсь советовать, ведь у каждого своя судьба и жизнь. Мой путь неидеален, и не факт, что у меня все получилось. Поговорим об этом лет через 50. С семьей мне повезло. То, чему меня учили в детстве, сейчас часто помогает. Хотя иногда я думаю: "Зачем же меня мама так воспитала"? Ведь каждый может залезть мне на шею и свесить ноги. Я до сих пор не умею говорить "нет", жертвую своим комфортом ради удобства других людей. Ну вот, например, когда к нам летом приезжали гости, я никогда не спала на своей кровати - уступала ее и ночевала на полу. Мне не хватает здорового эгоизма.

Да, родители меня поддерживали. Отец учил любить свое: народ, музыку, традиции. Мама учила быть профессионалом во всем, за что я берусь. Именно она убедила меня получить академическое образование, хотя после музучилища я была готова поступать и в эстрадное. 

- Вы росли в Крыму, вернулись туда вместе с родителями после депортации. Помните период адаптации?

- Когда мы переехали, мне было девять месяцев. Помню, что поначалу было тяжело. Когда по истории мы проходили, к примеру, монголо-татарское нашествие, весь класс смотрел на меня так, как будто я лично в этом участвовала. Было и такое: "Возвращайся в свой Татарстан!". Детям сложно объяснить, что я на своей родине, а в Татарстане другой народ - казанские татары. В Малореченском, где жила наша семья, колодец, из которого берут воду все местные жители, строил мой прадед, к примеру. На том месте, где стоял дом моего деда, сейчас находится пансионат. У многих крымских татар, которые возвращались, были документы на их дома, но они не смогли воспользоваться своими правами. Я не хочу заострять на этом внимание. Всем было тяжело, просто по-разному.

- Тогда о другом непростом. Вы снялись в фильме "Поводырь", где речь идет об истреблении кобзарей, музыкантов, носителей традиций в 30-х годах в Харькове. Вы играли джазовую певицу Ольгу, которая постоянно находится под присмотром НКВД. Страшное было время для творческой интеллигенции.

- Моя героиня находится в центре драматических событий. Она вышла замуж по расчету за энкаведиста. Не жила, а выживала, но была сильной и бесстрашной. Ее пример многому меня научил. Съемки в фильме были абсолютно новым опытом. Чтобы сыграть эпизод, который длится меньше минуты, мне нужно было настраивать себя неделю. Многие люди говорят: "Она в образе" - с негативным оттенком. Я тоже раньше употребляла это выражение, но сейчас отношение к этому поменялось. 

- В то время, о котором повествует фильм, над творческими людьми постоянно висела угроза физической расправы. Чего им стоит бояться сейчас?

- Я каждый день говорю Богу спасибо за то, что живу сейчас. Раньше меня бы точно репрессировали за английский язык, за свободомыслие, смелые высказывания и еще за много чего другого. Я счастлива, что могу выходить и петь гимн так, как я хочу, могу в течение буквально пары месяцев принять участие в трех разножанровых фестивалях - джазовом, оперном и роковом. Никому ничего не должна, не завишу от спонсоров, обеспечиваю себя сама, не делаю конъюнктурную музыку, и могу сама выбирать, в чем себя ограничивать. Да, пусть у меня нет машины за сто тысяч и роскошного дома, зато я могу позволить себе записаться с настоящим симфоническим оркестром или сделать мастеринг альбома в Нью-Йорке. Моя музыка для меня гораздо важнее материальных благ.

Дай Бог, чтобы мы развивались, и "шли в Европу", как декларируют политики. Но важно, чтобы мы не просто приняли соответствующий документ, а осознали это разумом. С нынешним подходом и ментальностью мы вряд ли скоро станем европейской страной.

Досье

Джамала (Сусана Джамаладинова) родилась в Кыргызстане в 1983 г. Вместе с родителями в раннем детстве переехала в Крым, в село Малореченское под Алуштой, на родину отца. С красным дипломом окончила Национальную музыкальную академию им. П. И. Чайковского по классу оперного вокала. Победительница песенного конкурса "Новая волна-2009" . Обладательница множества международных наград. Певица, композитор и актриса. Исполняет оперу, джаз, соул, поп, народную музыку. Выпустила два альбома авторских композиций: For Every Heart (2011) и All Or Nothing (2013). 

По материалам "АиФ"