В античную эпоху у многих народов музыкальные инструменты только начинали зарождаться, тогда как древние греки вовсю играли на струнных и духовых инструментах. О них мы сегодня и поговорим.

Бытует мнение, будто самыми распространенными музыкальными инструментами в Древней Греции были лира и кифара (струнные). Действительно, некоторых мифических существ изображали с лирой в руках, но играть на ней умели немногие. Лира имела очень простое строение и представляла собой раму из дерева, на которой были натянуты четыре струны.

В отличие от лиры, кифара имела плоский резонатор, а количество струн в ней доходило до 18. Самым искусным исполнителей музыки на кифаре считался великий Аполлон. Звучание кифары вызывало в душе возвышенные чувства.

Флейта – родная «сестра» кларнета

Это в 18 веке активно использовались бас тромбон с трубами и гобоями, а Петр Первый организовал оркестровые хоры в гвардии, состоявшие также из литавр и валторн. Однако одним из первых духовых инструментов, который начали использовать греки, была именно флейта.

В конструктивном отношении это был простой и понятный инструмент. Его происхождение подробно описывается в древнегреческих мифах. Богиня Афина создала флейту, но когда увидела, как некрасиво раздуваются щеки при игре на ней, запретила даже прикасаться к деревянной трубочке с отверстиями. Сатир Марсий ослушался богиню, нашел флейту и научился на ней играть. Более того, он бросил вызов самому Аполлону, игравшему на кифаре. К сожалению, в состязании победил бог, а не сатир, за что Марсия казнили. Но именно тогда началось противопоставление струнных и духовных инструментов. Кифара стала олицетворять божественное вдохновение, флейта предназначалась для обычных смертных.

Считается, что именно благодаря флейте появился музыкальный инструмент кларнет и свирель Пана. С первым инструментом все более-менее понятно, а вот что такое свирель Пана? Так называлась многоствольная флейта, которая состояла из нескольких трубок различной длины. До сегодняшнего дня китайцы и греки спорят о том, кто именно изобрел данный инструмент, ведь свирель Пана находили и при раскопках древней китайской цивилизации.

Авлос – прародитель гобоя

Еще одним древнегреческим инструментом был авлос. Когда музыкант играл на авлосе, извлечение звука происходило через специальный язычок (пластинку) в отверстии. Для регулировки громкости нужно было надавливать на язычок губами. Данная процедура влияла и на тембр звука. Наравне с флейтой, авлос считается предком кларнета и гобоя. Археологи находили многочисленные древнегреческие сосуды, на которых были изображены музыканты, играющие на авлосе и других духовых инструментах.

Что касается ударных, их у греков было немного: систр, кимвалы, знакомый многим из нас бубен. А для танцевального сопровождения часто использовался инструмент, напоминавший испанский кастаньет. Свои духовые и струнные инструменты были и у древних римлян, но это уже совсем другая история.