Всему свое время

Вечером 7 сентября стало известно, что МВФ внес Украину в план-график заседания совета директоров для второго пересмотра программы кредитования и принятия решения о выделении третьего транша. Заседание состоится 14 сентября. В этот день МВФ будет рассматривать также вопрос сотрудничества с Филиппинами.

К этому заседанию Украина шла больше года. Власть "со скрипом" выполняла взятые на себя обязательства по реализации реформ, что приводило к затягиванию с пересмотром программы и возобновлению финансирования.

Если еще в начале года президент Петр Порошенко оптимистично заявлял, что Украина рассчитывает на получение 7 миллиардов долларов, то летом, из-за смещения сроков, речь уже шла о 4,3 миллиардов долларов. В последние несколько месяцев МВФ ждал полноценного запуска системы электронного декларирования. По словам министра финансов - Александра Данилюка, - он лично держал на контроле этот вопрос, и даже грозил уходом в отставку, в случае, если сроки запуска системы сорвались бы.

Параллельно с этим решались вопросы со стабилизацией ситуации в крупнейшем банке страны - "Приватбанке". Летом в правительстве заявляли о готовности к национализации банка, однако делать этого не хотелось бы. Например, потому что нет денег для входа туда временной администрации. "Чемодан без ручки, - отмечает собеседник РБК-Украина, знакомый с ситуацией. - Решиться "наехать" на банк не могут. Слишком большой. Да и собственник слишком специфический".

Объем нынешней кредитной линии может составить 1 миллиард долларов. По словам советника Ассоциации украинских банков Алексея Куща, в последнее время переговоры Украины и МВФ проходили в рамках технических консультаций, без работы постоянной миссии фонда. Это свидетельствует о снижении уровня сотрудничества и доверя к стране, уверен он. "Украина не выполнила базовое "домашнее задание". Тема пенсионного возраста, о которой так часто говорили наши чиновники, не являлась ключевой, также как и тема банковской системы, включая судьбу системных банков и приватизацию государственных, - добавил Кущ. - Исходя из опыта работы, на данный момент фонд перешёл к точечным шагам, которые наносят ущерб коррупционному "подбрюшью"".

Речь идет о переподчинении таможен региональным фискальным органам, открытии рынка газа, то есть "допуска" на него других операторов, которые бы создали конкуренцию и способствовали снижению цен. "Первое - повысить цену на газ до рыночной - сделали. Это понравилось, но на рынок никого не пускают, кроме структур, афилированных с мегакомпаниями", - говорит Алексей Кущ.

 Из-за низких темпов реализации реформ, Украина недополучила за последние два года около 8-9 миллиардов  долларов, отмечает глава совета Независимой ассоциации банков Роман Шпек. А только один из элементов - реализация инфраструктурных проектов, причем не за бюджетные, а за донорские средства, - позволил бы увеличить количество рабочих мест и оживить внутреннее потребление. Но из-за приостановки сотрудничества с МВФ, другие финансовые партнеры прекратили выделение средств. "Мы сами себя заблокировали. А проблема состоит в слабости коалиции, отсутствия взаимопонимания между коалицией и правительством", - резюмирует Роман Шпек.

Непростые переговоры

Александр Данилюк признает, что переговоры были нелегкими. "Это было нелегко, но когда работаешь над вопросом каждый день, - это дает результат, - написал вчера в Facebook министр. - Следующий транш от МВФ - это доверие к нашему правительству, подтверждение того, что мы на правильном пути и очень позитивный сигнал для инвесторов".

Если фонд примет решение о выделении денег, это откроет доступ к 1 миллиарду долларов под госгарантии США, 600 миллионам евро от Европейского союза, 500 миллионам долларов от Всемирного банка для НАК "Нафтогаз Украина" на закупку 17 миллиардов кубометров газа. "Транш очень сильно нужен. Миллиард долларов пойдет в резервы, - и это поможет стабилизировать гривну в случае чего. Но, прежде всего, это сигнал инвесторам, что мы остаемся в программе, и, что Украина - адекватный партнер", - отмечает специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital - Сергей Фурса.

Как отметил Александр Данилюк в комментарии для РБК-Украина, он рассчитывает еще на один транш до конца года. "Из-за задержки на этот год планируется не три транша, а два. Третий - на начало следующего года", - уточнил министр. Объем еще одного транша, который Украина может получить в этом году, он не уточняет. Однако в Нацбанке ранее заявляли, что оба транша, в сумме, составят 2,3 миллиарда долларов.

"Между траншами должен быть временной промежуток в квартал, - напоминает собеседник РБК-Украина, знакомый с ходом переговором. -  То есть, теоретически, еще один транш можно, конечно, "под елочку" получить, но, с учетом бюджетного процесса и очередных изменений, которые Минфин задумал, я в этом сомневаюсь". В тоже время в Минфине заверяют, что все предлагаемые правки в Налоговый кодекс согласовывают с МВФ. По некоторым нормам, например налоговым каникулам для нового бизнеса, дискуссии еще идут.

Утром – стулья, вечером - деньги

Эксперты сомневаются, что, помимо 1 миллиарда долларов, Украина до конца 2016 года может еще на что-то рассчитывать со стороны МВФ. По информации РБК-Украина, не все так просто может быть и с этим траншем. Уровень доверия у фонда к правительству критически низок, поэтому не исключено, что кредитор предоставит третий транш только при условии выполнении ряда условий.

Поскольку доступ к Меморандуму между МВФ и Украиной засекречен, то никто до конца не знает, о реализации каких приоритетных направлений для получения этого транша может идти речь.

"Слегка смущает, что документ вообще практически никто не видел. Смущает, что премьер-министр и президент его так долго не подписывали, хотя подписи Данилюка и главы НБУ - Валерии Гонтаревой - уже были, - говорит собеседник РБК-Украина в правительстве. - И самое главное, какие в меморандуме prior actions ("приоритетные действия", - ред.)?  Потому как вполне может быть, что совет МВФ проголосует, но в Меморандуме будут предварительные условия, которые потребуют голосования в Раде".

Речь может идти о вполне существенных законопроектах, которые традиционно тяжело воспринимаются депутатами. Например, о пенсионной реформе, о тарифах и компенсациях, то есть снижению объема субсидий до 20-30%, чтобы тем самым снять нагрузку на бюджет, а также о снятии моратория на продажу сельхозземель.