Состояние украинского ЖКХ не выдерживает никакой критики: теплопотери на трассах местами достигают 90%, половина тепла, поступающего в многоквартирные дома, теряется, счетчиками учета тепла оборудовано менее половины всех домов. В интервью РБК-Украина вице-премьер - министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадий Зубко рассказал о некоторых программах, благодаря которым он планирует начать выводить коммунальное хозяйство из той пропасти, в которую оно рискует свалиться в любую минуту.
"Необходимо создавать такие условия, чтобы люди были заинтересованы устанавливать счетчики. Соответствующие предложения мы сейчас готовим с регулятором, и в течение двух недель они будут обнародованы", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина Геннадий Зубко.
РБК-Украина: Какие сейчас актуальные проблемы, с которыми сталкивается отрасль ЖКХ, и на решении каких задач сосредоточен Минрегион?
Геннадий Зубко: Основная задача министерства - формирование государственной политики. До сих пор, помимо этой функции, в компетенцию Минрегиона входило распределение государственных денежных потоков на решение той или иной проблемы на местах.
В результате местное самоуправление полностью зависело от тех решений, которые приняло министерство. Это приводило к неэффективной реализации ряда государственных программ, например, программы реформирования отрасли ЖКХ, госпрограммы "Питьевая вода Украины".
Сейчас в рамках децентрализации мы остановили реализацию всех государственных отраслевых программ. А Минрегион сосредоточит свою работу, в первую очередь, на регуляторной политике, которая должна обеспечить возможности для привлечения частных инвестиций в отрасль.
РБК-Украина: О каких инвестициях идет речь?
Геннадий Зубко: Задачей министерства является помощь местным органам власти в привлечении средств международных финансовых институций. Сегодня у нас практически реализован проект Всемирного Банка "Развитие городской инфраструктуры" (речь идет о втором этапе проекта, начатом в 2014 году с объемом финансирования порядка 400 млн долл., - РБК-Украина), и сейчас в его рамках началась модернизация сетевой инфраструктуры в водо- и теплоснабжении.
Кроме того, мы работаем с NEFCO, ЕББР. Очень сложные переговоры идут сейчас с Европейским инвестиционным банком по проекту муниципального развития.
Мы считаем, что это как раз те средства, которые будут направлены на поддержку ЖКХ. И, если сегодня местные власти привлекают кредиты, наша совместная с Минфином задача обеспечить их государственными или муниципальными гарантиями. А, если возникают какие-то проблемы, Минрегион занимается их решением.
РБК-Украина: С какими трудностями сталкивается отрасль при привлечении заемных средств? Как сейчас решается проблема роста курсовой разницы?
Геннадий Зубко: Например, сейчас у нас возникли проблемы с увеличением курсовой разницы у 14 водоканалов, которые привлекли кредиты Всемирного Банка. В апреле мы помогли им добиться отсрочки обязательств по этим займам в связи с тем, что эта составляющая не была заложена в тариф. Сейчас регулятор уже учитывает обязательства в тарифе.
Мы также договорились с Минфином (водоканалы направляют средства ведомству, которое рассчитывается со Всемирным Банком), чтобы они не облагали предприятия пеней за просрочку по выплатам, пока не заработает инвестиционная составляющая.
Есть и еще один механизм решения проблемы. Мы готовим изменения в Бюджетный кодекс. Если они будут одобрены, то водоснабжающие предприятия, которым государство должно возместить тарифную разницу, смогут эти средства направить на погашение курсовой разницы. Сейчас на компенсацию разницы в тарифах в госбюджете всего предусмотрено 2,9 млрд грн.
Разумеется, что таким образом мы не решим вопрос: если будет постоянно прыгать валютный курс, мы не сможем закрыть все дыры. Но роль Министерства в том, чтобы помочь местным органам власти и предприятиям ЖКХ с помощью государства выйти из того угла, в который они загнаны.
Это непростой процесс, поскольку часто и Минфин упирается, и нам приходится доказывать ведомству, что если нам с органами местного самоуправления не удастся погасить кредиты международных банков, то эти обязательства должно выплачивать государство.
РБК-Украина: На реализацию каких проектов в ЖКХ местные власти привлекают международное финансирование?
Геннадий Зубко: Мы прорабатываем около 11 кредитных проектов в сфере муниципального водоснабжения. К сожалению, из этого перечня выпали Донецк, а также Ивано-Франковск - там были проблемы с первым этапом кредитования.
Также рассматриваем проекты в сфере теплоснабжения в 12 городах.
Заемные средства будут направлены только на модернизацию основных фондов предприятий коммунальной энергетики и водоснабжения. Это крайне важно, поскольку на сегодня общий уровень износа основных фондов составляет более 60%, а оборудование (котлы и насосы) - энергозатратное.
Модернизация будет ориентирована на уменьшение потребления предприятиями электроэнергии и природного газа, а также на сокращение потерь ресурсов в сетях. В некоторых городах, например, в сфере водоснабжения сетевые потери колоссальные - до 70-80%.
При этом, важно понимать, что модернизация заключается не только в замене котлов и установке счетчиков. Нам нужно поменять подход в целом. Сейчас мы вместе с НКРЭКУ работаем над тем, чтобы регулятор утвердил инвестпрограммы для теплокоммунэнерго, которые, в том числе, предусматривают установку приборов коммерческого учета.
РБК-Украина: Какой процент многоквартирного жилищного фонда оснащен приборами учета? Как планируется решать вопрос с установлением счетчиков на тепловую энергию?
Геннадий Зубко: Ситуация очень непростая. На выходе теплогенерирующие компании на 100% оснащены счетчиками, и только 36% многоквартирных домов имеют коммерческий учет. Но даже эти дома - проблемные, поскольку в очень немногих из них установлены индивидуальные тепловые пункты. То есть, есть возможность регулировать температуру подачи энергоносителя.
Ведь просто установка счетчика - это не подход к энергосбережению. Необходим учет с возможностью температурного регулирования в узлах учета тепловой энергии.
Кроме того, сегодня есть проблема с домами, которые платят за тепло по нормативам. Они часто завышены. Поэтому у нас есть предложение к НКРЭКУ посчитать, сколько серий домов есть в каждом городе.
У нас их не так много. Например, в Житомире - 8 серий, в Виннице - 15, которые составляют до 90% жилого фонда. На некоторых из них стоят счетчики. Таким образом, можно проанализировать и вывести средний показатель: сколько потребляет тепла дом определенной серии и на основании этого скорректировать нормативы, пока жилищный фонд полностью не охвачен приборами учета.
Также, я считаю, что необходимо создавать такие условия, чтобы люди были заинтересованы устанавливать счетчики. Соответствующие предложения мы сейчас готовим с регулятором, и в течение двух недель они будут обнародованы.
РБК-Украина: О каких предложениях идет речь?
Геннадий Зубко: Для того, чтобы поставить счетчики в домах, фактически необходимо 3 млрд грн. Но если мы сейчас скажем, что мы возьмем эти деньги в бюджете - это будет неправда, их просто нет. Мы можем сделать этот процесс эффективным только благодаря привлечению средств международных организаций.
РБК-Украина: Давайте все-таки посмотрим на проблему в целом. Есть ли в Минрегионе стратегия комплексного реформирования и модернизации? И как проконтролировать целевое использование средств на местах?
Геннадий Зубко: Мы сейчас подписали к реализации несколько программ, которые будут финансироваться Всемирным Банком, Европейским инвестиционным банком. На прошлой неделе мы подписали договор по реализации программы энергоэффективности в украинских городах со швейцарским правительством.
Мы не принимаем ни одного решения до тех пор, пока мы не увидим ТЭО, а также не поймем, куда эти средства будут направлены. Так, например, мы на прошлой неделе подписали проект по энергоэффективности с правительством Швейцарии на 15 млн евро, и это случилось после того, как было определено количество домов, где будет ставиться ИТП, миникотельные, какой будет энергетический и экономический эффект.
Что касается модернизации - мы сделали ставку на комплексную энергоэффективность. Потому что модернизация газового котла дает экономию всего в 5-7%, в среднем в тепловых сетях потери - 15-17%, а потери в жилых домах - 47-52%.
Поэтому стратегия выбрана такая: сначала поставить приборы учета и выяснить, сколько люди на самом деле потребляют, определить справедливый объем потребляемой тепловой энергии. Если мы начнем модернизацию с решения проблем теплокоммунэнерго - у предприятий вообще не будет желания что-либо оптимизировать и думать о том, как предоставить качественную услугу потребителям, поскольку они все равно получат помощь государства. Поэтому наша задача сейчас - поставить учет с регулированием, что даст 10-15% экономии, а термомодернизация домов даст экономию до 55%.
Пока мы еще не привлекли достаточного объема финансирования от международных организаций на реализацию комплексной программы по энергоэффективности. Сейчас всего 14 городов (областных центров) берут участие в этой программе на пилотной стадии. В целом на ее реализацию предусмотрено порядка 500 млн грн бюджетных средств, из которых 300 млн грн направлены на энергоэффективные мероприятия. А оставшиеся 147 млн грн - средства, которые мы планируем направить на компенсацию 30-50% затрат на установление ИТП в жилом фонде.
Однако, учитывая, что в целом объем недофинансирования отрасли составляет около 800 млрд грн, то 500 млн грн - не те деньги, которые спасают ситуацию. Поэтому, помимо кредитных средств, мы сейчас рассматриваем возможность создания фонда, в котором будут аккумулироваться отчисления на энергоэффективность.
РБК-Украина: Чем будет заниматься такой фонд, и как он будет наполняться?
Геннадий Зубко: Это фонд, в который международные организации будут готовы отчислять определенные средства для кредитования муниципальных программ по энергоэффективности. Но сначала нам предстоит создать прозрачную структуру управления этим фондом и алгоритм выдачи средств.
Есть разные походы к функционированию фонда. Например, в Германии такой фонд наполняется за счет неиспользованных населением субсидий. То есть, если в госбюджете Украины предусмотрено 25 млрд грн на жилищные субсидии, то считается, что 1 млрд грн автоматически государство должно направить на мероприятия по энергоэффективности.
В результате их реализации, сгенерируется определенная экономия, поскольку в таком случае сократится и количество претендентов на субсидии. Но государство снова выделяет 25 млрд грн, однако отчисляет на энергоэффективность уже не один миллиард, а два.
РБК-Украина: Насколько международные организации будут заинтересованы участвовать в наполнении такого фонда?
Геннадий Зубко: Они хотят увидеть, что проблемы энергоэффективности волнуют Украину, и что такой фонд работает, тогда стоит ожидать и отчислений наших международных партнеров. Мы сделали первый шаг и запустили проект на 500 млн грн.
Однако проблема еще и в том, что большое количество потребителей, проживающих в многоквартирном фонде, получающие субсидию, сегодня не мотивированы к экономии энергии и ресурсов. Необходимо решить вопрос монетизации льгот - и это задача правительства.
РБК-Украина: Вы перечислили ряд достаточно объемных и разноплановых инициатив. В какие сроки вы намерены их реализовать?
Геннадий Зубко: Для нас очень важно не упустить это лето, то есть, так называемый период межсезонья, чтобы и создать фонд, и привлечь иностранные средства. К сожалению, работа с международными финансовыми институциями не быстрая, поэтому те программы, которые стартовали в прошлом году, фактически, приступают к реализации только сейчас. Экономический эффект они дадут в лучшем случае в следующем отопительном сезоне.
Поэтому сейчас нам надо собрать все ресурсы, которые есть в государстве, для реализации энергоэффективных программ. Мы уже привлекли к этой работе "Ощадбанк", на днях будем разговаривать с органами местного самоуправления об их участии в проектах на основании принципов софинансирования.
РБК-Украина: Суммарно, какой объем средств международных финансовых институтов вы намерены привлечь в отрасль?
Геннадий Зубко: Для реализации проектов в сфере теплоснабжения мы намерены привлечь от Всемирного Банка порядка 382 млн долл. и порядка 300 млн долл. - в сегменте водоснабжения. Плюс сейчас мы ведем переговоры с Европейским инвестиционным банком по привлечению дополнительных 400 млн евро на реализацию проекта "Развитие городской инфраструктуры".
Сложность всех переговоров с иностранными инвесторами в том, что помимо гарантий, мы под все предлагаемое финансирование должны иметь готовые проекты. И у нас сейчас совместно с Ассоциацией городов Украины, органами местного самоуправления вопросы подготовки проектов - одни из самых актуальных. Очень важно, чтобы все подготовленные городами проекты попадали в критерии международных финансовых учреждений.
РБК-Украина: Планы понятны. Но, помимо проблем с энергоэффективностью, у коммунальных предприятий тепловой энергетики и водоснабжения плачевное финансовое состояние - многомиллиардные убытки и долги. Что делать с накопленным негативным багажом?
Геннадий Зубко: НКРЭКУ работает над постановлением, которым будут введены распределительные счета со специальным режимом использования для ТЭЦ. На этих счетах будут автоматически аккумулироваться средства, заплаченные за потребленную электроэнергию.
РБК-Украина: Но такие спецсчета уже обязывали открывать теплокоммунэнерго. С аккумулированных средств автоматически должна отчисляться плата за потребленный предприятиями природный газ. Тем не менее, несмотря на счета и практически 95% уровень оплаты со стороны населения, тепловые энергетики наращивают долги перед НАК "Нафтогазом Украины". То есть, механизм распределительных счетов не работает?
Геннадий Зубко: Это не сработало в тепловой энергетике, потому что правительственным постановлением №217, которым вводят распределение средств за энергоносители со спецсчетов, ввели формулу, согласно которой сравнивается, насколько рассчитались теплоэнергетики с предыдущими долгами за газ и сколько они фактически должны заплатить сейчас.
Это постановление, которое было предложено "Нафтогазом", практически остановило поступление всех платежей от теплоэнергетиков, поскольку НАК начал засчитывать платежи этого года за предыдущие периоды. Это очень навредило тепловому сектору.
Только в марте нам удалось отменить этот механизм. Сейчас механизм спецсчетов дает свои результаты, но он работает только при условии экономически обоснованных тарифов.
Ведь из-за того, что ранее образовывалась тарифная разница между установленным для населения тарифом и стоимостью газа, которую государство не могло вовремя погашать, НАК начислял пени и штрафы теплогенерирующим предприятиям.
Сегодня теплокоммунэнерго должны за природный газ более 8 млрд грн, водоканалы около 2 млрд грн за электроэнергию, а государство не выплатило 4,5 млрд грн разницы в тарифах.
РБК-Украина: Что делать с этими долгами?
Геннадий Зубко: Я считаю, что необходимо провести аудит этих долгов. Это даст четкое понимание - это те деньги, которые отрасль должна отдать за газ, или это искусственно сформированные долги не перед реальными поставщиками газа, а какими-то коммерческими компаниями- "прокладками".
И работа по анализу долгов сейчас ведется Минэнерго в рамках принятого закона о стабилизации финансового состояния "Нафтогаз Украина".
Беседовала Мария Цатурян