2 декабря 2013 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект № 3718 "О противодействии экстремизму", инициатором которого является народный депутат Вадим Колесниченко (Партия регионов). Институт медиа права прокомментировал этот законопроект. Ниже подан текст комментария.

Авторы законопроекта предлагают определить виды и формы экстремистской деятельности, а также предусмотреть уголовную ответственность за такую деятельность, дополнив Уголовный кодекс Украины специальной статьей, максимальная санкция по которой составляет до 8 лет лишения свободы.

Данный законопроект, как указано в объяснительной записке к нему, разработан с целью предотвращения распространения в Украине проявлений экстремизма, а также с целью предупреждения, выявления и остановки экстремистской деятельности и ликвидации ее последствий. Однако определение экстремистской деятельности и содержание законопроекта вызывают серьезные замечания с точки зрения соблюдения прав человека и свободы слова. Законопроект содержит размытые формулировки, которые позволяют расширено объяснять его положение и безосновательно усиливать полномочия государственных органов, уполномоченных, на борьбу с проявлениями так называемого "экстремизма". В соответствии с законопроектом можно будет запрещать любые мирные собрания, закрывать юридические лица, запрещать СМИ и блокировать веб-сайты.

По нашему убеждению, положению законопроекта, безосновательно расширяют сферу действия уголовного законодательства, ведь ответственность за большинство нарушений, на избежание которых направлен законопроект, уже достаточно четко закреплены в действующем законодательстве, которое касается предотвращению терроризма, разжиганию национальной вражды, и тому подобное. Зато действующий законопроект предлагает размытые сроки, которые можно чрезвычайно широко объяснять, например экстремизм это в частности "нарушение прав, свобод и законных интересов". Под такое определение можно подвести что-угодно.

По мнению Института медиа права, положения законопроекта, налагают неоправданные ограничения на право на свободу выражения взглядов и право на мирные собрания. Существенную опасность составляет предусмотренное право прокуратуры приостановить деятельность юридического лица или общественного объединения к окончанию рассмотрения судом заявления о ликвидации или запрещении деятельности юридического лица или объединения граждан, что прямо противоречит принципу верховенства права. Отдельные процедуры привлечения к ответственности в законопроекте выписаны именно относительно средств массовой информации и Интернет-ресурсов, что без сомнения повлияет на объективность освещения общественно важных вопросов в медиа. Любое СМИ может быть быстро закрыто по обвинениб в распространении информации, которая способствует экстремизму.

Следует отметить, что подобные законы существуют лишь в авторитарных государствах. В частности законодательство Российской Федерации содержит Закон "О противодействии экстремистской деятельности" №114-ФЗ от 25 июля 2002 года. Именно из него в большей степени был списан украинский законопроект. Положения данного закона получили негативную оценку Европейской комиссии за демократию через закон (Венецианской комиссии) по причинам непропорционального ограничения основополагающих прав и свобод, предусмотренных в., 6, 9, 10 и 11 Европейской конвенции о правах человека и нарушениях принципа необходимости в демократическом обществе:

Практика применения данного закона в Российской Федерации известна широкой общественности: составление списков запрещенных сайтов, безосновательное преследование за экстремистскую деятельность. Такой вывод Венецианской комиссии имеет значение и относительно украинского законопроекта, ведь много положений законопроекта №3718 почти дословно повторяют положение закона Российской Федерации.

Мы считаем, что положения законопроекта "О противодействии экстремизму" не отвечают международным стандартам свободы слова и мирных собраний, а их принятие негативным образом повлияет на развитие демократических процессов и формирование общественного общества и правового государства в Украине. Единственной целью такого законопроекта является желание авторитарного правительства воздержаться при власти и защититься от своих граждан.