Сегодня после 8 лет, проведенных фактически по ту сторону жизни, скончался бывший премьер-министр Израиля Ариэль Шарон (на фото). 85-летний политик прошел вместе со своей страной всю ее новейшую историю. Можно сказать, что его жизненный путь был отражением пути самого Израиля, который на протяжении десятилетий вынужден вести войны.

Фотогалерея: "Ариэль Шарон скончался в Израиле"

Ариэль Шарон родился в 1928 г. в поселении Кфар-Малал. Его дед, Мордехай Шейнерман, был подданным Российской империи, в числе многих после русской революции эмигрировавшим в Палестину.

Рожденный в семье убежденных сторонников и активных деятелей сионистского движения, молодой Ариэль Шарон выбирает карьеру военного - лучший способ послужить своей стране на тот момент. Израиль, получив независимость, практически сразу подвергся шквальному огню соседних арабских государств. Шарон участвует уже в первой арабо-израильской войне 1947-1949 гг. Уже тогда он становится командующим разведгруппой. В короткий мирный период молодой офицер стал одним из основателей знаменитого спецназа при Генштабе ЦАХАЛа.

В 1956 г. во время Суэцкого кризиса и позже, в 1967 г. в ходе "Шестидневной войны", Шарон показывает себя как храбрый военачальник, который не боится рисковать. Среди солдат он пользовался огромной популярностью - на танках его дивизии гордо красовалась надпись "Арик - царь Израиля".

Во время очередного военного испытания в 1973 г. ("война Судного дня"), генерал-майор Шарон со своей 143 бронетанковой дивизией сумел форсировать Суэц, а затем окружил египетскую армию, после чего Президент Египта Анвар Садат был вынужден просить мира.

Авторитет, приобретенный Шароном во время военных действий, во многом определил его успех в политике. Он входит в правительство Менахема Бегина, где в 1981 г. становится министром обороны. Одной из наиболее неоднозначных страниц в его биографии стала Ливанская операция, когда израильские войска оккупировали Ливан, а затем, по молчаливой указке министра обороны, отряды ливанских христиан учинили резню в лагере палестинских беженцев в Сабре и Шатилле. Этот эпизод стоил Шарону министерского портфеля.

В 2001 г. израильтяне, измученные постоянными атаками палестинцев , проголосовали за партию "Ликуд", а значит и за Шарона, сторонника жесткого разговора с палестинцами (на посту премьера он в итоге сменил последовательного сторонника переговоров с Палестинской автономией Эхуда Барака). Шарон еще до того, как стал премьером, показывал, что готов говорить с палестинцами с позиции силы - осенью 2000 г. он посетил священную как для иудеев, так и для мусульман Храмовую гору в Иерусалиме. За подобные шаги Шарон нередко подвергался и критике, так как они провоцировали новые волны насилия со стороны палестинцев.

Постепенно Шарон стал отходить от своей крайне правой линии в палестинском вопросе. Он стал автором плана "одностороннего размежевания", который предполагал отделение Израиля от ПНА и вывод израильских войск из сектора Газа. Премьер пошел на это даже несмотря на то, что такое решение привело к расколу в возглавляемой им правящей партии "Ликуд" - крайне правые во главе с Биньямином Нетаньяху составили оппозицию внутри партии, а сам Нетаньяху покинул правительство. Шарон решает сложившийся внутрипартийный кризис достаточно радикально - он выходит из партии "Ликуд" и создает собственную политическую силу - партию "Кадима".

В декабре 2005 г., спустя два месяца, как сектор Газа покинул последний израильский солдат, а у переговоров с палестинцами появились хоть какие-то шансы, Шарон попал в больницу с микроинсультом, за которым через несколько дней последовал обширный инсульт. С тех пор Шарон в сознание не приходил. Его авторитет был столь высок, что на внеочередных парламентских выборах совсем недавно созданная "Кадима" побеждает, а премьер-министром становится новый лидер партии Эхуд Ольмерт.