Один из лидеров французских ультраправых ляпнула в интервью телеканалу BFMTV, что не считает незаконной оккупацию Россией Крыма. "Я совершенно не считаю, что была незаконная аннексия: состоялся референдум, население Крыма пожелало присоединиться к России. Я не вижу оснований для того, чтобы ставить под сомнение этот референдум", - сказала Ле Пен.

Не знаю, догнал ли ее журналист вопросом о том, считает ли она незаконной аннексию Эльзаса и Лоттарингии или, чего уж там, оккупации фашистской Германией всей Франции в 1940 году. К слову, оккупация эта напрямую отразилась на судьбе семьи Ле Пен. Из-за подрыва на мине в 1942 году погиб дед нынешнего лидера "Национального фронта", а ее отец - Жан-Мари Ле Пен - стал, так называемым «национальным сиротой» - воспитывался на средства государства.

 На заявление по Крыму украинский МИД ответил своим заявлением. "МИД Украины выражает возмущение в связи с тем, что одна из кандидатов предвыборной кампании во Франции Марин Ле Пен позволила себе заявления в поддержку временной оккупации и попытки аннексии Россией Автономной Республики Крым", - говорится в сообщении. В МИД подчеркнули, что подобные заявления полностью повторяют кремлевскую пропаганду, что французский политик проявляет неуважение к суверенитету и территориальной целостности Украины и полностью игнорирует фундаментальные принципы международного права.

В ответ Ле Пен через своего пресс-секретаря дала понять , что в общем-то в Киев она и не собиралась, но вот когда она станет президентом Франции, тогда может быть, но вопрос этот будет решаться по дипломатическим каналам: "Марин Ле Пен в любом случае не собиралась ехать туда (в Украину, - ред.). Этот вопрос будет решаться по дипломатическим каналам, когда она станет президентом Франции".

Конфликт с Ле Пен, можно смело сказать -  не последний. В Европе идут выборы и пока шансы на победу у тех политических сил, которые, мягко говоря, не совсем разделяет мнение Украины, в том числе и по «крымскому вопросу». Ближайший пример – новый президент Молдовы Игорь Додон. Он тоже высказывался о судьбе Крыма – и до того, как был избран главой государства, и после. Так, в день своего избрания президентом Додон, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» подтвердил, что считает Крым «де факто российским».

Подобные заявления (еще до избрания) привели к тому, что Верховная рада отправила в СБУ запрос о запрете въезда Додона в Украину. Но ни тогда, ни сейчас это запрет не введен и Додон может спокойно прибыть в Украину, не опасаясь, что его не пустят дальше пропускного пункта.

Это следует из ответ Службы безопасности Украины на запрос юриста РБК-Украина Клима Братковского. СБУ он задал следующий вопрос: «Учитывая недружественные заявления новоизбранного Президента Республики Молдова Додона Игоря Николаевича о суверенитете Украины, прошу сообщить, существует запрет на въезд в Украину гражданину Республики Молдова Додону Игорю Николаевичу?» Из ответа следует, что на Додона, как президента страны, распространяется особый статус пересечения границы, в частности, он не должен проходить регистрацию.

Ранее в комментарии молдавскому изданию NewsMaker глава пресс-службы СБУ Елена Гитлянская заявила: ”Могу сказать, что в соответствии с международными законодательными нормами, дипломатическим лицам не может быть запрещен въезд на территорию нашей страны. Президент является дипломатическим лицом”.

Может ли СБУ запретить въезд Ле Пен в Украину, до ее избрания президентом (которое, надеюсь, все же не произойдет)? Да, может. Может ли спецслужба или МИД помешать ей сделать это, окажись она в статусе главы государства? Да, может.

Конечно, это чревато дипломатическим скандалом. И есть большие сомнения, что МИД и президент Петр Порошенко, как человек, который сейчас по статусу ответственен за проведение внешней политики Украины, готов на него пойти. Поскольку это автоматически означает распад «Нормандской четверки» (что, скорее всего и так произойдет, в случае избрания Ле Пен). Но и не будь Франция включена в процесс урегулирования ситуации на Донбассе – взять и послать одну из влиятельных стран в ЕС – надо иметь мужество, стратегию и ресурсы. И если Ле Пен все же появится в стране, то только по этим причинам, а не потому, что «нет прецедентов» или «в дипломатии так не принято». Были и принято.

Один из последних подобных случаев произошел в 2013 году, когда на православное Рождество сербский президент Томислав Николич решил посетить монастырь недалеко от столицы Косово - Приштины. Этот монастырь - центр сербской православной церкви в Косово. Въезд Николичу был запрещен. Вице-премьер Косово Хаджредин Кучи тогда заявил, что Николич сможет посетить край только после того, как разрешит косовским лидерам въезд в южные регионы Сербии, где большую часть населения составляют этнические албанцы. Тогда же Кучи уточнил также, что решение о запрете на въезд президенту Сербии было принято после "консультаций с международными партнерами". Поездка Николича, запланированная на рождественскую неделю, должна была стать его первым визитом в Косово в качестве сербского президента, но так ею и не стала.