В деревню, в глушь, в Вашингтон!

Ничего не предвещало беды. Итоговая пресс-конференция Минфина о результатах проделанной работы за 2016 год и планах на новый, 2017-й, имела все шансы стать очередным дежурным отчетом. Однако в этот раз министр финансов Александр Данилюк превзошел сам себя. За год работы он никогда публично не высказывался о деятельности главы Государственной фискальной службы Романе Насирове, но, как признается он сам, "наступил предел".

В то время как Минфин пытался реформировать налоговую систему и ГФС, в том числе и по требованию основного кредитора Украины – МВФ, его руководитель, считает министр, занимался самопиаром. Вместо того, чтобы имплементировать принятые изменения в Налоговый кодекс, выполнять задачи, поставленные Минфином, правительством и Верховной Радой (так и хочется сказать - партией), Роман Насиров находился в США. "Все ставится под угрозу саботажем ГФС. И мы этого не можем допустить. Ключевой приоритет на 2017 год – реформа в ГФС", - заявил Данилюк.

В Минфине не остались без внимания поездки главного налоговика страны в США. "Мы между собой уже шутили: "Рома, ты когда в стране будешь, чтоб хоть совещание провести?"", - рассказывает РБК-Украина собеседник в Минфине. За последний месяц Насиров побывал в Вашингтоне дважды – на инаугурации Дональда Трампа (20 января) и на национальном молитвенном завтраке (2 февраля), который проводит новый хозяин Белого дома, и где собираются политики со всего мира.

- В этом нет ничего плохого, но это достаточно  не дешевое удовольствие. Там, где он был, стоит приблизительно 250 тыс. долларов (данные только по инаугурационным мероприятиям. - ред), - уточнил Данилюк. - Немалая сумма и задекларирована ли она, нужно отследить. А если это было бесплатно, то почему именно руководителя ГФС Украины бесплатно приглашают на такие мероприятия? Может это услуга? Может подарок? Так украинское законодательство напрямую запрещает принимать такие подарки и такие услуги. Для меня это важно и для страны это важно, поэтому, как министр, я должен обратиться в НАБУ и НАПК, чтобы они проанализировали ситуацию.

По информации РБК-Украина в правительстве, обращения в антикоррупционные органы еще не направлено. Материалы готовятся и будут переданы, по словам одного из источников, "не сегодня - так завтра". Согласно электронной декларации, Роман Насиров может позволить себе посетить мероприятия с участием президента США. В документе за 2016 год задекларировал более 1 млн долларов наличными, 450 тыс. евро и 4,3 млн гривен. Еще более 1,6 млн гривен он держит на счетах в банке, также имеет большой земельный банк.

Фото: Роман Насиров на церемонии присяги Дональда Трампа в Вашингтоне

После того, как его фото на инаугурации Трампа облетело украинский сегмент интернета Насиров признался, что является поклонником нового президента США. "Мне интересно было посмотреть на такое важно событие. Меня пригласили мои бывшие коллеги по работе. Я не думаю, что там такая стоимость (инаугурационного пакета, - ред), мне кажется, что билет стоит 200 или 300 долларов", - заявил он после на пресс-конференции.

Примечательно, что, по данным Президентского инаугурационного комитета США (U.S.Рresidential inauguration Comitee), билеты на церемонию присяги и речь президента распространяются бесплатно Сенатом, Палатой представителей и офисами Белого дома для сенаторов, конгрессменов и представителей партий. При этом комитет отдельно предупреждал, что взимание платы за билеты на церемонию – может быть мошенничеством. В пакет стоимостью 250 тыс. долларов, о котором говорил министр Данилюк, входили завтрак с первой леди Меланией Трамп и женой вице-президента Карен Пэнс (2 билета), ужин при свечах с Дональдом Трампом и Майком Пэнсом и их супругами (2 билета), обед, в ходе которого можно было поговорить о политике с кандидатами в правительство США (4 билета), участие в "Приеме Победы" (4 билета), инагурационный концерт и фейерверк (4 билета), инаугурационный бал (2 билета) и VIP-места во время парада (4 билета). Кроме того, за эти деньги гость получал два билета на церемонию присяги, необходимые материалы, трасфер, бронировку 4 номеров в отеле как минимум на 4 дня. Но – только бронировку номеров, платит за номера гость отдельно и сам. В свою очередь Национальный молитвенный завтрак – формально бесплатное мероприятие, но предполагает обязательный благотворительный взнос – от 25 тыс до 500 тыс долларов.

Претензии по США были самыми яркими, но не единственными в адрес Романа Насирова. Глава Минфина обвинил главу ГФС в систематическом игнорировании его поручений. По словам Александра Данилюка, Роман Насиров игнорирует требование по предоставлению отчетности по выполнению ключевых показателей эффективности (KPI), которые были разработаны для ГФС совместно с МВФ. Так, KPI предполагает мониторинг по целому ряду направлений деятельности налогового органа, в частности, по показателям возмещения НДС, налогового долга, риск-ориентированности в работе, доступа плательщиков к автоматизированным системам и базам данным.

"Как Минфин, мы это, конечно, переживем, но это важно было для общественности, чтобы контролировать процесс реформирования. Конечно, проще "вырывать" цифры и показывать эффект, но отчет по всем показателям показал бы, что на самом деле происходит в ГФС и есть ли прогресс, чувствуют ли это плательщики", - пояснил Данилюк.

Кроме того, без внимания руководства ГФС оказалось создание Межрегиональной таможни, а также поручение министра проверить факты махинаций и незаконного возмещения НДС еще летом 2016 года. Тогда на целый месяц было приостановлен возврат НДС, дополнительных проверок так и не последовало, а заявки, поданные изначально, впоследствии были удовлетворены в полном объеме. Это стало поводом для первого публичного противостояния между Данилюком и Насировым. Конфликт не имел последствий для обоих, но лишь усилил взаимную неприязнь между руководителем и подчиненным. Уже в конце декабря, после того как идея Минфина с передачей всех баз данных от ГФС в министерство провалилась, в правительстве основным виновником называли именно Насирова. Ему приписывали и организацию кибератак на сайты Минфина и Госказначейства. Стоит отметить, что о неоднократных фактах игнорирования поручений, РБК-Украина рассказывало руководство Минфина, когда его возглавляла Наталья Яресько.

Саботаж поручений, а также самовольное поведение руководителя ГФС - он уходил в отпуск, не ставив в известность руководство Минфина и премьер-министра, как того требует законодательство - вынудило Данилюка инициировать привлечение Насирова к дисциплинарной ответственности. Но и здесь не все так просто. Согласно новой редакции закона о госслужбе, который вступил в силу в мае прошлого года, министр лишен возможности самостоятельного принятия решений об ответственности. Это предложение должно быть вынесено на рассмотрение комиссии, после чего подтверждено или отклонено на заседании правительства. Такая же ситуация и с увольнением, которое может быть инициировано после двух дисциплинарных взысканий.  

Вчера же, после громких заявлений Данилюка на пресс-конференции, он виделся с Насировым на совещании у премьер-министра Владимира Гройсмана, где, в частности, обсуждалась перспектива рассмотрения законопроекта о финансовой полиции, которая должна прийти на смену действующей налоговой милиции. В Минфине не исключают, что премьер предпринял попытку помирить Александра Александровича и Романа Михайловича. "У меня нет персональных обид. Нужно выполнять поставленные задачи, тогда и будет результат", - заявил РБК-Украина Данилюк уже после встречи с Насировым. Глава ГФС вчера отказывался от комментариев.

Мужик мужика видит издалека

Романа Насирова характеризируют, как в правительстве, так и в парламенте, как человека злопамятного. Депутаты, в частности, ощутили на себе характер главы ГФС, когда в прошлом году предприняли попытку рекомендовать правительству его отставку. Тогда РБК-Украина депутаты рассказывали, что главный налоговик грозил связанному с ними бизнесу внеплановыми проверками, блокированием таможенного оформления. Решение об отставке так принято и не было.

Именно поэтому и сейчас парламентарии и представители бизнеса скептически относятся к заявлениям Данилюка, и уж тем более к тому, что это приведет к каким-то последствиям для Насирова. "Ребята заигрались, а государство теряет. Идет передел между группами влияния. У Данилюка нет полномочий уволить Насирова, а у Насирова уйти добровольно - нет желания, поэтому это точно не вопрос их обоих", - считает глава Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. В любой другой цивилизованной стране после неоднократных публичных конфликтов, накопившейся неприязни друг к другу уже оба чиновника бы ушли в отставку, говорит он. Тем более, что вопросы есть как к Минфину, так и к ГФС.

"В январе участились жалобы бизнеса, - рассказывает исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко. - С возмещением НДС была задержка, непонятные проверки со стороны налоговой милиции. Если проверяют, то возникают странные претензии и своя трактовка законодательства. Поэтому мы на 8 февраля инициировали встречу с Романом Насировым и он, нужно отдать должное, проявляет открытость к бизнесу".

Член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова ("Самопомич") уверена, что речь идет об "извечном перетягивании каната и боях за влияние на налоговую политику". По ее мнению, Минфин пытается формально подмять и подчинить себе ГФС, чтобы показать, что служба – второстепенный орган и ему просто нужно выполнять поручения Минфина, а не придумивать собственную фискальную политику. "Но не выполняют нормы закона оба - и Минфин, и ГФС. В новой редакции Налогового кодекса Минфин получил необходимые полномочия и сам может, с 1 января, вносить изменения в приказы, где есть профискальние нормы. Вместо этого министерство дает поручения ГФС, - рассказывает Острикова. – Вот, пример – ЕСВ по спящим фопам. Речь идет о том, чтобы внести изменения в приказ и не проверять по ЕСВ предпринимателей, которые ликвидируются. По единому налогу в кодекс внесли такие правки, по ЕСВ нужно было в приказ. Ну что мешало их внести? Точно не Насиров. Теперь еще вопросы: где аудит баз данных, где рабочая группа по налогу на выведенный капитал?"

Сейчас остро стоит вопрос не о переделе полномочий, а об имплементации законодательства. В частности, необходимо заняться написанием программного обеспечения для полноценного запуска электронного кабинета плательщика, публикацией в полном объеме реестров на возмещение НДС, аудитом приказов.

"Ничего не будет Насирову. Он окажется чист перед законом и судом. Никто ему выговор не огласит,  для этого нужны весомые основания, - прогнозирует Татьяна Острикова. -  Такими громкими заявлениями министр финансов рискует дискредитировать саму идею переподчинения себе функционала ГФС".

Глава налогового комитета Нина Южанина (БПП) также говорит об отсутствии последствий для чиновников. Но из-за личностного конфликта будет тормозится работа над дальнейшим усовершенствованием налоговых норм. "Они ведут себя как два мужика, которые не могут поделить что-то. Им нужно сесть, поговорить, зарыть "топор войны" и работать, не покладая рук. Я готова помочь им выйти из пике, но работу за них делать не буду. Имплементация законодательства – их прерогатива", - заявила РБК-Украина Нина Южанина.