Троянский конь

Иван Безъязыков подозревается в сотрудничестве с боевиками т.н. ДНР, сообщили вчера в Службе безопасности Украины. Ему предъявлены обвинения по статье 258-3 Уголовного кодекса "Создание террористической группы или террористической организации". Соответствующее подозрение Безъязыкову было вручено накануне, во время обыска у него дома, сообщил руководитель аппарата СБУ Александр Ткачук. Если вина полковника будет доказана, то ему грозит лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

По версии следствия, будучи в плену полковник перешел на сторону врага.  "Находясь в плену незаконного формирования, самопровозглашенного «разведывательного управления ДНР», вступил в указанное формирование и исполнял обязанности заместителя начальника первого отдела агентурной разведки", - говорится в предъявленном подозрении.

Примечательно, что по словам Маргариты Кушнировой, супруги полковника, Безъязыков уже фигурировал в похожем уголовном производстве. Оно было открыто 13 марта 2015 года еще во время его пребывания в плену.  "Но, поскольку не было никаких доказательств, то дело закрыли. А сейчас, через полгода после Ваниного возвращения, они почему-то решили его возобновить", - цитирует Маргариту Кушнирову агентство "Укринформ".

Александр Ткачук заявил, что в деле имеются как показания свидетелей, которые видели Безъязыкова на оккупированных территориях, так и «оперативно-технические доказательства» сотрудничества подозреваемого с российскими спецслужбами. "Безъязыков совместно с другим представителем российской разведки пытался склонить меня на переход на сторону ДНР. При этом Безъязыков предложил должность замкомандира отряда. Во время беседы Безъязыков вел себя свободно, поддерживая разговор с указанным сотрудником российской разведки, был одет в военную форму РФ и имел при себе оружие - автоматический пистолет Стечкина", - зачитал Ткачук на брифинге показания одного из пленных, которому Безъязыков якобы предлагал перейти на сторону "ДНР".

Согласно еще одним данным, полковник ВСУ также якобы имел удостоверение, лично выданное ему главарем самопровозглашенной "ДНР" Александром Захарченко. "Неоднократно сам Безъязыков отмечал, что к нему хорошее отношение со стороны боевиков так называемой ДНР. И он говорил о себе сам, что он очень важный офицер", - отметил Ткачук. По словам главы аппарата СБУ, находясь в плену, подозреваемый выезжал в Российскую Федерацию, свободно передвигался по оккупированной территории.

Всего, по информации СБУ, боевики на Донбассе завербовали 27 украинских военных после их пребывания в плену, и они сейчас принимают участие в конфликте на стороне т.н. ДНР/ЛНР. Александр Ткачук также добавил, что еще 63 военных под пытками дали согласие на сотрудничество с российскими спецслужбами, о чем они сообщили в украинские правоохранительные органы после возвращения из плена.

Героическое возвращение

Полковник ВСУ Иван Безъязыков был начальником разведки ныне расформированного 8-го армейского корпуса. Во время службы в АТО занимал должность начальника разведки сектора "Д".  Несмотря на то, что история Ивана Безъязыкова стала известной всей Украине, по возвращению из плена он не стал публичной персоной как, например, Надежда Савченко. За полгода после освобождения он дал всего несколько интервью.

Так, «Газете по-украински» он рассказал, что в плен его взяли после того, как он договорился с боевиками о возвращении тел погибших. "Перед выездом оставил документы, оружие. Сели в машину, установили белый флаг и - вперед. Подъехали к краю Степановки (поселок в Донецкой области вблизи границы с Россией), ждали полчаса. Никто не вышел. Еще полчаса меняли колесо. Оставили машину на краю села, пошли пешком. Зашли почти в центр. Увидели казаков, подошли к ним с белым флагом. Они смотрели на нас с подозрением, но диалог наладился. Казаки сказали, что пойдут нам на встречу. Договорились на следующий день приехать на грузовиках за погибшими", - цитирует издание полковника ВСУ. Но во время возвращения к собственной машине трое военных ВСУ наткнулись на другую группировку боевиков.  Те не знали о договоренностях с казаками, и повезли военных к себе на базу, на которой провели первый допрос.

По информации журналиста Юрия Бутусова, идти на переговоры с боевиками о возвращении тел погибших военных приказал командующий сектора "Д" генерал Литвин.  "13 августа 3-ая батальонно-тактическая группа 30-й механизированной бригады оставила село Степановка на границе с РФ. В результате массированных ударов российской артиллерии и танковых атак российских боевиков, командование части потеряло управление, в результате начался неорганизованный отход, возникла паника. Часть военнослужащих присоединилась к 1-му и 2-му батальону бригады, которые заняли Миусинск и вышли на Лутугино из окружения, часть выбралась в тыл, часть уехала вообще из зоны АТО в пункт постоянной дислокации в Житомирскую область. Исчезло с учета несколько сот человек. Это привело к слухам, которые из-за паники многократно преувеличивали реальные потери - погибло и пропало без вести тогда реально около 30 человек, еще примерно 20-30 человек оказалось в плену", - написал журналист 12 июля этого года.

В интервью «Главреду» Безъязыков рассказал, что в плену его допрашивали «с пристрастием» - использовали веревки, электрический ток, много раз избивали. Он не скрывал, что представители "ДНР" хотели его перетянуть на свою сторону. "Постоянно говорили, чтобы я подумал. Одна из задач боевиков была в том, чтоб склонить меня на их строну. Потом хотели показать всем - мол, смотрите, полковник перешел. Вот получился бы эффект бомбы", - сказал он.

Об освобождении из плена Ивана Безьязыкова стало известно 5 июля. Возвращение полковника переговорщик Центра содействия и освобождения пленных и заложников при СБУ Юрий Тандит назвал "успешной оперативной комбинацией". По словам вице-спикера Ирина Геращенко процесс освобождения полковника был "настоящей тайной операцией". По ее словам, на эту спецоперацию дал "добро" сам президент Петр Порошенко.

В чем была суть спецоперации - неизвестно. О том, что освобождение Безъязыкова прошло не в рамках обмена пленными РБК-Украина подтвердил руководитель волонтерской группы "Патриот" Олег Котенко, который принимал участие в процессе освобождения Безъязыкова.

6 июля с бывшим пленным встретился президент Петр Порошенко, тем самым подтверждая важность персоны полковника и отдавая дань уважения усилиям, приложенным для его освобождения. "Президент отметил, что операция по освобождению полковника из плена была не простой из-за блокирования Россией процесса обмена. Он напомнил, что процесс обмена 25-ти украинских заложников на 50 боевиков был заблокирован в Минске", - говорится на официальном сайте президента .

Пять неизвестных

"Для меня это был шок" - прокомментировал в суде суть обвинений Безъязыков.

История с задержанием и арестом полковника и разведчика Ивана Безъязыкова стала информационной бомбой, которая должна продемонстрировать успех работы спецслужб. Это может также свидетельствовать о зрелости спецслужб и власти, которая готова не только гордиться, но и не "творить себе кумиров". Еще летом полковника встречали как героя, а уже через несколько месяцев на него вешают ярлык "предателя". Это настолько невероятная, насколько и удивительна история, которая вызывает ряд вопросов, на которые пока нет ответа.

Во-первых, почему СБУ было заинтересовано освободить полковника из плена? Как заявил во время брифинга Александр Ткачук, о переходе Безъязыкова на сторону "ДНР" стало известно еще во время его плена. "После освобождения из плена мы всегда общаемся с нашими ребятами, которые там находились, для того, чтобы получить от них определенную важную информацию. И многие из них начали сразу указывать на то, что поведение Безъязыкова в плену была довольно подозрительным. А именно, он был одет в военную форму Вооруженных сил Российской Федерации. Он имел при себе оружие, что, видимо, является экстраординарным для лиц, которые якобы находятся в плену. Кроме того, он свободно передвигался и спокойно общался с представителями российских спецслужб на оккупированных территориях", - отметил глава аппарата СБУ.

Трудно представить, что эту информацию не знал глава СБУ Василий Грицак, который вместе с бывшим пленным был приглашен на встречу к президенту Украины. Сомнительно, что спецслужбы допустили бы такую встречу вообще, если бы сомневались в "чистоте" Безъязыкова. Если же допустить, что президента сознательно посадили рядом со «шпионом», то какая цель такой компрометации главы государства?

Во-вторых, непонятно почему Безъязыкову инкриминируют только статью 258-3 УКУ. Полностью текст статьи звучит так: "Создание террористической группы или террористической организации, руководство такой группой или организацией, или участие в ней, а также организационное или другое содействие созданию или деятельности террористической группы или террористической организации".

Во время брифинга руководитель аппарата СБУ Александр Ткачук заявлял о фактах сотрудничества Безъязыкова с российскими спецслужбами. А значит, это по меньшей мере тянет на шпионаж или государственную измену. Заявлять на всю страну в прямом эфире о фактах сотрудничества полковника разведки с российскими спецслужбами, но не предъявить ему обвинений именно по этим статьям выглядит несколько странно.

В тоже время стоит отметить, что Ткачук уже заявил - возможна доквалификация инкриминируемых преступлений. "Пока такая квалификация (по 258-3 УК – ред.). Не исключаем, и квалификации по другим статьям", - ответил он на вопрос одного из журналистов, который поинтересовался почему Безъязыкову не инкриминируют преступления по ст. 111 УК "Государственная измена".

В-третьих, смутила небогатая доказательная база, которая была представлена журналистам в подтверждение причастности Безъязыкова к предательству. Естественно, есть тайна следствия и деталей никто никогда к судебному разбирательству по существу не расскажет. Но в той же СБУ проводились брифинги с наглядной демонстрацией изъятых вещественных доказательств – оружия и пачки денег.

В СБУ заявили об оперативно-технических материалах, которые якобы доказывают вину Безъязыкова. Какие именно - пока неизвестно. Также были зачитаны показания свидетелей, которые только не побывавшим в плену людям кажутся однозначными.

В неволе люди подвергаются пыткам и психологическому давлению. Например, российская военная форма, которую якобы носил Безъязыков - еще не доказательство вины. Боевики могли надевать на него форму для давления на других пленных, что, мол, он перешел на их сторону. Или для психологического издевательства над самим Безъязыковым. Также это могло быть из-за того, что другой одежды просто не было или ему ее не давали.  

Кроме того, неизвестно, какую стратегию выживания в плену выбрал полковник. Необязательно боевики могли заставить его перейти на свою сторону. Он мог согласится на это добровольно, например, для того, чтобы боевики перестали пытать. Поэтому ему для подтверждения своего "перекрашивания" нужно было выполнять указания новых "друзей". Например, убеждать других пленных перейти на сторону "ДНР". Рассказы о героическом пребывания людей в плену и крепком внутренним патриотическом стержне во время пыток практически не имеют ничего общего с реальностью.

В-четвертых, могли ли свидетели видеть все, о чем они рассказали? В упомянутом интервью сайту "Главред" полковник говорил, что контакт с другими пленными был минимален. Кроме того, по его словам, он долгое время был в камере-одиночке. Это подтвердила вице-спикер Ирина Геращенко в комментарии под постом журналиста Юрия Бутусова на Фейсбуке: "...И только в декабре 2015 удалось установить, что он в телецентре в одиночке. Там они сделали пыточную и удерживали наших ребят в телецентре. Дальше была борьба за него".

Кроме того, возникает сомнение в достоверности показаний свидетеля, который заявил о поездке Безъязыкова в Россию. Судя по контексту выступления на брифинге Ткачука, эти данные предоставил бывший пленный. Вряд ли он мог лично проследить за передвижением полковника.

И, в-пятых, возникает вопрос: насколько профессиональными и логическими являются действия полковника-разведчика, который возвращается из плена для шпионажа в пользу спецслужб другого государства - России? Если теоретически представить, что Иван Безъязыков все-таки перешел на сторону "ДНР", сотрудничал с боевиками и до последнего времени контактировал с ФСБ, то дать согласие вернуться для "двойной игры" - это самоубийство.

Впрочем, возможно вся эта история с судом, обвинениями сама является частью "оперативной игры" о целях которой можно только догадываться.

Вчера, после того как Безъязыкову стало плохо в зале суда, он был госпитализирован. Перерыв в заседании суда объявлен на неопределенный срок.