- Как бы вы оценили результаты встречи президента Украины Петра Порошенко с президентом Франции Эммануэлем Макроном?

- Встреча в Елисейском дворце менее, чем через два месяца с момента вступления Эммануэля Макрона в должность президента Франции, является, на мой взгляд, сильным сигналом о его готовности участвовать в разрешении конфликта на востоке Украины. А также поводом подтвердить позицию Франции, которая заключается в неизменной поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины. Но встреча двух президентов была также, по моему мнению, возможностью напомнить о том, что наши отношения не ограничиваются лишь обсуждением путей выхода из кризиса.

Лидеры наших стран коснулись множества других вопросов, в том числе, начатого Украиной процесса реформ. А также возможностей для двустороннего сотрудничества в экономической и культурной сферах. У нас прекрасные перспективы совместной работы, и, говоря о встрече, стоит также подчеркнуть, что она была чудесной возможностью подтвердить связи, которые объединяют наши страны. Вспомнить общие для нас страницы истории.

- На встрече президентов обсуждался новый план деоккупации и реинтеграции Донбасса, который назвают "формулой Макрона". В чем он состоит?

- Президент Франции подтвердил свое стремление достичь мирного разрешения конфликта на востоке Украины. В этой связи у него состоялся обмен мнениями с президентом Порошенко относительно необходимых предпосылок для реинтеграции Донбасса. Я не думаю, что можно на самом деле вести речь о некой "формуле Макрона". С одной стороны, подходы президента Франции полностью вписываются в рамки минских договоренностей, а с другой, речь идет, скорее, не о том, чтобы разработать очреедной "план" или "формулу", а зафиксировать конкретные и осязаемые цели, ведущие к разрешению конфликта. Чтобы не утонуть в бесконечных и безрезультатных обсуждениях.

В то же время, могу подтвердить вам, что подходам президента Макрона свойственна определенная специфика: он - прагматик, человек действия, который хочет, чтобы его действия приводили к результатам. Именно в таком духе им были предложены новые методы работы. В то же время очевидно, что одна Франция не сможет решить этот конфликт.

- Президент Макрон рассказал о необходимости участия ОБСЕ в урегулировании российско-украинского конфликта. Речь идет только о доступе ОБСЕ ко всем пунктам оккупированной территории или участии представителей организации в нормандском формате?

- Мы стараемся все более активно привлекать ОБСЕ к обсуждениям, которые проводятся в нормандском формате. Это имело место и во время недавней телефонной конференции глав государств и правительств стран нормандского формата 24 июля, в которой также принял участие посол Эртугрул Апакан, глава СММ ОБСЕ, и Александр Хуг, его заместитель.

Роль ОБСЕ в разрешении конфликта на востоке страны является ключевой с момента самого первого соглашения, подписанного в Минске 5 сентября 2014 года. Начиная с весны 2014 года, наблюдатели ОБСЕ присутствуют непосредственно в зоне конфликта, выполняя задачи, связанные, среди прочего, с обеспечением безопасности вдоль линии столкновения. Мониторингом соблюдения режима прекращения огня и отведения тяжелых вооружений. Наблюдатели работают в чрезвычайно непростых условиях. Временами они попадают под обстрелы, часто подвергаются давлению. В апреле этого года погиб член мониторинговой миссии, подорвавшись на мине во время следования патруля по территории, контролируемой сепаратистами.

Деятельность миссии имеет ключевое значение, поскольку, более чем когда-либо, нам требуется объективность и беспристрастность в процессе сбора и обработки информации. В этом плане большое значение имеет возможность гарантировать наблюдателям безопасность, а также свободный и безопасный доступ ко всем участкам территории Донбасса.

- Когда может произойти следующая встреча или переговоры по телефону в нормандском формате?

- Ближайшая встреча, на этот раз на уровне дипломатических советников глав государств и правительств, запланирована через несколько недель.

- Почему за последние шесть месяцев почти никто не сказал о "дорожной карте" минских соглашений, которую обещали разработать в рамках нормандского формата Нормандии?

- Дорожная карта является не самоцелью, а, скорее, способом определить этапы, которые, шаг за шагом, будут вести нас к выходу из кризиса. А также установят рамки для надлежащего выполнения минских договоренностей. Уже некоторое время мы отмечаем точечный прогресс, в частности, в вопросах освобождения пленных, экономической и социальной тематики, режима прекращения огня. А также снижения, пусть и нестабильного, уровня насилия.

Конечно же, ситуация на востоке страны не внушает оптимизма, но необходимо принимать во внимание всю ее сложность, которая делает невозможным быстрое разрешение конфликта.

- Видите ли вы прогресс в урегулировании российско-украинского конфликта?

- Как я уже сказала, по определенным пунктам прогресс есть. К сожалению, эффект достигнутых подвижек эпизодически подрывается той нестабильностью и шаткостью, которая характеризует сегодня ситуацию с соблюдением режима прекращения огня на Донбассе. В частности, последние несколько дней были отмечены возобновлением интенсивности боевых столкновений на линии соприкосновения, снова погибли люди. Нынешняя ситуация более чем тревожная, и мы решительно осуждаем эти проявления насилия, а также бомбардировки, от которых пострадали жители Авдеевки и Красногоровки. Но минские договоренности представляются нам как единственный возможный путь решения этого конфликта.

- Что вы скажете об идее секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова признать неконтролируемые территории украинского Донбасса оккупированными?

- Прежде всего, я считаю жизненно необходимым поддерживать связи с населением, живущим на этих территориях. Даже если нынешний тренд, как мне кажется, направлен скорее на отдаление.

Эти территории (ОРДЛО - ред.) являются органичной частью украинского государства, и необходимо, на мой взгляд, делать все, чтобы их жители по-прежнему чувствовали себя украинцами. В частности, через доступ к выплатам, на которые они делали отчисления всю свою жизнь, к предприятиям, а также доступ к медиа пространству. Важно не усложнять сверх меры жизнь гражданского населения на этих территориях, которое является - не стоит забывать - заложником этого конфликта.

- Поддерживаете ли вы инициативу президента Украины и секретаря Совета национальной безопасности и обороны перейти от формата АТО к формату боевых действий в Донбассе с внедрением и использованием для этого общевойскового Оперативного штаба?

- Руководствуясь необходимостью соблюдения минских договоренностей, украинское руководство решило перенести рассмотрение этого проекта и провести консультации с международными партнерами, вовлеченными в минский процесс. В настоящий момент этот проект находится на рассмотрении в соответствующих столицах, представители которых со временем представят свои комментарии.

- Макрон обсуждал с Порошенко законопроект о деоккупации Донбасса, который так активно обсуждался в Украине за последние две недели?

- Этот вопрос затрагивался во время телефонного разговора в нормандском формате, который состоялся в минувший понедельник.

- Вы видели этот проект?

- Это зависит от того, о чем идет речь. То, что видела я, было лишь концепцией. Что касается утечек законопроекта в СМИ, мне неизвестно, чему они соответствуют.