Сегодня съезд президентской партии "Солидарность" постановил лишить депутатских мандатов двух бывших нардепов от "Блока Петра Порошенко" Егора Фирсова и Николая Томенко.

Оба прошли в Верховную Раду по списку БПП, но со временем разругались с соратниками и добровольно вышли из фракции. Томенко - в декабре прошлого года, после принятия закона о госбюджете-2016, который он назвал "антисоциальным"; Фирсов - в феврале нынешнего года, после того как коллеги отказались исключить из фракции Игоря Кононенко.

В ответ бывшие соратники из "Солидарности" решили лишить обоих "отступников" депутатского мандата. Руководство партии ссылается на ст. 81 Конституции, согласно которой, если нардеп, избранный по списку партии в Раду, выходит из ее фракции, его полномочия прекращаются.

В блиц-интервью РБК-Украина Николай Томенко рассказал, почему считает решение съезда "Солидарности" незаконным, пообещал дальше ходить на работу в парламент и заверил, что для президента он более опасен, чем фракция "Оппозиционный блок".

РБК-Украина: Почему вас лишили депутатского мандата?

Николай Томенко: Практически все решения, которые в последнее время вносились в парламент от имени президента, по моему мнению, противоречили нашим предвыборным обещаниям. Я не просто не голосовал за них, а обоснованно доказывал их ошибочность и опасность.

Давайте честно скажем: я один из тех людей, которые не допустили принятия изменений в Конституцию (в части децентрализации, - ред.) о том, что так называемые ЛНР и ДНР реализуют автономии Луганской и Донецкой областей на территории Украины .

Если бы я и мои коллеги поддержали этот вопрос, то за него нашлось бы 300 голосов. Также я категорически против уничтожения системы образования, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта благодаря переходу на их финансирование из местных бюджетов.

В частности, несколько дней назад я подготовил иск, и буду судиться с президентом. Ведь он незаконно ветировал закон о поддержке профессионально-технического образования. Согласно действующему законодательству на закон может быть наложено вето в течение 15 дней после принятия, а он был ветирован через 39 дней.

Сейчас много членов "Оппозиционного блока" зависят от власти. Поэтому эта фракция не может быть реальной оппозицией. В итоге получается, что для власти я более опасный оппозиционер чем "Оппобблок" и все бывшие регионалы вместе взятые.

Поэтому власть и решила забрать у меня мандат. Я считаю, что в правовом смысле это решение ничтожное. Ладно, они приняли такую ??декларацию на закрытом заседании партии. Как жить дальше? Они мне мандат не давали. Я принимал присягу перед Верховной Радой, и за меня голосовал народ. Очевидно, этот вопрос следует вынести в Верховную Раду, принять закон об императивном мандате, дать мне слово.

Когда народного депутата сажают в тюрьму, он же говорит, защищается. Я коротко проинформирую, что делал в Верховной Раде, не пропустил ни одного заседания (согласно сайту Верховной рады Томенко не зарегистрировался на пяти заседаниях парламента, - ред.).

Я выполнял предвыборные обещания, зарегистрировал130 законопроектов, 40 из которых были приняты.

Поэтому пусть принимают новый закон и голосуют за лишение меня мандата. А решение партийного съезда - это политическая декларация, которая означает, что партия президента меня боится. Это хорошо, что боится. Приятно.

РБК-Украина: Кто из ваших бывших коллег из БПП инициировал решение по вам и Фирсову?

Николай Томенко: Трудно сказать. По моей информации - это позиция президента, поскольку он считает, что все должны, не читая, выполнять его наставления.

С его точки зрения, я - неправильный человек. Я читаю предложения, например, в части изменений в Конституцию, изменений в бюджет. У нас же в основном народ голосует, не читая, ночью, когда бюджет принимается. А я читаю, анализирую, еще и говорю, что предложения плохие.

РБК-Украина: Существуют ли правовые основания для обжалования решения съезда партии?

Николай Томенко: Это решение незаконно. Отобрать мандат может либо суд, либо Верховная Рада. Это может рассматриваться как начало процедуры лишения мандата.

Как дальше будет действовать президент и партия, я не знаю. Обращаться в ЦИК, Верховную Раду, суды. Если суд примет решение, я буду оспаривать его, например, в международных европейских структурах.

Если, такое решение примет Верховная Рада - буду действовать по-другому.

В худшие времена Януковича и Кучмы до такого маразма никто не мог додуматься, чтобы у депутата, который критикует власть, на съезде забрать мандат. Хорошо, что гражданство не забрали...

РБК-Украина: Вы ждали такого решения?

Николай Томенко: Да, ждал. Во фракции БПП и партии "Солидарность" есть много нормальных людей, которые говорили мне, что в течение последнего месяца этот вопрос обсуждался.

Я знал, что такое решение будет, и именно поэтому его приняли тайно, без меня. Но как можно лишить депутата мандата на съезде партии, если в статье 81 Конституции написано, что это можно сделать только на основании закона?!

Все цитируют верхнюю часть статьи, где указано, что можно досрочно прекратить полномочия, но дальше механизм четкий и понятный. Необходимо принять закон об императивном мандате.

Для исключения из списка кандидатов в депутаты принимали специальный закон. И съезд не голосовал, пока не было закона. Так и в ситуации с лишением мандата, для начала нужно принять закон.

Поэтому, с одной стороны, это проявление политического давления, а с другой, - предупреждение для других депутатов. Возможно, какая-то часть депутатов, тоже хотела выйти из фракции.

РБК-Украина: Планируете ли оспорить решение съезда партии в суде?

Николай Томенко: Нет никакого решения. Как они могут забрать у меня мандат? Когда я буду идти в Верховную Раду, ударят меня по голове, свернут и заберут его у меня? Какой механизм?

РБК-Украина: То есть, вы собираетесь и дальше ходить на заседания парламента и работать?

Николай Томенко: Конечно. Я дальше работаю. И жду решения Верховной Рады. Если такое решение будет, я дальше готов двигаться в правовой диспозиции.

РБК-Украина: Если спикер парламента Владимир Гройсман на следующем заседании зачитает решение съезда партии БПП и лишит вас мандата, что будете делать?

Николай Томенко: У спикера нет полномочий лишать депутатов мандатов. А если зачитает, они что, будут выносить меня из Верховной Рады? Пусть, ребята в субботу-воскресенье пишут закон, голосуют.

РБК-Украина: Кого еще могут лишить мандата, кроме вас и Фирсова?

Николай Томенко: Я не знаю. Я вообще не член партии. Я ни дня не был в партии Порошенко. Я был и остаюсь беспартийным.

Беседовала Надежда Андрикевич