Новые задержания

Сегодня утром ФСБ сообщило о задержании 9 ноября  в Севастополе якобы группы украинских военных из Главного управления разведки Минобороны Украины в Севастополе. Их обвиняют в планировании  диверсий на объектах военной инфраструктуры и жизнеобеспечения на территории оккупированного полуострова. "У задержанных изъяты взрывные устройства большой мощности, оружие и боеприпасы, средства специальной связи и другие вещественные доказательства их преступной деятельности, в том числе карты-схемы объектов предполагаемых диверсий", - говорится в комментарии на сайте ФСБ.

В Администрации президента Украины уже отреагировали на это заявление российских спецслужб: спикер по вопросам АТО Андрей Лысенко назвал это "очередным фейком от ФСБ". Он считает, что подобные сообщения регулярно "вбрасываются" ФСБ, чтобы дискредитировать украинских военных, ввести в заблуждение мировое сообщество, а также продемонстрировать якобы свою эффективную работу. "Скорее всего, в качестве якобы доказательств российские спецслужбы покажут каких-то людей, которых "назначат" вроде украинскими диверсантами и будут раскручивать эту тему", - добавил Лысенко.   

В российских СМИ уже назвали имена трех задержанных - Алексей Бессарабов,  Дмитрий Штыбликов и Владимир Дудко. По информации телеканала "Дождь",  Дмитрий Штыбликов до аннексии Крыма работал аналитиком Центра содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона "Номос" в Севастополе, был военным журналистом. На его странице в Facebook указано, что в 1992 году он окончил Киевское высшее общевойсковое училище. Его брат Алексей подтвердил "Дождю", что Дмитрий Штыбликов когда-то был военным, но службу он давно оставил и является гражданским лицом.

На фото - Дмитрий Штыбликов

Дмитрию Штыбликову удалось связаться по телефону со своим братом и сообщить, что его и других задержанных обвиняют по части второй статьи 281 Уголовного Кодекса РФ "Диверсия". По этой статье им угрожает тюремный срок от 12 до 20 лет. Сегодня же стало известно, что Ленинский районный суд Севастополя арестовал троих задержанных на два месяца, а само заседание проходило в закрытом режиме. Можно предположить, что эти задержания не последние. Как сообщает "Интерфакс", ФСБ удалось выявить якобы информаторов и следственные действия, в том числе и обыски, продолжаются.

Дело Панова

Задержание украинцев и обвинение их в подготовке диверсий и шпионаже, в последние месяцы стало распространенной практикой в России. "Первых украинских диверсантов" ФСБ в Крыму обнаружила еще летом. В августе российские спецслужбы задержали группу людей, которые, по их версии,  планировали теракты на Керченской паромной переправе, нефтебазе в Феодосии, химзаводе "Крымский титан" и на территории вертолетного полка в Джанкое. Одним из организаторов был назван 39-летний Евгений Панов, житель города Энергодар Запорожской области. В то же время его родные утверждали, что Панов не имеет никакого отношения к ГУР Минобороны,  его могли выкрасть и насильно вывезти на территорию Крыма.

Как рассказал РБК-Украина брат Панова Игорь Котелянец, сейчас Евгений находится в московском СИЗО "Лефортово". Ни украинский консул, ни родные задержанного встретиться с ним до сих пор не могут. Даже в Симферополе в СИЗО Панову устроили только одну краткую встречу с его адвокатом в присутствии "фсбшника", а передачу от родных он так и не получил. На прошлой неделе, во время проведения следственных действий, один из адвокатов видел Панова, но пообщаться с ним он не смог. С материалами делами защита Панова также до сих пор не ознакомилась. "Они (ФСБ - ред.) всячески блокируют к нему доступ и любую коммуникацию, - рассказал брат арестованного. - Его "прессуют" и он, вообще, не знает, что здесь происходит. К нему никого не пускают, чтобы он не мог рассказать о пытках над собой,  передачи не отдают и, вообще, он думает, наверное, что жизнь закончилась".

Подобные задержания наблюдаются во время эскалации военного конфликта и нового витка репрессий на самом аннексированном полуострове, заявила РБК-Украина руководитель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник. Например, этим летом правозащитник фиксировали, как перемещается военная техника по Крыму, увеличилось количество случаев  нарушений прав и свобод на полуострове. В конце концов, появилось так называемое первое "дело диверсантов", по которому и проходит Евгений Панов. "Мы убедительно просили  украинцев, что в Крым можно ехать им только при острой необходимости, - говорит Скрипник. -  Там  сейчас нет эффективного расследования, эффективных правоохранительных органов, очень много сфабрикованных уголовных дел без доказательств. Любой человек может стать жертвой - следствие не стремится найти доказательства, они стремятся под пытками заставить человека признаться в чем угодно".