С другой стороны, я считаю, что у украинской стороны нет четкого плана и стратегии, что делать с оккупированными территориями. Мы сами для себя должны дать ответ, как надо вернуть Донбасс? Через общественное мнение, согласие в Парламенте: как это должно произойти? В политический способ или военный? Возможно экономический или гуманитарный? А возможно, с применением всех этих факторов.

В конце концов, вся эта скрытность переговоров, играет с нашими руководителями злую шутку. На самом деле, переговорный процесс проходит достаточно закрыто и кулуарно. Мы, по сути, не понимаем, что такое Минские договоренности, что такое Нормандские. Эти встречи, к сожалению, покрыты таким покровом тайны, который вызывает много вопросов у опытных дипломатов.

Мы должны наконец перестать чрезмерно реагировать на позицию тех или иных сторон, а начать заниматься собой. Это я вновь возвращаюсь к позиции, что Украина должна иметь свои четкую позицию и план - что делать с этими территориями - это ключевое. Действительно, конфликт уже постепенно переходит в статус замороженного, и есть риск, очень серьезный, повторение опыта Приднестровья.

Санкции не достигли своей цели. Для Путина введенный санкции - пустой звук. У меня есть опыт и я помню, что санкции, которые действовали против Слободана Милошевича, лишь усиливали режим Слободана Милошевича. Потому, что он укреплялся внутри страны. Нужно искать новые форматы, новые подходы. Действительно нужны диалоги, но мы должны понимать: для Путина - резолюция Совета Безопасности, или любые другие документы ничего не значат. Он давно чихать хотел на все международные договоренности.

Путин делает все для того, чтобы его боготворило свое собственное население, и именно на это направлены его усилия. На то, чтобы укрепить свою власть внутри России.

Политика Российской Федерации, направлена на то, чтобы на территории бывшего СССР формировать так называемые источники напряженности, которые могут взрываться или разгораться в зависимости от политической ситуации. Это и Грузия, и конфликт между Азербайджаном и Арменией, в который, по сути, тоже вовлечена Россия, и Приднестровье.

Украина не может позволить себе роскошь не выполнять договоренности. Мы - правовое государство, и должны именно таким себя позиционировать. И давайте перестанем обращать внимание на Россию, так, как привыкли это делать. Россия, по сути, заблокировала работу СБ ООН, и мы ничего не можем сделать, чтобы преодолеть ее вето. Давайте не будем жить иллюзиями, что мы можем что-то поменять. Да, Россия является серьезным и очень влиятельным игроком. И пытается продолжать им оставаться.

Давайте жить в этих условиях, давайте развивать и усиливать собственную армию. Я был и остаюсь сторонником использования "хорватского опыта", опыта конфликта на территории бывшей Югославии для того, чтобы вернуть эти территории. Поверьте, я, возможно, не так часто бывал в Крыму, как другие, но я часто бывал на восточных территориях. Мне горько, что Донбасс отошел просто так, потому что кто-то захотел на эту территорию наложить лапу.