Сделать саму себя

Первым об увольнении судьи Царевич, на своей странице в Facebook сообщил пресс-секретарь президента Святослав Цеголко. "Ожидаемое решение. Президент уволил судью О. Царевич, которая преследовала автомайдановцев. Соответствующий указ после поступления документов из ВСЮ был подписан сегодня (29 сентября, - ред.)", - сообщил Цеголко.

До 2010 года об Оксане Царевич широкой общественности не было известно ровным счетом ничего. Она родилась в городе Коростень Житомирской области, в семье медиков. Затем ее семья переехала в город Калуш Ивано-Франковской области, где Царевич окончила школу, а уже в Ивано-Франковске – четыре курса местного института права, экономики и строительства по специальности "правоведение". Полное высшее юридическое образование будущая судья получила заочно только в 2005 году, в столичном Международном научно-техническом университете.

Работать юристом, по данным издания, Царевич начала еще студенткой, в 2001 году в Калуше. Первыми ее работодателями были местные частные и коммунальные предприятия. В 2005 году, получив полное высшее юридическое образование, Оксана Царевич пришла работать в судебную систему. Она стала помощником судьи Калушского горрайонного суда Николая Грынива. Каких-либо нареканий к ее работе не возникало. В 2007 году судья неожиданно уволилась из суда и уехала в Харьков, где поступила на факультет подготовки профессиональных судей юридической академии им. Я. Мудрого.  По данным РБК-Украина, неожиданный переезд был связан не только с желанием Царевич стать судьей, а с разводом с мужем. В 2008 году, отучившись в Харькове, она приехала в Киев, где устроилась работать в Печерский райсуд. К этому времени этот суд уже более года возглавляла Инна Отрош.

Начало работы Оксаны Царевич в Печерском суде не было многообещающим. В этом суде традиционно высокая конкуренция среди желающих стать помощниками судей, поэтому поначалу Царевич пришлось работать на рядовых должностях, начинала она с оператора ПК и сотрудника канцелярии суда. Подающую надежды юристку, постепенно заметило руководство, и она заняла должность консультанта суда. В круг ее полномочий входила работа с корреспонденцией, которая поступала из органов власти и граждан, учет количества дел в суде и анализ юридической практики. Через некоторое время Царевич подала документы на должность судьи. На должности консультанта суда она работала вплоть до ноября 2010 года, став после этого помощником Инны Отрош. Дело в том, что должность консультанта подлежала сокращению, а перевод в помощники к председателю позволял ей спокойно дождаться указа Виктора Януковича о назначении судьей. Действительно, соответствующий указ о назначении Царевич судьей на пять лет не заставил себя долго ждать, и был подписан 19 ноября 2010 года.

Жизнь на работе

Практически все опрошенные автором судьи и адвокаты, знакомые с Царевич, подтверждают ее высокую квалификацию и работоспособность. "Она действительно высококлассная судья и юрист", - отметил автору один из противников Царевич, адвокат "Автомайдана" Роман Маселко. Во время прохождения 31 марта 2016 года квалификационного оценивания судей, желающих стать судьями бессрочно, Оксана Царевич оказалась одной из немногих из почти ста судей, получивших по результатам экзаменов наивысшие оценки.

О работоспособности судьи говорит то, что в период с  2012 по 2015 годы Оксана Царевич рассмотрела 2017 уголовных дел, а также 2476  дел об административных правонарушениях. Стоит при этом отметить, что в 2014 и 2015 годах судья много времени она вообще не работала, поскольку была отстранена в связи с уголовным производством или находилась в отпуске. Высшими инстанциями было отменено 43 ее решения по уголовным делам (из них семь приговоров) и девять решений по делам об административных правонарушениях. Нагрузка у судьи была более высокая, по сравнению со многими ее коллегами. На действия судьи Царевич за этот период поступили 32 жалобы. В производстве по большинству из них было отказано судейскими дисциплинарными органами.

Нарекания у адвокатов вызывала манера судьи Царевич вести судебные заседания. Некоторые из них обращали внимание, что вела себя она высокомерно и не только по отношению к адвокатам, но и прокурорам. Неоднократно были случаи, когда Царевич без всякого пояснения отклоняла ходатайства защиты или игнорировала, казалось бы, очевидные доказательства.

Как отмечают знакомые с Царевич судьи и адвокаты, в отличие от многих коллег, она, по крайней мере, внешне, старалась жить скромно. Согласно данным об имуществе, официально у нее есть только служебная квартира в пользовании в Днепровском районе, которую она получила в 2012 году. Кстати, в современной истории Украины получение судьей служебного жилья – большая редкость, что породило слухи, что таким образом власти "рассчитались" с судьей за обвинительный приговор по делу Юрия Луценко, в котором принимала участие и Царевич.

"Можно много говорить о связи Царевич с Отрош и Андреем Портновым (в прошлом отвечал за судейскую реформу в администрации президента Виктора Януковича, - ред.), но нельзя не отметить, что она обладает чрезвычайным упорством и работоспособностью. Существует не так много судей, да и вообще людей, способных так "пахать". Царевич принадлежит к той категории судей, которые многое сделали для карьеры сами, прежде, чем их заметили "наверху", - рассказал автору один из столичных адвокатов, знакомых с судьей.

Громкие дела

Несмотря на то, что Оксана Царевич стала судьей только в 2010 году, резонансные дела в Печерском суде достаточно быстро стали распределяться на нее одно за другим. Кстати, как, и на ее таких же молодых коллег Родиона Киреева и Сергея Вовка, осудивших в 2011 и 2012 годах Юлию Тимошенко и Юрия Луценко.

За время недолгой судейской карьеры Царевич входила в коллегию судей, осудившую Юрия Луценко, была следственным судьей по делу об убийстве народного депутата Евгения Щербаня, фигурантом которого была Юлия Тимошенко, в 2011 году она осудила бывшего замглаву "Нафтогаза" Игоря Диденко, а в 2012 году - бывшего главу таможни Анатолия Макаренко и и. о. министра обороны Валерия Иващенко. Уже в 2015 году Царевич освободила под залог обвиняемого в сепаратизме бывшего "регионала" Александра Ефремова, а также давала санкцию на обыск в рамках дела спецроты МВД "Торнадо".

По отзывам знакомых с Царевич судей и адвокатов, сама судья достаточно аполитична, и предпочитает воздерживаться от разговоров о политике. Интересно, что ее близкие родственники в политике участие принимали - отец судьи, Игорь Царевич в Калуше состоял в местном отделении "Партии регионов", а сестра судьи - Наталия, там же ранее состояла в "Нашей Украине".

Под колесами "Автомайдана"

Началом конца стремительной карьеры судьи стали события Майдана. 29 декабря 2013 несколько сотен автомобилей "Автомайдана" направились к резиденции Януковича "Межигорье". По итогам сотрудники ГАИ выписали около 650 протоколов о нарушении водителями ст. 122-2 Кодекса об административных правонарушениях ("Невыполнение водителями требования об остановке"). Во многих случаях, водители даже не знали, что их пытались остановить, поскольку инспектора ГАИ часто просто переписывали номера мимо проезжающих автомобилей.

В январе 2014 года эти протоколы и рапорта стали массово поступать в суды, в том числе и в Печерский суд. 9 января того года в суде было произведено автоматическое распределение таких дел. Характерно, что они распределялись только на трех судей: Оксану Царевич (11 дел, по 9 делам судья вынесла решения о лишении водителей прав на шесть месяцев), Виктора Кицюка (пять дел, четыре из них закончились лишением водителей прав) и Родиона Киреева (одно дело, возвращено в ГАИ на доработку).

Среди тех, кого в январе 2014 года лишила прав судья Царевич, была предприниматель, работающая в сфере IT Ольга Луговая, журналист «Украинской правды» Оксана Коваленко, пресс-секретарь посольства Канады Инна Царькова. В большинстве случаев, вина лиц, лишенных прав, не была четко установлена судом, а многие, как Царькова или Коваленко, вообще отрицали участие в автопробеге.  

Как позднее было установлено следствием, существует большая вероятность того, что распределение по ст. 122-2 именно на этих судей осуществлялось неспроста, поскольку из нескольких десятков судей Печерского суда, административные дела были распределены только на молодых судей, не отработавших еще и первых обязательных пяти лет. Человеком, осуществлявшим распределение дел в Печерском суде, была сестра судьи Кицюка, Людмила. Впрочем, полностью установить все детали происходящего тогда в суде, вряд ли будет возможно, поскольку глава суда Инна Отрош еще в 2014 году бежала из Украины, предположительно в Россию.

Почему вообще такое стало возможным, известно из показаний в Генеральной прокуратуре бывшего председателя Оболонского райсуда Киева Ирины Мамонтовой, которые она дала в 2014 году в ходе расследования дела о давлении на судей со стороны Администрации Президента (выдержки из протокола допроса есть в распоряжении издания). Как следует из показаний судьи, в конце декабря 2013 года Мамонтовой позвонил тогдашний руководитель Главного управления по вопросам судоустройства АП Вадим Фесенко. Он сообщил, что скоро в суды поступят материалы дел по ст. 122-2 в отношении протестующих, которые надо будет быстро рассмотреть и вынести решения. Однако когда 17 января 2014 года Оболонский райсуд рассмотрел первые такие дела и лишь оштрафовал участников автопробега в Межигорье, а не лишил их прав, в тот же день Фесенко снова позвонил Мамонтовой и потребовал от нее обеспечить именно лишение прав. "Мне сообщили, что я не могу надлежащим образом организовать работу суда, что мне необходимо определить конкретных судей, которые будут рассматривать эту категорию дел", - рассказала Мамонтова в ГПУ. 20 января Фесенко позвонил ей снова и заявил, что «наверху» ею недовольны, и что на Мамонтову жалуются сотрудники прокуратуры. Недолго думая Ирина Мамонтова ушла на больничный, а затем написала заявление об увольнении с должности главы суда. После этого Оболонский суд, с новым председателем, по данным адвоката Романа Маселко, лишил водительских прав около 40 граждан, а больше десяти арестовал за участие в беспорядках.

В конце 2014 – начале 2015 годов именно эти события стали основанием для привлечения Царевич к уголовной ответственности по ст. 375 УК ("Вынесение судьей заведомо неправосудного решения"). По версии прокуратуры, между судьями и сотрудниками ГАИ существовал сговор, согласно которому суды должны были лишить прав как можно большее число нарушителей. При этом большинство судей закрывали глаза на то, что многие протоколы о нарушениях оформлялись небрежно, с нарушением требований, а сотрудники ГАИ в  суде не могли четко объяснить, в чем состояло нарушение. Уголовное производство в отношении судьи Царевич в настоящее время рассматривается в Шевченковском райсуде Киева.

Когда против Царевич было начато уголовное производство, прокурорам пришлось потратить немало сил, чтобы сообщить ей о подозрении. По словам источника автора в судебной системе, знакомого с делом, она любыми путями старалась избегать встречи с прокурорами, под любым предлогом отказываясь встретиться с ними.

Финал карьеры

Решение Высшего совета юстиции Оксана Царевич и ее адвокат Сергей Демченко пытались оттянуть изо всех сил. Дважды заседание переносилось в связи с болезнью судьи, было заявлено множество ходатайств. Итоговая развязка наступила 15 сентября. Члены Совета юстиции сочли, что судья Царевич при рассмотрении дел в январе 2014 года, нарушила принцип презумпции невиновности, поскольку лишила прав людей, на основании документов сомнительного качества и без четких доказательств их вины.

Хотя судья заявила, что среди тех, кого она лишила прав, никто не заявлял в суде об участии в акциях протеста, Совет юстиции ее доводы отклонил, отметив, что к моменту первого решения Царевич по делу Автомайдана (15 января 2014 года, - ред.), о ситуации с автопробегом в Межигорье и многочисленными "проблемными" протоколами ГАИ уже было хорошо известно, а судья должна была быть внимательной. За увольнение судьи в итоге проголосовали 13 членов Совета, а против, только двое.

Интересно, что в судейском сообществе, Оксана Царевич пользовалась большим авторитетом даже после того, как она оказалась под следствием. В кулуарах съезда судей в ноябре 2015 года, где судья была делегатом от Печерского суда, многие судьи искали общения с ней, призывали держаться и заявляли о солидарности с ней. Более взвешенную позицию тогда занял Совет судей, который не стал отрыто заявлять о поддержке судьи, поскольку многие его члены понимали неоднозначность многих принятых ею судебных решений.

"История судьи Царевич, как и многих ее молодых коллег, карьера которых неожиданно взлетела в последние пять-шесть лет и так же внезапно оборвалась, показывает, что не стоит слишком сильно сближаться с властью. Кто высоко взлетает, тот больно падает. Похоже, что многие судьи в какой-то момент, просто не смогли противостоять соблазнам сделать карьеру, опираясь на власть, а не на свои профессиональные качества. Думаю, что многие из них действительно хотели быть лучшими и успешными, но не сильно выбирая методы. Теперь многим из них приходится отвечать за свою самонадеянность", - отметил автору один из членов Совета судей.