Сегодня народные депутаты поддержали в первом чтении законопроект №4116а "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления единой газотранспортной системой Украины".

Кабмин в данном законопроекте предлагает внести изменения в статью 44 закона "О нефти и газе", передав функции оперативно-технологического управления украинской ГТС от государственного предприятия оператору единой газотранспортной системы Украины.

Законопроект также устанавливает, что функции оператора ГТС Украины могут быть закреплены за субъектом хозяйствования, учредителем и собственником которого может выступать исключительно государство или государство (владение не менее 51% корпоративных прав) и юридическое лицо (юрлица), которое принадлежит и контролируется резидентами стран Европейского союза, США или Европейского энергетического сообщества и является оператором системы транспортировки газа или членом европейской сети операторов системы транспортировки газа.

Кроме того, проект закона предусматривает, что согласно решению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в нефтегазовом комплексе, функции оператора подземного хранилища газа могут быть отделены и возложены на отдельное предприятие - оператора подземного хранилища газа.

Вчера голосование за правительственный законопроект №4116а провалилось. "Присутствовал при обсуждении и голосовании в зале Рады. Печальная картина. С регионами все понятно - они прямо говорят, что требуют участия России в управлении украинской ГТС. А вот позиция "Свободы" удивила - очередная порция популизма на тему", - сокрушался глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев.

Сегодня "Свобода" все же поддержала проект в первом чтении. Фактически у фракции есть лишь одно замечание к документу - состав акционеров оператора должен утверждаться Радой. Для чего это нужно, объяснил лидер "Свободы" Олег Тягнибок. "По законопроекту... мы предлагаем, чтобы состав акционеров оператора утверждала Верховная Рада. Чтобы не случилось так, что акционером может оказаться "Газпром". Тем более что в 144 европейских газовых компаниях акционером является эта российская компания. Привлекая европейцев, есть угроза привлечь российский "Газпром". Поэтому парламент должен определять оператора, то есть того, с кем мы будем подписывать контракт. Призываю всех в это сложное время объединиться и действовать в интересах Украины!" - отметил Тягнибок.

По его словам, ко второму чтению поправки, которые требует "Свобода", будут учтены правительством.

Глава правления альянса "Новая энергия" Валерий Боровик в комментарии РБК-Украина отметил, что поправки фракций, скорее всего, будут учтены ко второму чтению, но сильно законопроект не изменят. "Думаю, что будут внесены изменения, поданные разными депутатскими фракциями, но основа останется такая же", - сказал он. Тем не менее, контроль Рады за составом акционеров, по мнению эксперта, может усложнить деятельность оператора: "Претензии при изменении Конституции, с одной стороны, логичные, а с другой это вводит дополнительные проблемы в деятельность фактически обособленного субъекта. Вопрос этот дискуссионный. Нет в нем и плюсов и минусов больших".

Эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский также не видит особой проблемы в требовании "Свободы". "Проблема состоит в другом. Проблема состоит в техническом согласовании действий двух операторов. Нужно понимать, что у нас ГТС - это единый комплекс вместе с подземными хранилищами газа. Разделение на 2 части - не наилучший вариант. В случае приватизации, акционирования может потенциально возникнуть корпоративный конфликт между собственниками. С точки зрения стоимости такой компании - она будет ниже, если будет отдельно ГТС, отдельно ПХГ", - сказал Землянский РБК-Украина.

Еще один энергетический эксперт - Дмитрий Марунич, считает, что вопрос тут заключается в торге между Кабмином и фракциями. "Идет перетягивание каната между разными ветвями власти - каждый хочет показать, что что-то значит... Будет идти торг", - сказал РБК-Украина эксперт.

Председатель комитета Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, народный депутат фракции "Батькивщина" Николай Мартыненко сегодня уверял, что ГТС останется в собственности государства. "Этот законопроект дает возможность в будущем передавать в концессию или в аренду оператору, который будет выполнять диспетчерские функции, управления газотранспортной системой. Состав собственности этого оператора предусматривает, что контрольный пакет обязательно должен быть за государством, другую часть собственности могут иметь только европейские компании и компании из США", - цитирует его слова пресс-служба "Батькивщины".

По словам Мартыненко, привлечение к украинской ГТС крупных европейских компаний, которые одновременно являются потребителями российского газа, позволит получить возможность привлечь инвестиции для реконструкции ГТС, а также откроет возможность закупки газа европейскими потребителями на границе Россия-Украина.

Эксперт Валерий Боровик также отмечает преимущества от привлечения западных компаний к украинской ГТС: "Самое главное - это прозрачность деятельности компании, меньше коррупции, большая защищенность под европейским зонтиком. Это другие более понятные и прозрачные правила игры, кстати, с большим капиталом".

Напомним, ранее Кабмин решил реорганизовать "Нафтогаз Украины", который в дальнейшем должен будет заниматься только реализацией природного газа, создав ПАО "Украинская газотранспортная система", которое будет заниматься исключительно транспортировкой газа, и ПАО "Украинские газовые хранилища", которое будет заниматься хранением газа.

Сергей Гвоздков