Вчера, 7 ноября, Верховная Рада одобрила одно из требований протестующих под парламентом – проект нового Избирательного кодекса. Правда, только в первом чтении. Если документ будет принят и в целом, то следующие парламентские, более того - президентские и местные выборы могут пройти по новым правилам. Что касается парламентских выборов, то предлагается перейти от смешанной к пропорциональной избирательной системе с открытыми списками. Как голосовала Рада за изменение избирательного законодательства и есть ли будущее у Избирательного кодекса, разбиралось РБК-Украина.

Напомним, необходимость изменить правила избирательного законодательства прописана еще в коалиционном соглашении, которое было подписано 27 ноября 2014 пятью фракциями - БПП, "Народным Фронтом", "Батькивщиной", Радикальной партию и "Самопомощью". В первом квартале 2015 года тогдашние коалицианты должны были изменить смешанную избирательную систему выборов в парламент на пропорциональную.

"Отказ от смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы и введение пропорциональной избирательной системы выборов в Верховную Раду Украины, по которой избиратели смогут голосовать за конкретных кандидатов в многомандатных избирательных округах (пропорциональная система с открытыми списками)", - говорилось в документе. Однако, несмотря на многочисленные напоминания отдельных депутатов о необходимости выполнения этого обещания, руки парламента до этих документов дошли только после начала акций протеста под названием "Большая политическая реформа". Напомним, протесты начались 17 октября с тремя требованиями: изменить избирательное законодательство, снять депутатскую неприкосновенность и создать антикоррупционный суд.

После провала трех законопроектов по изменению избирательной системы еще на прошлой парламентской сессионной неделе в октябре, во вторник депутаты сразу приступили к продолжению рассмотрения вопроса - голосованию за два избирательных кодекса.

Первым депутаты рассмотрели проект Избирательного кодекса (3112 от 16 сентября 2015 года) нардепа Валерия Писаренко (группа "Видродження"), а за ним - спикера Андрея Парубия и депутатов Александра Черненко и Леонида Емца (3112-1 от 2 октября 2015 года). Стоит отметить, что выводы комитетов и на первый, и на второй проекты были готовы еще в феврале 2017 года.

Оба проекта Избирательного кодекса описывают новые процедуры проведения не только парламентских, но и президентских, и местных выборов. Остановимся более детально на первых.

Так, в проекте Писаренко предлагалось, что в выборах могли бы участвовать только политические партии. Следовательно, каждая политическая партия должна выдвинуть по одному кандидату на каждый из 450 избирательных округов, на которые была бы поделена Украины. Проходил бы в Раду не победитель из округа, а ЦИК устанавливала бы внутрипартийный рейтинг, в зависимости от того, сколько голосов избирателей набрал бы тот или иной кандидат от партии в округе. Поэтому, не партии, а избиратели бы устанавливали порядковый номер тому или иному кандидату в списке партии. А в зависимости от того, сколько процентов поддержки получала бы партия в целом, определялось бы, сколько мест в парламенте она получает. Даже если на определенном округе победил кандидат от определенной партии, но партия не преодолела избирательный барьер, такой кандидат не может стать депутатом. Причем, в своем проекте кодекса Писаренко не предложил, каким должен был быть избирательный барьер, отметив, что это вопрос для дискуссии.

Что касается проекта кодекса Парубия, Черненко и Емца, то он был разработан на основе проекта Избирательного кодекса, который еще в 2010 году, в Раде VI созыва, зарегистрировала группа депутатов во главе с Юрием Ключковским.

Так, проектом предлагается, что в выборах могут участвовать только партии, но Украина делится на 27 избирательных округов. В каждом из этих округов партии выдвигают свои списки. Избиратель голосует за одну из этих партий и, по желанию, за кого-то из кандидатов, кого партия выдвинула именно в этом регионе. Следовательно, именно избиратель определит рейтинг кандидатов в списках партий в каждом отдельном округе. "В каждом из этих регионов партии выдвигают свои списки, избиратель обязательно голосует за одну из этих партий и, по желанию, это его уже добрая воля, за кого-то из кандидатов, кого партия выдвинула именно в этом регионе, именно в этом региональном списке, таким образом выставляя рейтинг этим кандидатам. И это то, что говорил мой коллега Писаренко, когда руководитель партии не может повлиять на место кандидата в списке на шанс его прохождения, а на это влияет исключительно избиратель", - объяснял Черненко, представляя проект. Также, как пояснил один из авторов проекта РБК-Украина, предлагается, что за каждой партией, которая пройдет проходной барьер (последний предлагается снизить с 5 до 4%), закрепить, например, тройку гарантированно проходных. Эти места предлагается отдать лидерам партий, чтобы они не занимались выборами в отдельном округе.

К распределению мандатов допускаются политические партии, преодолевшие 4 процента голосов. С каждого округа будет избираться примерно 16-17 депутатов. Поэтому, мандаты будут распределять между партиями на каждом округе отдельно - в зависимости от того, какую поддержку получила та или иная партия на том округе.

Рассмотрение проектов кодексов не вызвало особых дискуссий. Депутаты говорили об обещании в коалиционном соглашении изменить избирательные правила, об угрозе политической рекламы и что делать, если ни один из кодексов не будет одобрен. Однако председатель профильного парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич апеллировал, что такое избирательное законодательство устаревшее и вернет страну на десять лет назад. К тому же, депутат указывал на неуместность изменения правил президентских выборов за год до начала избирательной кампании. "Там фактически меняется модель выборов президента, представьте себе, меньше, чем за год до выборов, мы начинаем новую модель и реализовывать ее надо буквально начиная за несколько месяцев. Более того, вводится понятие фактически профессиональных избирательных комиссий и для того, чтобы стать членом комиссии, недостаточно выдвиженцев от партий или от кандидатов, надо чтобы эти люди прошли соответствующее обучение в вузах, которое определит Центральная избирательная комиссия, и получат специальные лицензии. Вдумайтесь просто об этом. В выборах президента оказываются подписные листы, от которых мы отказались давным-давно. Мы помним эти тонны хлама, которые приносились, и до чего доводила эта профанация", - заявил Князевич, комментируя проект Парубия, Черненко и Емца.

Кроме того, предлагается, что кандидатом в президенты может быть лицо, которое соберет 300 подписей депутатов Верховной Рады и депутатов местных советов, но не менее чем из двух третей регионов страны.

Уже через час парламент определился, и поддержал проект кодекса Парубия, Емца и Черненко. 226 голосов "за" из 226 минимально необходимых обеспечили 68 депутатов от БПП (из 138), 56 депутатов из "Народного фронта" (из 81), 26 внефракционных (из 50), 26 из "Оппозиционного блока" (из 43), 20 из "Самопомочи" (из 25), 14 из Радикальной партии (из 20), 13 из "Батькивщины" (из 20), 2 из "Воли народа" (из 19) и один из "Видродження" (из 26). Проект Писаренко поддержало только 102 депутата.

Во фракциях коалиции не под диктофон объясняли корреспонденту РБК-Украина, что такие результаты голосования стали неожиданностью. Ведь 226 "за" ни в "Народном фронте", ни в БПП не собирались давать. Задачей коалиции было провалить проект, однако не рассчитали. Так, источник в "Народном фронте" объясняет, что на фракции в понедельник вечером было принято решение дать голосов по максимуму, чтобы создать видимость, что НФ за "открытые списки". Объясняют, никто не думал, что вопрос будет одобрен в первом чтении. "Было предложено, чтобы фракция поддержала кодекс - все равно не хватит голосов. Чтобы потом тыкать пальцами, что именно БПП не дали голосов. Никто не ожидал, что Рада даст 226", - сказал собеседник, добавив, что шансов у кодекса во втором чтении нету. "Они будут подавать правки, дорабатывать. Но это ни о чем не говорит. Он будет завален на втором чтении", - заключает собеседник.

"Ошиблись. Во втором чтении он будет завален. Сделают видимость, что поработают над ним, внесут какие-то правки", - объясняет депутат от президентской фракции, пожелавший остаться неназванным.

"На самом деле, единство есть. Вы посмотрите это голосование не в разрезе фракции, а в разрезе мажоритарщиков и списочников. И вы увидите, что списочники проголосовали, а мажоритарщики - в большинстве нет. Слава Богу, какая-то часть мажоритарщиков проголосовала. Поэтому у нас есть 226. Что это значит? Что шансы есть. Будет трудно. Все равно я считаю, что скорее "нет", чем "да", но в целом шансы есть", - говорит заместитель главы фракции БПП Алексей Гончаренко, который голосовал "за" проект.

Так, не поддержала проект большая часть мажоритарщиков БПП, которые и выступают против изменений избирательных правил. Часть из них, например, прошли в парламент как самовыдвиженцы, а только потом вошли в состав президентской фракции. Например, как Татьяна Рычкова. Что касается самовыдвиженцев, то этот проект Избирательного кодекса не позволяет им участие в выборах. Однако не поддержали проект и мажоритарщики, которых выдвигала партия БПП. Например, братья Дубневичи - Ярослав и Богдан, Дмитрий Лубинец, Иван Винник и другие. В коалиции объясняют такую ??реакцию мажоритарщиков нежеланием последних баллотироваться по новым правилам.

Ведь многие из мажоритарщиков попали в парламент через специфическую "работу" с избирателями, вложение средств в инфраструктуру округа. А после изменений избирательного законодательства появляется конкуренция, ведь за мандат будет бороться не менее 17 представителей одной партии (если 450 депутатов разделить на 27 округов, то от одного округа может быть избрано около 16-17 депутатов). Кроме того, растет потребность вкладывать больше средств в округ. "Есть группа мажоритарщиков, которые "прикормили "себе округа через гречку, лавочки, инвестиции и их совершенно не радует, что они должны это делать в масштабе в 17 раз больше. Те, кто хотел покупать округ, и тратили на это 3-10 миллионов долларов, сейчас перед перспективой делать это в 17 раз больше", - объясняет один из депутатов-списочников.

"Я не голосовал за проект, и не буду голосовать во втором чтении. Многие мажоритарщики, которые проголосовали, за голову возьмутся", - объясняет изданию один из депутатов БПП из мажоритарщиков. В БПП говорят, что мажоритарщики заявили о своей позиции - не поддерживать такую ??версию проекта кодекса - еще вечером в понедельник на заседании фракции.

Воздержались от голосования и нынешний глава президентской фракции Артур Герасимов, и предыдущий Игорь Грынив (оба прошли по списку партии). Позже Герасимов пояснил РБК-Украина такие действия тем, что проект кодекса был "прописан еще под Конституцию Януковича", причем не пояснив нюансов. "Это уже к специалистам", - добавил он.

Почему не поддержали проект почти всем составом депутатские группы "Видродження" и "Воля народа" можно объяснить тем фактом, что их сформировали самовыдвиженцы, которым предлагается запретить участвовать в выборах. Другой вопрос, что если, например, депутаты из группы "Видродження" на следующих парламентских выборах будут баллотироваться от партии "Видродження", а последняя не проходит избирательный барьер, что вполне возможно, то ни один из этих кандидатов не получает мандат, даже если наберет более 50 процентов поддержки в округе. "Я, со своей колокольни, на сегодняшний день, по замерам, имею поддержку 60-70 процентов людей. Но партия может не пройти. И тогда 60-70 процентов людей, которые хотят отдать свой голос, останутся за бортом и не будут представлены в Верховной Раде ", - объясняет изданию народный депутат от группы "Видродження" Антон Яценко, который не голосовал за проект кодекса. Как вариант решения депутат предлагает полностью убрать проходной барьер. "У меня есть большие сомнения, что этот законопроект станет законом. Я уверен, что многие депутаты сегодня хотели показать, что они демократичны. Шла какая-то политическая игра", - добавляет политик.

"Члены коалиции, а это фракция БПП и "Народного фронта", которые говорят, что у них есть 226 человек, у которых в коалиционном соглашении есть обязательство по принятию закона Украины по выборам народных депутатов по пропорциональной системе с открытыми избирательными списками, они сегодня дали всего 124 голоса. Фактически они подтвердили, что коалиции нет, и они обманывали людей, когда обещали принять этот закон", - говорит народный депутат от фракции "Оппозиционный блок" Михаил Папиев. Примечательно, что большая часть депутатов "Оппоблока" отдали свои голоса "за" проект кодекса. Вместе с тем, Папиев считает, что голосование во втором чтении будет достаточно сложным ввиду того, что фракции коалиции устраивает действующая смешанная избирательная система с сохранением мажоритарки. Собеседники в этой фракции уверяют, что на самом деле "Оппоблок" поддержал проект, поскольку партия пока имеет значительную поддержку. Следовательно, проходит избирательный барьер.

Другой вопрос, что проектом якобы предполагается деление на округа в зависимости от плотности населения регионов. То есть больше округов будет там, где большая плотность проживания населения. А восток и юг, где есть поддержка ОБ, как раз такие регионы.

Интересный казус произошел в "Батькивщине". Несмотря на официальную поддержку фракцией обоих проектов кодексов, якобы на самом деле во фракции надеялись, что ни один из них не пройдет. "Они - глупые. Они дали 13 голосов и думали, что вопрос не пройдет. Им выгодна старая система - пропорциональная и мажоритарная. Поэтому они не хотят ничего менять", - объясняет на правах анонимности один из депутатов "Батькивщины".

Один из организаторов военного лагеря под Радой Егор Соболев считает, что результата удалось достичь благодаря давлению улицы. "Если бы люди не пришли и не простояли под парламентом уже более двух недель, причем в небольшом количестве, никакого решения не было. Сопротивление будет еще больше (во время голосования проекта во втором чтении, - ред.). Поэтому, нам нужно еще лучше организоваться и иметь не сотни, а тысячи людей ", - говорит депутат.

Однако в коалиции уже прогнозируют, что к проекту кодекса может быть подано около 10 тысяч поправок, поэтому процесс его рассмотрения затянется. Стало быть, ко второму чтению проект можно ожидать уже на следующей сессии - в феврале-марте 2018 года.