Первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севостьянова в интервью РБК-Украина рассказала о текущих реформах в Минюсте, внедрении электронной подписи, доработке реестров, а также о люстрации и торможении со стороны Администрации Президента принятия Римского статута.

"Нами был подготовлен пакет документов (относительно обращения в Конституционный суд по ратификации Римского статута) и направлен в Администрацию Президента, когда и. о. Президента был Александр Турчинов. Но ответа нет по сей день", - подчеркнула первый замминистра юстиции.

РБК-Украина: Как проходит оптимизация Минюста, что сделано в рамках реформирования ведомства?

Наталья Севостьянова: Мы избавляемся от функций, которые стали анахронизмом. Поэтому первым делом в рамках нашей первой каденции мы провели глубокий аудит всей системы.

Была проанализирована деятельность департаментов. Мы определили, какие департаменты были созданы искусственно - для назначения своих людей. После такой проверки в Минюсте более, чем вдвое было сокращено количество департаментов: было 45, сейчас - около 20

Соответственно, прошло и сокращение штата. В прошлом году сократили 10% и в текущем - 20%. Таким образом, из около 25 тыс. сотрудников осталось около 20 тыс.

В рамках оптимизации мы убрали двойное подчинение. Это коснулось и исполнительной, и регистрационной служб. Теперь функции по исполнительной и регистрационной деятельности переходят в министерство. Будут два департамента: регистрации и исполнения, и, соответственно, два замминистра, курирующие соответствующие направление. Такая же структура будет и на местах.

Также сейчас проходит масштабная реформа исполнительной и регистрационной служб.

В исполнительной службе можно отметить успешное внедрение системы электронных торгов арестованным имуществом (СЕТАМ). Сначала система работала в режиме пилотного проекта, но сегодняшним (11 марта) распоряжением Кабмина она распространена на территорию всей Украины.

В регистрационной службе внедряем грузинскую модель - по примеру домов юстиции. В системе регистрации появтся работать фронт-офисы, в которых будут оперативно приниматься документы, и бэк-офисы, в которых регистраторы будут получать зашифрованные документы и должны будут принять решение. Так будут разделены сотрудники, которые принимают документы, и которые выдают. Это позволит исключить коррупционную составляющую.

РБК-Украина: Какие новшества Минюст внедрит уже в ближайшее время?

Наталья Севостьянова: Сейчас мы внедряем определенные новации в СЕТАМ, чтобы еще упростить ее. Это касается торговли имуществом, стоимость которого не превышает 1,7 тыс. грн.

Мы убираем цифровую электронную подпись, чтобы привлечь большее количество лиц в процесс. Также мы вводим понятие "специальная ставка". Теперь потенциальный покупатель сможет сделать один раз за торги ставку. И, если другие участники, которые делали ставку выше, откажутся от лота, то выиграет покупатель, который сделал специальную ставку. Это позволит привлечь реальных покупателей и исключает возможность спекуляции.

Также реформа исполнительной службы движется в направлении того, что мы готовим создание альтернативного способа исполнения решений. У нас будет смешанная система, когда будет существовать и государственные, и частные исполнители. Соответствующий законопроект находится в стадии разработки, но скоро он будет готов.

По нашим подсчетам, мы ожидаем, что парламент поддержит этот законопроект к лету. И до конца года уже начнется процесс внедрения такой инициативы. Сначала в отдельных регионах, а затем и на территорию всей Украины.

РБК-Украина: Как проходит отбор кандидатов на свободные руководящие вакансии в органах юстиции?

Наталья Севостьянова: Как раз сегодня (11 марта) последний день приема документов. У нас открыты 47 вакансий на руководящие должности во всех областях. Это и начальники территориальных управлений юстиции, и их заместители.

Было подано около 400 заявок на эти должности. Все кандидаты будут разбиты на группы и пройдут тестирование на профессиональные и лидерские качества. Мы ожидаем, что такие тестирования пройдут в течении следующей недели (этой недели, - РБК-Украина). После этого будет принято решение о назначении на должности.

РБК-Украина: Какие инициативы исходят от грузинских коллег? Какие инициативы принимаются, а какие нет?

Наталья Севостьянова: Подход Минюста таков, что мы не должны четко копировать ничей опыт, ни Грузии, ни какой-нибудь еще. Мы должны подобрать лучшее, что подходит для нашей страны.

У нас в министерстве создан комитет реформ. На этой платформе все высказывают свои инициативы и предложения. От грузинских коллег мы получаем много позитивного опыта. Они хорошо проявляют себя как раз в кадровой комиссии, в реформировании исполнительной и регистрационной службах.

РБК-Украина: Когда начнется работа над изменениями правового поля по регистрации и защиты имущественных прав?

Наталья Севостьянова: Верховной Радой принят закон по дерегуляции (№1580). Мы сейчас ожидаем его подписания Президентом. После этого у нас сразу открываются возможности по фронт-офисам и бэк-офисам.

Но мы все равно готовим комплексный законопроект по регистрации, который позволит полностью передать функции местным органам самоуправления. Я думаю, что в течение нескольких месяцев мы будем готовы передать данный законопроект в парламент.

РБК-Украина: Почему в работе имущественных реестров постоянно возникают технические проблемы?

Наталья Севостьянова: Реестры создавались давно определенными частными компаниями. Похоже, при создании программного обеспечения реестров ставилась задача как можно больше заработать. А на качество продукта ставка не делалась.

Сегодня, к счастью, мы избавились от этих частных компаний. На сегодняшний день мы сами работаем над усовершенствованием системы. Мы проводим работу над ликвидацией каких-либо недостатков.

РБК-Украина: Прогнозировалось, что до марта завершится подготовка изменений в закон "Об очищении власти", и такие изменения будут представлены в Венецианскую комиссию.

Наталья Севостьянова: Мы неоднократно проводили встречи с членами Венецианской комиссии. В ходе встреч мы обсуждали их комментарии по данному закону. Мы продолжаем коммуницировать с Венецианской комиссией. В комиссию отправлен меморандум, который полностью поясняет нашу позицию и отвечает на все их замечания.

На следующей неделе (уже на текущей неделе, - РБК-Украина) состоится заседание Венецианской комиссии, на котором, как мы ожидаем, комиссия еще не сделает заключение по изменениям в закон "Об очищении власти". Поэтому мы продолжим нарабатывать изменения и обсуждать их с Венецианской комиссией.

РБК-Украина: Рассматривается ли в рамках внесения изменений в закон о люстрации инициатива создания института индивидуальной амнистии для люстрированных чиновников?

Наталья Севостьянова: Парламентом была поддержана инициатива Администрации Президента касательно амнистии от люстрации лиц, которые необходимы нашему государству для целей обеспечения безопасности и обороны.

Других инициатив по амнистии люстрированных чиновников пока в рабочей группе нет.

РБК-Украина: Каково ваше отношение к избирательному применению права по отношению к судьям? Ведь судейский корпус поражен телефонным правом и неправосудными действиями.

Наталья Севостьянова: В Украине принят закон "Об обеспечении права на справедливый суд", в рамках которого будет реформирована система судопроизводства. В рамках реформирования пройдет переаттестация судей. Таким образом, по моему мнению, мы очистим систему.

А пока судебная система - это огромная проблема в нашей стране. Сегодня мы видим, как тяжело идут процессы, которые касаются трех определенных судей (Печерского суда Киева). Мы видим круговую поруку среди судей.

РБК-Украина: Насколько реальна перспектива привлечения к ответственности России в Международном суде ООН? Россия может отказаться от юрисдикции этого суда, не так ли?

Наталья Севостьянова: Международный суд ООН - это юрисдикция МИД. Но РФ может отказаться от юрисдикции Международного суда ООН. Хотя у нас есть перспективы в этом суде. Мы ведем с МИД плотные консультации по этому поводу и даем им конкретные рекомендации - по каким направлениям вести такую работу.

РБК-Украина: Мнения экспертов о возможности ратификации Римского статута расходятся. Какова позиция в этом вопросе Минюста?

Наталья Севостьянова: В прошлом году Минюст начал работу по активизации процесса по Римскому статуту. Мы все понимаем целесообразность ратификации Римского статута, поскольку уже сейчас мы видим, что международных инструментов по защите наших прав в войне с Россией очень мало.

Ранее Конституционный суд признал Римский статут противоречащим Конституции. Но после этого в ходе Кампальской конференции в Римский статут были внесены правки. По мнению экспертов, внесения таких правок стало аргументом для повторного обращения в Конституционный суд. Поэтому нами был подготовлен пакет документов и направлен в Администрацию Президента, когда и. о. Президента был Александр Турчинов. Но ответа нет по сей день.

Таким образом для ратификации Римского статута есть два пути: или мы вносим изменения в Конституцию, или мы обращаемся в Конституционный суд относительно конституционности Римского статута. Министерство юстиции поддерживает любой путь.

Стоит отметить также, что для Международного уголовного суда удивительно, почему мы уже дважды обращались к ним с запросами - и до сих пор не ратифицировали Римский статут.

Беседовал Илья Иванов

Наталья Севостьянова В 2008 году закончила Одесскую национальную юридическую академию по специальности "Правоведение". Имеет образовательно-квалификационный уровень магистра права;в 2011 году окончила аспирантуру Одесской национальной юридической академии, получила научную степень кандидата юридических наук.Трудовая деятельность:09.2010 - 03.2012 - ассистент кафедры международного права и международных отношений Национального университета "Одесская юридическая академия";03.2012 - 03.2014 - доцент кафедры международного права и международных отношений Национального университета "Одесская юридическая академия";с 2013 - получила свидетельство на право занятия адвокатской деятельностью;03.2014 - 01.2015 - Правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека;с 14.01.2015 - Первый заместитель Министра юстиции Украины.