Елена Бетлий, аналитик Института мировой политики, заместитель руководителя Центра польских и европейских студий Киево-Могилянской академии

Я бы к произошедшему относилась как к провокациям, которые сделаны с определенной целью. А именно -  обострить украино-польские отношения на этом этапе, особенно в контексте всего 2016 года, который был непростым для связей между двумя странами. Необходимо вспомнить и недавний инцидент  с сожжением украинского флага в Варшаве (11 ноября в Варшаве во время Марша Независимости группа радикалов в масках демонстративно сожгла флаг Украины, - ред) - все-таки это был единичный случай и никакой общественной поддержки и наследования он не получил.

Мы же не уделяем внимания тому, как многие поляки негативно воспринимают и осуждают такие действия отдельных провокаторов.  Другое дело - как отреагирует официальная польская власть. В Перемышле как приграничном городе это не первый случай обострения польско-украинских отношений. Поэтому хотелось бы, чтобы Варшава не ограждалась от подобных инцидентов и выступила с острым заявлением по поводу таких провокаций. Ведь молчание Варшавы может восприниматься как негласное "добро" на такие действия. Сейчас уже по соцсетям распространяют петицию к премьер-министру Польши Беате Шидло, чтобы она отреагировала на этот инцидент и чтобы в Польше толерантно относились и к представителям национальных меньшинств, и к иностранцам в целом. Даже появление такой петиции свидетельствует о том, что официальная Варшава пока недостаточно пресекает такие действия и поляки ожидают более резких заявлений от центральной власти, в частности, и по инциденту в Перемышле.

Петр Тима, председатель Объединения украинцев в Польше

В Польше постоянно растут антимигрантские настроения и количество выпадов против национальных меньшинств. В отношении украинцев все чаще в интернете используют язык ненависти. Кроме того, расширяется и география подобной нетерпимости к украинцам. Если раньше такое было только в приграничных районах, то сейчас она все дальше проникает вглубь страны. Также и используют все больше разных форм проявления ненависти - это не только комментарии в интернете, но и надписи на стенах, уничтожения украинских памятников, национальных флагов, имущества. Но особенно  такого негатива много в интернет, расти он начал со времен Майдана и аннексии Крыма. Понятно, что, с одной стороны, это работа и российских троллей, но, с другой стороны, активизировалась вся антиевропейская и антиукраинская среда. 

Я не разделяю мнение, что в Перемышле это была просто провокация со стороны одного человека. Когда проходит мероприятие под патронатом мэра Перемышля, депутата Сейма и Института национальной памяти, но в то же время  в шествии официально участвует организация "Лагерь великой Польши", которая взяла на себя ответственность за уничтожение восьми украинских мест памяти в 2015-2016 года, то о каких провокациях идет речь? 26 июня на мирное религиозное шествие в Перемышле было совершено нападение со стороны радикалов, при этом мер Перемышля их защищает и называет патриотами! За этим шествием "орлят" стоят местные политики с пророссийскими и антиукраинскими взглядами. Нельзя каждое действие рассматривать как провокацию. Этот марш проводился государственными учреждениями. Если никто из местных чиновников не осудит такие выкрики, значит, они поддерживают такие выкрики и такие действия. При этом никто в таких случаях не рассматривает ответственность самих организаторов за подобные инциденты. Поэтому именно организаторы марша должны отвечать за допуск к маршу организаций, которые открыто занимаются криминалом и уничтожают памятники!

Александр Палий, политолог

Подобные выкрики - это провокации чистой воды, к тому же еще и проплаченные. Российские спецслужбы пытаются испортить украино-польские отношения как между европейскими государствами. Поэтому они платят правым радикалам деньги, чтобы они кричали антиукраинские лозунги. Всегда на 40 млн поляков можно найти безответственных людей, которые просто хотят заработать деньги. Молчание официальной Варшавы также можно объяснить - они не могут реагировать постоянно на локальные инциденты, которые глобально не угрожают отношениям между двумя странами. Мы видим, что Польша все больше стает националистической. Но все равно здорового и адекватного отношения к украинцам в стране можно наблюдать больше, чем единичных "больных " выступлений.

Лукаш Адамски, заместитель директора Центра польско-российского диалога и взаимопонимания (Варшава)

Подобные марши проводятся уже не первый год. К сожалению, на них антиукраинские или националистические призывы достаточно часто звучат.  Но сейчас я бы не говорил о волне антиукраинских настроений в Польше - необходимо подождать несколько недель до опубликования новых социологических опросов. Те, которые есть сейчас у нас, довольно спорные. Результаты одних исследований фиксируют на протяжении этого года  рост симпатий к украинцам, другие - наоборот утверждают про спад симпатий среди поляков. Но с уверенностью могу сказать, что большая волна украинской эмиграции в Польшу - около миллиона человек - приводит к тому, что количество подобных инцидентов с антиукраинскими выкриками будет увеличиваться.

Также считаю, что это было большой ошибкой, что поддержку этого марша оказал польский Институт национальной памяти. Роль в СМИ в этом должна быть в информировании о таких позорных моментах, а также чтобы такие новости в целом не доминировали в медиа-контенте о Польше. Потому что такие новости дают искривленный образ Польши, поляков и польско-украинских отношений.