Министерство финансов Украины предлагает внести законодательные изменения относительно контроля за государственными банками со стороны власти. Соответствующие изменения определены в законопроекте "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей управления государственными банками", копия которого есть в распоряжении РБК-Украина.

В частности, документом предлагается внести изменения в закон Украины "О банках и банковской деятельности".

Так, в законопроекте отмечается, что под термином "государственный банк" подразумевается банк, 100% уставного капитала которого принадлежит государству. Госбанк может существовать только в форме акционерного общества (ранее такой нормы не было).

Единственным акционером государственного банка является государство. Кабинет министров Украины осуществляет функции по управлению корпоративными правами государства в государственном банке.

Также законопроектом определяется, что органами госбанка является общее собрание, наблюдательный совет и правление. Отметим, согласно действующему законодательству, органами управления госбанка являются наблюдательный совет и правление, а органом контроля является ревизионная комиссия, персональный состав которой определяет наблюдательный совет.

Общее собрание

Общее собрание является высшим органом госбанка, полномочия которого осуществляет Кабинет министров Украины. Устав госбанка утверждается вышестоящим органом и должен соответствовать требованиям законов Украины с учетом особенностей, установленных законом о банковской деятельности и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.

К компетенции общего собрания относятся принятия решений о:

определении основных (стратегических) направлений деятельности госбанка и утверждении отчетов об их исполнении; одобрении стратегии развития госбанка, утвержденной наблюдательным советом госбанка; утверждении устава госбанка, внесении изменений и дополнений в него; изменении размера уставного капитала госбанка; назначении и прекращении полномочий членов наблюдательного совета; утверждении условий гражданско-правовых договоров с членами наблюдательного совета; установлении размера вознаграждения членов наблюдательного совета; утверждении годовых результатов деятельности госбанка; покрытии убытков и распределении прибыли; утверждении размера годовых дивидендов; утверждении положения о наблюдательном совете; изменении типа акционерного общества, в форме которого существует госбанк; размещении акций, их доработка или консолидация; выкупе госбанком размещенных им акций; аннулировании акций госбанка; реорганизации банка; прекращении государственного банка, избрании ликвидационной комиссии, утверждении ликвидационного баланса; установлении критериев отбора внешнего аудитора госбанка

Вместе с тем, согласно законопроекту, высший орган не имеет права принимать решения по вопросам деятельности госбанка, которые не относятся к его исключительной компетенции. Высший орган не принимает участия в текущем управлении государственным банком.

Кроме того, отмечается, что высший орган имеет право получать любую информацию о финансово-хозяйственной деятельности госбанка, необходимую для осуществления его полномочий.

Наблюдательный совет

Наблюдательный совет является органом госбанка, в компетенцию которого входит контроль и регулирование деятельности исполнительного органа госбанка с целью выполнения стратегии развития финучреждения. Наблюдательный совет осуществляет защиту прав вкладчиков, кредиторов и государства как акционера. В его состав входит 7 человек, из которых 5 человек должны быть независимы, а два члена являются представителями государства.

Для определения претендентов на должности членов наблюдательного совета банка Кабмин образует конкурсную комиссию, в состав которой входят 3 представителя президента, 3 представителя Кабмина.

"Претенденты на должности независимых членов наблюдательного совета государственного банка определяются путем конкурсного отбора в порядке, установленном Кабинетом министров Украины, исключительно из числа кандидатов, отобранных на условиях открытого конкурса компанией по подбору персонала, которая имеет не менее чем десятилетний международный опыт предоставления услуг по подбору руководящего состава ведущих мировых банков. Один претендент на должность представителя государства в наблюдательном совете государственного банка определяется по предложению президента и один претендент - по предложению Кабинета министров Украины", - говорится в документе.

В компетенцию наблюдательного совета входит, в частности, назначение и увольнение председателя и членов правления банка, утверждение отчета правления, образования комитетов наблюдательного совета.

Срок полномочий наблюдательного совета составляет три года. Возглавляет наблюдательный совет председатель, который избирается наблюдательным советом среди ее независимых членов.

Сейчас, согласно действующему законодательству, госбанк создается по решению Кабмина, который также и утверждает устав государственного банка. В состав наблюдательного совета входят члены наблюдательного совета, назначенные Верховной Радой, президентом и Кабмином. Президент, Рада и Кабин назначают по 5 членов.

Правление

Исполнительным органом государственного банка является правление. Председатель и члены правления назначаются и увольняются наблюдательным советом по предложению комитета наблюдательного совета по вопросам назначений и вознаграждений должностных лиц.

Финансовая отчетность банка подлежит обязательной проверке независимым аудитором, который определяется наблюдательным советом.

Между госбанком и Кабмином может заключаться соглашение о взаимодействии, которое от банка подписывают председатели правления и наблюдательного совета.

Отметим, соответствующий законопроект вчера, 17 мая 2017 года рассматривался заседании правительственного комитета по вопросам экономической, финансовой и правовой политики, развития топливно-энергетического комплекса, инфраструктуры, обороны и правоохранительной деятельности После рассмотрения комитет отправил законопроект на доработку.

Напомним, ранее сообщалось, что президент Украины Петр Порошенко заявил, что доходы Международного инвестиционного банка не связаны с какими-либо государственными позициями, а прибыль банка является абсолютно умеренной.