Законопроект о временно оккупированных территориях (№5393) появился в Раде еще год назад - в декабре 2015 года. И в июле прошлого года автор проекта вице-спикер Оксана Сыроид отозвала его и вместе с фракцией "Самопомич" и отдельными депутатами из "Народного фронта" и "Батькивщины" внесла доработанный документ - 5393-д. Разница между первым и вторым вариантами была в трех дополнительных разделах. Они касались политики в отношении территорий после их освобождения, восстановления органов государственной власти после деоккупации и политики в отношении лиц, которые сотрудничали с оккупационной властью или являлись таковой.
Про этот документ в Раде вспомнили после начала экономической блокады ОРДЛО ветеранами АТО и рядом народных избранников, среди которых есть представители "Самопомочи" Егор Соболев и Семен Семенченко. Пока они перекрывали железнодорожные пути, парламентские фракции "Самопомич" и "Батькивщина" объединили усилия для работы над этим документом. На прошлой сессионной неделе парламентский комитет по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, председателем которого является Сергей Власенко ("Батькивщина"), рассмотрел проект и поручил создать рабочую группу. Ее задачей было сгладить острые углы и наработать компромиссный вариант, который бы получил поддержку депутатов. В рабочую группу, в частности, вошли вице-спикер Оксана Сыроид, представители "Самопомочи" Олег Березюк, Любомир Зубач; "Батькивщины" - Алена Шкрум и Алексей Рябчин; "Народного фронта" - Елена Бойко. Делегировали своих представителей также государственные учреждения и общественные организации.
РБК-Украина получило финальную версию законопроекта. Прежде всего, члены рабочей группы дают определение термина "временно оккупированная территория Украины", уточняют, когда оккупация состоялась. "Временно оккупированная территория Украины - это территория Украины, захваченная Вооруженными Силами Российской Федерации и/или незаконными военизированными или вооруженными формированиями, созданными, финансируемыми или контролируемыми Российской Федерацией, и фактически контролируемая Российской Федерацией с помощью органов оккупационной администрации", - говорится в ст. 2 проекта закона.
Будущее оккупированных территорийДепутаты предлагают зафиксировать на законодательном уровне две даты оккупации украинских территорий - временная оккупация Крыма началась 20 февраля 2014 года, а оккупация отдельных районов Донецкой и Луганской областей - 7 апреля того же года. Вместе с тем, определяется, что временно оккупированная территория остается "неотъемлемой частью территории Украины", однако до окончания оккупации ответственность Украины за защиту права на жизнь, здоровье и сохранность имущества "является ограниченной". Ответственность за возмещение материального и морального ущерба физическим и юридическим лицам предлагается полностью возложить на РФ, как на государство-оккупанта.
На временно оккупированных территориях (ВОТ) запрещается проведение любых выборов и референдумов, но, разрешается, чтобы граждане Украины принимали участие в общегосударственных выборах или референдумах при условии, что они будут голосовать на территории, подконтрольной украинской власти.
На срок временной оккупации предлагается, чтобы к границе временно оккупированной территории применялся режим государственной и таможенной границ, а пересечение границ ВОТ осуществлялось через контрольные пункты въезда-выезда. Иностранцы могут въезжать на ВОТ только с разрешения Службы безопасности Украины, в то время как въезд гражданам России вообще запрещается.
Установлены ограничения и относительно пересечения границы ВОТ транспортными средствами. Так, предлагается запретить воздушное (пассажирское) сообщение, железнодорожное сообщение, перемещения морских и речных судов, грузовых автомобилей, за исключением, когда такие автомобили перевозят грузы гуманитарной помощи, личные вещи граждан в ручной клади.
В этой же статье - 13 - "скрытый" запрет ввоза угля на территорию, подконтрольную украинской власти. Однако авторы проекта заявляют о готовности пойти на уступку и установить полугодовой переходный период, в течение которого, согласно порядку, определенного правительством, уголь-антрацит из оккупированного Донбасса можно будет ввозить на территорию, которая контролируется украинской властью. "С одной стороны, мы все понимаем, что этот вопрос надо решать. Три года он не решался, поэтому мы должны прописать, что железнодорожное сообщение должно быть запрещено с оккупированными территориями. Вместе с тем, к большому сожалению, из-за бездействия власти за эти годы не было установлено альтернативное обеспечение энергоресурсами Украины, и поэтому, если мы сегодня это просто прервем, будут вопросы о том, что это может навредить Украине", - объясняет председатель рабочей группы Любомир Зубач.
Также предлагается запретить торговлю товарами с оккупированными территориями, в том числе военного назначения или двойного использования, кроме товаров гуманитарного характера, продуктов питания и тому подобное. Однако прежде, чем запрет вступит в силу, авторы так же предлагают установить шестимесячный переходный период.
Этот законопроект действительно является компромиссным. Так, из его текста убрали те же три раздела, которые были доработаны в июле прошлого года. В статьях, которые не попали в конечный вариант, предлагалось введение не меньше, чем на год режима военного положения на территориях ОРДЛО. Предлагалось, что выборы президента, местных и народных депутатов можно было проводить не ранее, чем через шесть лет после реорганизации военных администраций на деокупированных территориях в местные госадминистрации.
В предыдущей редакции авторы проекта также настаивали на необходимости запретить поставки воды и электроэнергии на ВОТ, однако, по настоянию Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, было достигнуто соглашение, что поставка таких ресурсов должна осуществляться в объеме и порядке, определенном Кабмином. Более того, депутаты понимают, что если отрезать оккупированные территории от электро- и водоснабжения, то такие действия навредят не только населению, которое там проживает, но и жителям территорий, подконтрольных украинской власти, в частности, Мариуполя. "Мариуполь полностью зависим от поставок электроэнергии и воды через оккупированные территории. И если мы перестаем поставлять на оккупированные территории (воду и электроэнергию, - ред.), то город будет обескровлен", - объясняет РБК-Украина народный депутат Алена Шкрум.
Парламентские альтернативыВ "Самопомочи" и "Батькивщине" понимают, что голосов на принятие законопроекта нет. И это продемонстрировало последнее заседание комитета, где в среду, 22 февраля, за включение законопроекта в повестку дня сессии проголосовали лишь 3 из 17 депутатов: Олег Березюк и Любомир Зубач ("Самопомич") и Сергей Власенко ("Батькивщина").
Вместе с тем, глава профильного комитета Сергей Власенко заверил РБК-Украина, что даже, если законопроект не смогли внести на рассмотрение комитета, это не значит, что его вообще не будут рассматривать. "Авторы существующего законопроекта делают много шагов навстречу. Они сняли уже ряд контраверсионных вопросов и блоков своего законопроекта. Я не готов сказать, что они сняли все, что там может быть, но они делают большие шаги вперед для того, чтобы получить поддержку в парламенте", - заявил Власенко 27 февраля.
О том, что оппозиция больше пиарится на проблеме оккупированных территорий, чем предлагает решение проблемы, уверены в БПП. "И Грузия, и страны Югославии показывали неоднократно, что в вопросах критической инфраструктуры, в вопросах энергообеспечения одного или другого региона, даже когда идет война или боевые действия, всегда находился компромисс. Мы (БПП, - ред.) и они ("Самопомич", - ред.) прекрасно понимаем, что водой обеспечивается Мариуполь и множество других городов на оккупированной территории, что уголь необходим для работы наших металлургических предприятий, благодаря которым мы потом обеспечиваем валютную выручку государству посредством реализации металла. Если на все эти вопросы в законе не будет дан ответ, то за такой закон мы голосовать не будем", - говорит заместитель председателя фракции БПП Сергей Березенко.
Даже если представить, что проект все-таки попадет в сессионный зал, много вопросов остаются довольно противоречивыми. Так, наиболее болезненным сейчас является вопрос запрета торговли с оккупированными территориями, запрета хозяйственной деятельности на оккупированных территориях, вопросы необходимости возобновления социальных и пенсионных выплат. Не менее дискуссионным до сих пор остается вопрос, а нужно ли вообще признавать отдельные территории Луганской и Донецкой областей оккупированными.
Если, например, рассматривать осуществление хозяйственной деятельности на оккупированных территориях, то не все крупные компании готовы свернуть свой бизнес в Крыму, и так называемых ЛНР и ДНР. "Например, McDonald's официально закрыл все свои представительства и выехал с оккупированных территорий. Их нет в Приднестровье, их нет на Донбассе. А другие крупные международные компании остались. Например, к нам с письмом обратился Vodafone (мобильный оператор, - ред.), чтобы мы официально разрешили им осуществлять предпринимательскую деятельность - покрывать связь, вести расчеты, договариваться с "ДНР" и "ЛНР", - рассказывает Алена Шкрум.
Законопроект, над которым работает рабочая группа, масштабный, но не единственный, который предусматривает решение судьбы Крыма и ОРДЛО. Над своими проектами работают представители "Народного фронта", а также представитель "Еврооптимистов" Мустафа Найем (БПП).
"Мы сейчас нарабатываем свой законопроект, в котором речь пойдет, в первую очередь, не о замораживании оккупированных территорий, а о деоккупации", - говорит заместитель председателя фракции "Народный фронт" Виктория Сюмар. В планах соратников Арсения Яценюка завершить работу над документом к следующей сессионной неделе - 13-17 марта.
Что касается проекта Мустафы Найема, то, по словам депутата, ни в коем случае нельзя полностью прекращать торговлю с оккупированными территориями, как того требуют в "Самопомичи". Он предлагает определить перечень товаров, продуктов питания, которые можно ввозить на оккупированные территории и поставлять с оккупированных территорий. Также на данном этапе депутат против полного прекращения железнодорожного сообщения между ОРДЛО и территорией, подконтрольной Киеву. Найем отстаивает необходимость продолжения работы государственных предприятий на оккупированной территории.
"Что касается торговли и государственных предприятий, я считаю, что они должны там остаться, если это действительно имущественный комплекс Украины. Мы имеем от этого пользу и должны делать все, что приносит пользу Украине. Если же мы полностью прекращаем торговлю, и этот имущественный комплекс фактически не нужен нам, я уверен, что его просто заберут (предприятия - ред.). Я не понимаю, вообще, зачем террористам оставлять там наши предприятия", - заявил депутат 27 февраля в ходе предварительной презентации проекта.
Также Найем считает, что ни в коем случае не нужно прекращать поставки воды и электроэнергии, как предметов первой необходимости, на оккупированных территориях и необходимо восстановить пенсионное и социальное обеспечение жителей оккупированных территорий. "Наша банковская система там не работает. Ты - пенсионер в Донецке, но деньги ты можешь получить только здесь (на подконтрольной Украине территории, - ред.) на счету в "Ощадбанке". Зачем останавливать выплаты? Если человек хочет получить эти деньги, он может пересечь границу, получить пенсию и уйти. Не хочет - не нужно", - рассказал Найем изданию и отметил, что обязательно такая выплата пенсии должна быть адресной - "лично в руки" каждому отдельному пенсионеру.
Вместе с тем, ни Найем, ни "Народный фронт" пока не имеют возможности зарегистрировать свои законопроекты, поскольку они являются альтернативными к проекту 5393-д, а двухнедельный срок, в течение которого их можно было зарегистрировать, истек еще в августе прошлого года. Поэтому возможность внести их в парламент появится в случае, если разработчики первого законопроекта отзовут его и внесут как доработанный. Последнее вполне возможно, учитывая значительные отличия финального проекта вице-спикера Оксаны Сыроид от его начальной версии.
Еще одна возможность для регистрации - законопроект "Самопомичи" будет провален. Если события будут развиваться по такому сценарию, то вопрос будет висеть "в воздухе" до осени - ведь, согласно регламенту Верховной Рады, законодатели не смогут внести ни один из альтернативных законопроектов до конца сессии. Если же законопроект Сыроид будет рассмотрен в зале и поддержан в первом чтении, то, например, Найем выразил готовность работать над внесением в него своих поправок.