Украинские власти намерены усилить давление на авиакомпании, которые нарушают запрет на полеты в оккупированный Крым. После того, как правоохранительные органы возбудили уголовные дела против руководителей российских авиаперевозчиков, настал черед авиакомпаний из других стран. Недавно Госавиаслужба выяснила, что в 2014-2015 годах в аннексированный Россией полуостров выполняла рейсы британская авиакомпания Gama Aviation, которая специализируется на бизнес-авиации. Чем это грозит авиаперевозчику, выясняло РБК-Украина.

Усилили внимание

Украина предпринимает очередную попытку наказать иностранные авиакомпании за полеты в оккупированный Крым, запрет на которые Государственная авиационная служба Украины ввела в марте 2014 года. После того, как полуостров был аннексирован Россией, контроль над воздушным пространством Крыма, согласно нормам международного права, все равно остался за Украиной. Но, поскольку Госавиаслужба не могла гарантировать безопасность полетов из-за аннексии полуострова, и было введено вышеуказанное ограничение.

Но запрет игнорируют российские авиакомпании. Как ранее говорил РБК-Украина первый заместитель постоянного представителя президента Украины в АР Крым Изет Гданов, в летний период российские авиакомпании осуществляют примерно две тысячи рейсов. За каждый такой рейс Госавиаслужба Украины выписывает нарушителям штрафы. На 12 марта их общая сумма составила более 5,4 млрд гривен. Но ни одна российская авиакомпания не оплатила данные штрафы. При этом Государственная исполнительная служба из-за отсутствия активов этих фирм в Украине не может взыскать с них штрафы. Недавно, чтобы добиться выплаты этих штрафов, Украина решила пойти путем уголовного преследования руководителей российских авиакомпаний за незаконное перемещение российскими авиакомпаниями лиц через украинскую границу, в частности, перевозку пассажиров из России в Крым.

Все эти годы было принято считать, что запрет на полеты в Крым нарушают только российские авиакомпании и летают они только из России. В 2014 году активно муссировалась информация о том, что должны были начаться полеты одного из российских авиаперевозчиков из Крыма в Армению. Но этого так и не произошло.

Но как рассказал РБК-Украина начальник юридического управления Госавиаслужбы Виктор Авдеев, в прошлом году Госавиаслужба Украины решила перепроверить всю накопленную информацию о полетах российских авиакомпаний в Крым. "Мы обнаружили, что достаточно часто, согласно нашим аэронавигационным данным, в Крым летали авиакомпании из стран ЕС и даже Африки. Но после проверки информации, общения с ними удалось выяснить, что полеты на самом деле осуществляли российские авиаперевозчики. По всей видимости при выполнении рейсов пилоты российских самолетов вносили в бортовые компьютеры данные о том, что летит не, к примеру, "Аэрофлот", а какой-то другой авиаперевозчик из России в Крым. Зачем они это делали, остается загадкой. Возможно, таким образом российские авиаперевозчики пытались нас запутать", - говорит Виктор Авдеев.

"Это нарушение не только с точки зрения Украины, но и российских и международных норм и правил", - комментирует старший партнер международной юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" (специализируется на авиационном праве) действия российских пилотов, которые указывают при начале полетов, что выполняется рейс не российской авиакомпанией из РФ в Крым, а какой-нибудь другой, к примеру, европейской.

Партнер юрфирмы "Анте", специалист по авиационному праву Андрей Гук подтвердил РБК-Украина, что ему известно о том, что в прошлом году Госавиаслужба Украины оформляла протоколы о полетах нероссийских авиакомпаний в оккупированный Крым. "Госавиаслужба уже несколько раз намеревалась оштрафовать некоторых европейских авиаперевозчиков за пролеты через закрытое пространство над Крымом. Но потом, после дополнительного изучения предоставленной информации от европейских авиакомпаний, оказывалось, что это летали, вероятнее всего, самолеты российских авиаперевозчиков, в том числе военные воздушные суда РФ, которые во время своего полета подавали сигнал аэронавигационным службам о том, что летит самолет какой-то иностранной авиакомпании, то есть не российской. На основании этих данных Украэроруха наша Госавиаслужба начала обвинять европейские авиакомпании за пролет через Крым. В моей практике речь шла о более чем 100 случаях, которые оказались ошибочными обвинениями. Европейские авиаперевозчики очень серьезно восприняли такие обвинения и оказали полное содействие Госавиаслужбе", - говорит Андрей Гук.

Нашлась компания

"Но вместе с тем в ходе перепроверки данных нам удалось обнаружить, что в 2014-2015 годах 19 рейсов в Крым осуществила авиакомпания Gama Aviation, зарегистрированная в Великобритании", - говорит Виктор Авдеев.

По словам Виктора Авдеева, на основании этих данных Госавиаслужба наложила в 2017 году на Gama Aviation 19 штрафов на общую сумму примерно 80 тыс. евро. "Gama Aviation не стала категорически отрицать, что она не летала в Крым, а предложила в рамках досудебного урегулирования данного спора выплатить всю сумму штрафа. Но взамен на это авиакомпания потребовала от Украины гарантии о том, что на авиаперевозчика не будут наложены еще какие-либо санкции. Но ни одна авиакомпания не согласится платить штрафы, если она не летала в Крым", - утверждает он. В распоряжении РБК-Украина есть копия соответствующего письма-проекта Gama Aviation в адрес Госавиаслужбы Украины.

Как рассказал Виктор Авдеев, Госавиаслужба не приняла это предложение, поскольку считает, что подход СНБОУ и президента Украины в вопросе наложения санкций на авиакомпании за полеты в оккупированный Крым должен быть одинаковым для всех нарушителей использования воздушного пространства Украины, как российских, так и иностранных, в том числе и к Gama Aviation. "Мы стоим на принципе, что Родиной не торгуют. Когда в авиакомпании поняли, что мы заняли такую позицию, они нам заявили, что Gama Aviation не летала в Крым и будет оспаривать наши штрафы в суде. Несмотря на то, каким будет исход судебного разбирательства, мы не пойдем на не включение Gama Aviation в санкционный список. Мы твердо намерены пойти на то, чтобы судебным решением зафиксировать сам факт полетов, пускай даже если мы проиграем иск по процессуальным причинам. Мы готовы суду предоставить все необходимые данные, которые подтвердят, что эта компания выполняла рейсы в аннексированный Крым. Мы уже предложили СНБОУ и президенту Украины внести Gama Aviation в украинский санкционный список", - сказал Виктор Авдеев.

По иску Gama Aviation уже прошло подготовительное судебное заседание Окружным админсудом Киева. Первое заседание суда по сути назначено на 16 мая. "В рамках судебного разбирательства Gama Aviation с Госавиаслужбой Украины суд может установить, что срок наложения штрафов прошел и их уплата не обязательна, но в то же время может подтвердиться, что авиакомпания все же осуществляла те рейсы", - отмечает Роман Марченко.

"После того как Gama Aviation будет включена в санкционный список, ей будет запрещено использовать воздушное пространство Украины для полетов как в Украину, так и транзитом. Кроме того, это ведет за собой реакцию авиавластей Великобритании в лице UK Civil Aviation Authority. В ее власти за нарушение воздушного пространства над Крымом лишить авиакомпанию даже сертификата эксплуатанта, что приведет к остановке полетов данного авиаперевозчика, - сказал Виктор Авдеев. - Великобритания, как и большинство стран мира, признает запрет Госавиаслужбы Украины на полеты в Крым".

В Gama Aviation РБК-Украина сообщили, что "им требуется время для ответа" на запрос издания. На момент публикации статьи авикомпания на вопросы РБК-Украина так и не ответила. Оставили без ответа просьбу о комментарии и в UK Civil Aviation Authority.

Сложный выбор

Gama Aviation – это большая британская авиакомпания, которая оказывает услуги бизнес-авиации и летает в том числе в Украину, рассказал исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко. "В бизнес-авиации есть практика, когда крупные предприниматели покупают бизнес-джеты, после чего передают их в аренду авиакомпаниям, которые эксплуатируют подобные самолеты. Поэтому, теоретически, в 2014-2015 году могла сложиться следующая ситуация – один из российских крупных предпринимателей, который сдает в аренду свои самолеты Gama Aviation, мог заставить пилотов, которым он сам платит зарплату, полететь в Крым. Но все равно ответственность в таком случае лежит на авиакомпании", - предполагает Анатолий Мазуренко.

Но Госавиаслужбе придется пройти еще долгий путь, чтобы доказать нарушения со стороны Gama Aviation. "В случае с Gama Aviation Госавиаслужба должна сначала с Украэрорухом доказать, что летала именно эта авиакомпания, а не какая-то российская под видом Gama Aviation. Для столь серьезных обвинений только данных Украэроруха, которые он получает от летящих самолетов, недостаточно", - считает Андрей Гук.

"Доказать то, что Gama Aviation действительно летала в Крым будет очень сложно. Те данные, которыми обычно руководствуется Украэрорух и потом передает в Госавиаслужбу, могут быть сомнительными. Кроме того, поскольку сроки наложения штрафов пропущены, то можно выиграть суд у Госавиаслужбы. Но если авиакомпания приняла ранее решение заплатить штраф, то она решила по каким-то причинам не оспаривать их, - говорит Андрей Гук. - Тут может быть две причины - или авиакомпания действительно летала в аннексированный Крым, или расследование и доказывание своей правоты для авиаперевозчика оказалось дороже по сравнению с выплатой штрафа, даже если речь идет о 80 тысячах евро. Иногда дороже или репутационно, или финансово - защищаться, чем заплатить выставленные штрафы. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что авиакомпания нарушила воздушное пространство над Крымом только по факту уплаты штрафа или согласия на его оплату. Мало того, авиакомпания может выбрать следующую правовую позицию - оплатить штрафы, но все же оспаривать их, так как соответствующие решения Госавиаслужбы будут в силе пока их не отменит суд".

Роман Марченко также считает, что могут быть две причины, почему авиакомпания Gama Aviation согласилась выплатить штрафы. "Скорее всего, причина состоит в том, что авиаперевозчик все-таки летал в оккупированный Крым. Поэтому, чтобы не столкнуться с более серьезными последствиями, в том числе в виде включения в украинский санкционный список, фирма согласилась оплатить штрафы. Если полетов не было, причина может состоять в том, что затраты на доказывание добросовестности и на судебный процесс могут оказаться больше, нежели сумма штрафов, поэтому авиакомпании могло быть выгоднее их оплатить", - считает Роман Марченко.

"Если бы Gama Aviation не летала в оккупированный Крым, то авиаперевозчик бы нашел миллион вариантов как доказать нашим властям, что он этого не делал. Это сделать очень легко. Поэтому, я уверен, что если они согласились оплатить штраф, то все-таки летали туда", - отмечает Анатолий Мазуренко. По его мнению, Gama Aviation лучше заплатить штрафы, чем потерять перспективный украинский рынок.

При этом Анатолий Мазуренко считает, что Госавиаслужба правильно делает, что предлагает руководству страны ввести против Gama Aviation санкции за полеты в оккупированный Крым. "Это очень разумное решение. Украинские санкции могут привести к последствиям для этого авиаперевозчика - другие страны также могут поступить с Gama Aviation. Как мы видим, сейчас как только какая-то страна вводит санкции против России, то их поддерживают и другие государства. Не исключено, что введет санкции против нее и США в назидание другим авиакомпаниям, чтобы не летали в Крым. Возможно, и власти Великобритании поступят также", - считает он.

Ожидают возможные санкции и юристы, правда, с разной степенью вероятности. "После того как Украина докажет возможные нарушения со стороны Gama Aviation и включит ее в свой санкционный список, the UK Civil Aviation Authority может не выдавать этому авиаперевозчику из Великобритании разрешения на международные полеты, поскольку она нарушила нормы международного правил полетов. Но маловероятно, что британский авиационный регулятор пойдет на такой шаг", - считает Андрей Гук.

"Включение в санкционный список Украины – это самое болезненное, что может грозить Gama Aviation за полеты в оккупированный Крым. Помимо того, что авиаперевозчику будет запрещено использовать воздушное пространство над Украиной, на него могут быть наложены санкции другими странами мира. Ведь Украина ведет активную дипломатическую работу, в том числе рекомендует другим государствам применять санкции в отношении компаний, которые включены в наш санкционный список. Поэтому для Gama Aviation существует риск того, что авиаперевозчик может попасть под европейские или американские санкции", - отмечает Роман Марченко.

Вместе с тем в истории с Gama Aviation могут пострадать не только сама авиакомпания. Роман Марченко считает, что за позднее наложение штрафов волне могут понести ответственность сотрудники Госавиаслужбы. "Прокуратура может возбудить уголовное производство против сотрудников Госавиаслужбы, чтобы привлечь их к ответственности, например, за то, что халатно отнеслись к выполнению своих обязанностей. Ведь государству фактически нанесен убыток – из-за того, что пропущены сроки давности наложения штрафов, есть риск того, что авиакомпания выиграет судебный процесс и, как следствие, получит право не платить наложенные на нее штрафы", - говорит Роман Марченко.