Добкину инкриминируется злоупотребление служебным положением, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, мошенничество и пособничество. Дело касается афер с землей, которые он якобы совершал в 2008 году, будучи мэром Харькова. В случае доказательства, статьи по этим преступлениям предусматривают возможность лишения свободы на срок до 12 лет с конфискацией имущества.

Все провисло

На заседание Добкин пришел ваместе с коллегой по фракции Нестором Шуфричем. "У нас все в стране провисло", - сказал Шуфрич, поднимаясь в лифте комитетов Верховной Рады по дороге в регламентный комитет. На вопрос корреспондента РБК-Украина "Что и где провисло?", депутат так и не ответил.

А тем временем Добкина окружили более десятка телекамер. "Я никого ни о чем не прошу. Это мой жизненный принцип - не просить, не становиться на колени и не упрашивать. Так живу 47 лет", - сказал Добкин в ответ на вопрос журналистов, будет ли он просить коллег по фракции поддержать отмену неприкосновенности. Напомним, сам депутат неоднократно уверял, что готов голосовать за это представление и идти за правдой в судебные инстанции.

Еще до рассмотрения представления по сути, соратник Добкина и член регламентного комитета Михаил Папиев заявил о конфликте интересов, из-за своей принадлежности к фракции "Оппозиционный блок" и поставил коллег перед фактом, что принимать участие в обсуждении вопроса остается, а вот голосовать не будет.

Дело о земле харьковской

В обвинительном выступлении генпрокурор Юрий Луценко объяснил, что расследование дела началось еще 8 ноября 2014 года. В деле фигурируют два кооператива - "Авантаж" и "Житлобуд-1", которым, по данным прокуратуры, депутат содействовал в получении земельных участков площадью 77,8 га, что привело к убыткам, по нормативно-правовой оценке, на сумму более 226 млн гривен. Главной целью этих кооперативов якобы было получение выгоды из-за отсутствия платы за землю (которая в случае аренды составляла 6,5 процентов) при строительстве жилых массивов.

Луценко объяснил, что в 2008 году тогдашний председатель Харьковского городского совета провел процедуру по выделению земли обслуживающим кооперативам в нарушение регламента работы Харьковского горсовета.

Также Луценко обратил внимание, что целью кооператива является улучшение жилищных вопросов его членов, а в его состав, в соответствии с действующим законодательством, могут входить только физические лица, которые находятся на квартирном учете, в то время как среди членов "Авантаж" было обнаружено юридическое лицо с одноименным названием ОАО ИСК "Авантаж". "Представить себе, что члены кооператива в составе аж двух человек, должны для этого получить почти 17 гектаров земли для удовлетворения собственных жилищных потребностей, достаточно трудно, но мы проанализируем дальше, насколько это законно", - отметил генпрокурор и добавил, что "фиктивные" члены кооперативов так и остались без улучшения жилищных условий и живут в общежитиях.

Похожая ситуация и с другим кооперативом "Житлобуд-1". К декабрю 2008 года строительная компания с аналогичным названием, которая позже вошла в кооператив "Житлобуд-1" арендовала коммунальную землю Харькова. 22 декабря соответствующий кооператив был создан, а уже через два дня, 24 декабря, от него поступили 23 заявления в горсовет о выделении земельных участков площадью более 61 гектар и в тот же день, будто бы без решений комиссий эти вопросы выносятся на сессию. "Никакие комиссии не рассматривали этот вопрос. Добкин лично убеждает голосовать за выделение земли застройщикам", - говорит генпрокурор.

Заканчивая представление по обвинению Добкина, Луценко настаивал на необходимости ареста депутата. "Земельное дело" подпадает под особо тяжкие преступления, а Добкин вполне может влиять на свидетелей, уничтожать документы, или даже бежать за границу” - сказал Луценко.

Защита Добкина - честные глаза и Шуфрич

"Во время этого заседания, после выступления генерального прокурора я увидел, что в этом деле используется подтасовка фактов, выборочное применение законодательства. Кроме желания свести со мной счеты, я не видел больше ни одного доказательства из выступления генерального прокурора, которое бы подтверждало мою вину" - начал защищаться Добкин.

Депутат раздал депутатам папки с фотографиями, чтобы те могли убедиться, что никаких "царских домов" в Харькове вышеупомянутыми жилищными кооперативами построено не было. "Там за исключением одного или двух домов, это все жилье, которое относится к эконом-классу. Это жилье, которое могли себе позволить купить люди в 2008 году, когда еще не такая экономическая ситуация была в стране, с достатком чуть выше среднего. Никакие дворцы там не построили. Никто там себе ничего лишнего, как говорится, в виде собачей будки не пристроил", - отметил депутат, демонстрируя на комитете слайды с построеннымы домами.

"Когда мы проанализируем, кто живет, как вы говорите, в этих скромных домах, то мы увидим всю элиту - действующих депутатов Верховной Рады, бывших и нынешних прокуроров, бывших и нынешних судей, бывших и нынешних работников милиции и полиции. Возможно отсюда вопрос, почему никто не опротестовывал? ", - ответил ему позже Луценко.

Добкин начал рассказывать о десятилетней истории работы этих "строительных компаний", их участие в социальных программах. Впрочем, стоит напомнить, что половину стоимости "социальных" квартир оплачивал Харьковский горсовет.

Также Добкин заверил, что из этих 76,6 гектар, выделенных в 2008 году кооперативам, 45,7 гектар было до 2011 года возвращено обратно в коммунальную собственность города. "Представте себя жульническую схему, мошенническую. Сначала украли, потом вложили десятки миллионов гривен, а потом больше половины земли вернули территориальной общине. Вы видели таких мошенников? Я такого даже в "Робин Гуде" не читал", - заявил Добкин.

Причем генпрокурор заявил, что прокуратуре о возвращении земли ничего не известно.

Настаивал Добкин и на том, что горсовет не нарушала процедуру и даже продемонстрировал на видеопрезентации копии протоколов постоянных комиссий, которые якобы собирались и рассматривали эти земельные вопросы. Также депутат апеллировал к тому, что в его распоряжении есть только копии этих документов, поскольку оригиналы были изъяты правоохранительными органами при обысках и ими располагает генпрокуратура.

В итоге, в течение четырех часов заседаний Добкин как минимум трижды повторил, что сам будет просить депутатов в сессионном зале, чтобы с него снимали неприкосновенность.

Затем слово взял Нестор Шуфрич. Депутат назвал Добкина главным оппозиционером и кандидатом в президенты, который стал жертвой политической расправы. Но похоже, что его слова не убедили членов регламентного комитета.

Пока депутаты пошли совещаться, Добкин в компании Шуфрича и своих адвокатов спокойно ходил из одного конца коридора в другой, постоянно разговаривая по телефону и ожидая, какое же решение вынесет комитет.

"Нужна была сакральная жертва. К сожалению, выбрали Михаила (Добкина - ред.)", - пояснил РБК-Украина Шуфрич свое видение ситуации вчерашнего дня.

Вердикт комитета

После получасовых переговоров комитет определился с решением. По его мнению представление о снятии с Добкина неприкосновенности является "достаточным, законным и мотивированным". Другие же два - на задержание и арест - недостаточно обоснованными. Судьбу Добкина, как и предыдущих пяти депутатов, решит голосование в сессионном зале, которое должно состояться уже сегодня, 13 июля.

"Решением я доволен. Потому, что я сам собирался, как я уже говорил неоднократно, просить с депутатов снять с меня депутатскую неприкосновенность", - заявил Добкин по окончанию заседания.

На вопрос кореспондента РБК-Украина поддержит ли снятие неприкосновенности с него и вся фракция "Оппозиционного блока", если уж он сам собирается голосовать, депутат сослался, что завтра будет видно.

"Завтра посмотрим. Будет день - будет пища", - ответил Добкин. "Но Нестор Иванович (Шуфрич, - ред.) говорит, что не будут", - добавил он.

"Нет. Не будем", - подтвердил Шуфрич.