Начало с вешалки

"Голосуем за лишение неприкосновенности всех", - уверял лидер фракции "Народный фронт" Максим Бурбак корреспондента РБК-Украина за 20 минут до начала главного "веселья" с депутатским иммунитетом. Его прогноз не сбылся – фракция оказалась расколота пополам щекотливым вопросом снятия иммунитета.

В "Блоке Петра Порошенко" тоже уверяли, что будут поддерживать снятие неприкосновенности со всех депутатов, включая и их теперь уже бывшего представителя - Борислава Розенблата. "Мы определились относительно голосования, причем мы определились принципиально политически - все представления, касающиеся снятия неприкосновенности, мы голосуем независимо от фамилии", - сообщил заместитель главы президентской фракции Игорь Кононенко. Он также добавил, что по задержанию и аресту фракция должна была определяться в четверг. Но времени к четвергу уже не было.

В Батькивщине также уверяли, что будут поддерживать все представления. "Наша фракция все поддержит. Мы требуем скорейшего начала рассмотрения этого вопроса", - сказал заместитель председателя фракции "Батькивщина" Сергей Соболев перед обеденным перерывом, пока еще не было окончательно известно, придет ли в сессионный зал генпрокурор Луценко. Кстати, интрига с главой ГПУ стала основной для первой половины для парламентского вторника. Депутаты всех фракций требовали Юрия Луценко немедленно явиться в Верховную Раду и лично зачитать представления на всю "подследственную пятерку". Местонахождение генпрокурора оставалось неизвестным. Кто-то говорил о командировке, кто-то шутил о проведенном накануне хмельном вечере, а жена, и по совместительству, представитель президента в Раде Ирина Луценко заявила журналистам, что не имеет привычки следить за ним. За генпрокурором и мужем. В общем, на появление или не появление в Раде Луценко даже начали делать ставки. Выиграли те, кто верил в его появление, но об этом позже. Вернемся к кулуарным прогнозам фракций перед голосованием.

Во фракции "Радикальной партии" заверили, что не поддержат представления по Лозовому и Дейдею. Хотя, еще на прошлой неделе сам Лозовой призвал членов регламентного комитета голосовать за снятие с него неприкосновенности. "Мы не будем голосовать представление по Лозовому и Дейдею. Потому что дело Дейдея - это месть господина Углавы (заместителя председателя НАБУ Гизо Углавы, - ред.) за его позицию по Одесской области и Саакашвили. А дело Лозового чисто сфальсифицировано и я юридически готов это доказать", - заверил корреспондента РБК-Украина член фракции Ляшко Игорь Мосийчук.

Сближение Дейдея с фракцией Ляшко было заметно невооруженным глазом. Еще утром в "Народном фронте" рассказали РБК-Украина, что Дейдей обиделся на решение своих соратников и даже пересел в сектор "радикалов".

Еще на согласительном совете в понедельник фракции коалиции настаивали на том, что голосование по представлениям нужно перенести на четверг, так как тогда можно было бы проголосовать их пакетом, включая и представление на Михаила Добкина. Но за это решение голосов не хватило. И спикер Андрей Парубий начал искать генпрокурора, поиски которого, как уже упоминалось, привели к небольшой панике и большому количеству комментариев разной степени ироничности. Сначала генпрокурор должен был появиться в Раде в 12-30. Но после завершения перерыва спикер сообщил, что вопрос переносится на вечернее заседание.

Ближе к обеду и после полудня ситуация в Раде становилась все более нервной. Фракции "Самопомич" и "Батькивщина" требовали немедленного рассмотрения вопроса о снятии неприкосновенности. Соратники Тимошенко даже апеллировали к тому, что в случае, если Рада не рассмотрит представление по Дейдею и Довгому в семидневный срок с момента вынесения решения регламентным комитетом, у депутатов будут основания обжаловать решение Верховной Рады. Как это в свое время сделал Игорь Мосийчук из-за нарушения процедуры рассмотрения представления по нему.

"Только в 12:15 в аппарат Верховной Рады поступила телефонограмма от генерального прокурора, в которой указано, что в связи с пребыванием в служебной командировке, он хочет прибыть в Верховную Раду для участия в пленарном заседании о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности в 16:00", - зачитал Парубий письмо от Луценко .

Но "Самопомич", "Батькивщина" и РПЛ продолжали настаивать на том, что Луценко должен появиться в зале срочно, и даже проявляли попытки блокирования трибуны. "Луценко говорит, что он в командировке. Я вам расскажу, в какой он командировке. К двум ночи он пьянствовал, а сейчас отсыпается. Пусть сделают анализ - анализ содержания алкоголя в крови и увидите, в какой он командировке", - заявил Ляшко.

Луценко, зал и пять решений

Юрий Луценко все-таки прибыл в парламент к 16 часам. Свое выступление он начал с демонстрации распечатанных фотографий Евромайдана. Напомнил, что три года назад народ вышел на акции протеста в том числе и для того, чтобы в стране не было касты неприкасаемых.

Перед тем, как приступить к рассмотрению всех пяти представлений, команда прокуроров "порадовала" важной новостью. На своей странице в Facebook глава САП Назар Холодницкий сообщил, что передал в ГПУ представление о снятии неприкосновенности с очередного депутата. Новым звеном в цепи кандидатов на лишение неприкосновенности и суд стал депутат от "Народного фронта" Денис Дзендзерский. Он обвиняется в подаче недостоверных данных в электронной декларации. По данным источников РБК-Украина, кроме Дзендзерского внимания ГПУ вскоре удостоятся еще несколько парламентариев. А именно: Владимир Арешонков от БПП, Сергей Рыбалка от Радикальной партии, и даже братья Богдан и Ярослав Дубневичи из президентской фракции.

Переходя к рассмотрению вопросов депутатского иммунитета в зале отметим, что уверенность относительно конечного результата была лишь в деле Розенблата. В том, что к закрытию пленарного дня он останется без иммунитета, сомнений практически не было. По остальным интрига сохранялась.

Дейдей

Первым "под свет софитов" попал член "Народного фронта" Евгений Дейдей, обвиняющийся в незаконном обогащении. Депутат заметно нервничал, и даже отказался переходить на украинский язык, хотя без труда делал это ранее в многочисленных эфирах. Представление по Дейдею, равно как и его выступление в свою защиту, были самими короткими из всех. Генпрокурор и глава регламентного комитета зачитали знакомые еще с прошлой недели тексты обвинений и решения комитета по Дейдею. Последний же лаконично заметил, что ему скрывать нечего. Сказал, что если зал считает аргументы ГПУ убедительными, то пускай голосуют за снятие иммунитета. Зал ответил недостаточными для этого 192 голосами из 226-ти. Примечательно, что фракция НФ поделилась в этом вопросе почти ровно надвое. За снятие были 44 депутата из 81 члена фракции.

Довгий

Рассмотрение вопроса по Олесю Довгому было таким же эксцентричным, как и рассмотрение его дела в комитете на прошлой неделе. Юрий Луценко с явным удовольствием вспоминал былые счеты с "молодой командой Черновецкого", Довгий же играл в благородного и смелого мученика. Даже читал стихи о правде, силе и козацком роде, якобы авторства своего деда. В конце попросил коллег по парламенту поддержать снятие с него неприкосновенности. "Чтобы я смог сам защитить свою честь и достоинство в суде", - не без пафоса сказал депутат. И коллеги ответили взаимностью - 251 депутат при 226 необходимых нажали кнопку "за". После оглашения результатов, Довгий долгое время торжествующе ходил по залу и пожимал руки депутатам. Словом, совсем не было похожим на человека, который только что обзавелся большими проблемами. Почему так, равно как и по другим результатам голосований - чуть ниже.

Лозовой

Соратник лидера "Радикальной партии" Олега Ляшко Андрей Лозовой использовал свое время у трибуны по полной. Причем, не для защиты себя, а все больше для нападок, сарказма и обвинений в адрес генпрокурора Луценко. Вспомнил все то же, что и на регламентном комитете по своему делу. И отсутствие профильного образования у Луценко, и якобы незадекларированную главой ГПУ коллекцию оружия, и социалистическое прошлое. Не сказал лишь о главном: почему у небогатого еще совсем недавно молодого человека в декларации всего за пару лет депутатства обнаружилось миллионное состояние в деньгах, имуществе и прочих активах. Как оказалось, Лозовому удалось и генпрокурора пооскорблять и сухим из воды выйти: за снятие с него иммунитета проголосовали всего 177 депутатов.

"Янтарные братья": Поляков и Розенблат

Герои фильма с "агентом Катериной" в главной роли, депутаты из правящей коалиции Максим Поляков и Борислав Розенблат неприкосновенности таки лишились. За снятие иммунитета с фигурантов дела о янтарной коррупции проголосовали, соответственно, 250 и 296 депутатов. Причем по вопросу Розенблата зал голосовал дважды. Снять неприкосновенность с него коллеги разрешили, а вот в ходатайстве ГПУ на арест Розенблата на время следствия - отказали. За это проголосовал всего 181 депутат.

Итог, как популярно стало писать вчера в соцсетях и заголовках новостей, 3:2 в пользу генеральной прокуратуры. Довгий, Поляков и Розенблат готовятся к суду, а Дейдей и Лозовой могут праздновать сохранение непркосновенности. Но как успел заметить у себя в Facebook вскоре после окончания пленарного дня экс-глава главного следственного управления СБУ Василий Вовк, остаться без иммунитета - это совсем не страшно.

"Снять депутатскую неприкосновенность без разрешения на задержание и арест - это как приговорить к расстрелу холостыми патронами! Фарс, которым заполнено эфиры украинских телеканалов и интернет, пример крайнего цинизма власти по отношению к украинскому народу. Все это делопроизводство (назвать такие действия уголовным производством - рука не поднимается) обречено на полное процессуальное фиаско… О том, как живется нардепам, лишенным депутатского иммунитета, спросите у Вадима Новинского, с которого неприкосновенность сняли еще в декабре прошлого года", - написал Вовк. Что ж, возможно, в словах отставного главы управления СБУ есть рациональное зерно. Тем не менее, какой-то процесс запущен. Теперь о том, почему голосования оказались именно такими, какими оказались.

Логика дня

Если коротко, то воодушевление Олеся Довгого после решения Рады по его иммунитету можно объяснить. Ведь срок давности по делу о Жуковом острове, в незаконной продаже которого Довгого обвиняет ГПУ, истекает 5 сентября. Хорошие адвокаты, которых может себе позволить Довгий, без труда затянут судебный процесс. А выиграть дело после "наезда" ГПУ - дорогого стоит. На этом можно строить избирательную кампанию в будущем, и даже не одну.

Сохранившие иммунитет депутаты Дейдей и Лозовой обвинялись в несоответствии их реальных доходов указанным в декларации данным. Коллеги по парламенту просто не захотели создавать прецедент, по которому в будущем смогут "предъявить" любому из них. По этой логике можно предположить, что анонсированное представление на Дзендзерского также окончится ничем. Его, как и Дейдея с Лозовым, прокуроры "взяли за декларацию". К тому же, есть вероятность, что и Дейдей и Лозовой просто заплатят неучтенную разницу налогов в госбюджет, в чем уже кому надо поклялись. Или не в госбюджет.

Ну а Поляков и Розенблат просто "попались по-крупному". Настолько, что даже "Народный фронт", обещавший защищать своих до конца, не стал этого делать. Все-таки, 51 голос за снятие иммунитета с Полякова из 81-го, это не по-товарищески. Кстати, о "Народном фронте".

Звоночек для коалиции

Пускай члены фракции "Народный фронт" говорят во всех эфирах и интервью о своем единстве и высоком командном духе, вопрос депутатского иммунитета подпортил погоду в рядах "фронтовиков". Как стало известно РБК-Украина из источников внутри фракции, накануне голосования, во время фракционного заседания НФ, лидеры этой силы поспорили на повышенных тонах. И не всегда выбирая выражения. Суть конфликта: присутствующие на заседании фракции Арсений Яценюк и Александр Турчинов убеждали своих двоих из "подследственной пятерки" выйти из фракции по примеру БПП и Розенблата. И, естественно, подводили остальных депутатов НФ к необходимости голосовния за снятие неприкосновенности - как со своих, так и вообще со всех представленных депутатов. Против такой жертвенности оказался также прибывший на заседание фракции глава МВД и один из лидеров НФ Арсен Аваков. Позднее с ним согласился отсутствующий в начале заседания, но участвующий в принятии решений Николай Мартыненко. Итог - фракция, как говорилось ранее, разделилась в вопросе депутатского иммунитета почти ровно надвое. Красноречивый пример: в числе тех, кто воздержались от голосования за снятие иммунитета с Дейдея такие депутаты НФ, как Княжицкий, Котвицкий, Иванчук, Ледовских, Высоцкий, Левус и Логвинский. За снятие иммунитета (что не помогло в итоге) проголосовали "фронтовики" Пашинский, Сюмар, Тетерук, Татьяна Чорновол.

В БПП было проще, но ненамного. Собеседники РБК-Украина в БПП рассказывают, что на заседании президентской фракции от Розенблата требовали, чтобы тот сложил депутатский мандат и не позорил фракцию. Депутат отказался, поэтому все, что с ним могли сделать - это исключить. После этого Розенблат заверил, что не убежит из страны, а как подтверждение этих слов - сдаст два свои паспорта - заграничный и дипломатический.

Один из членов президентской фракции рассказал РБК-Украина интересный инцидент с участием Розенблата. Оказывается, "янтарное дело" - не единичный случай, когда депутат требовал денег. "У меня нет сомнений, что он виноват. Еще когда нам нужно было голосовать за спецконфискацию, он лично приходил ко мне и просил о поощрении для его группы (дело идет о группе Александра Третьякова, - ред.)", - говорит собеседник и уточняет, что дело к разговору о сумме не дошло, так как он отказал Розенблату. Соратники Яценюка в неофициальных разговорах также убеждены в том, что обвинения Генпрокуратуры по Розенблату не являются безосновательными.

"Это некий депутат-решала. Более того, Розенблат вообще никому ничего не платил. Он ни с кем не договаривался, а паковал себе карманы", - считает собеседник близкий к Яценюку.

В общем, БПП дал в среднем по 100 голосов на каждого фигуранта (87, 107, 76, 110 и 113 голосов). Это все, что "железно" подконтрольно президенту в его фракции при численности в 139 депутатов.

Но пугающий коалицию конфликт руководства НФ и очередная демонстрация отсутствия монолита в БПП - не единственный маркер вчерашнего дня. Есть и другие факторы, "передающие привет" новому политсезону. Примерно с 16:00 у стен Рады начали собираться разнофлаговые группы митингующих под общим невнятным лозунгом "против депутатской неприкосновенности".

"НАПУ" и правый антураж

Первыми на площади между Мариинским парком и Верховной Радой появились флаги партии Михаила Саакашвили "Рух Новых Сил". Затем к ним присоединились активисты из антикоррупционного сектора - Виталий Шабунин с товарищами, депутаты-еврооптимисты и редкие вкрапления флажков партии Гриценко, "Демальянса" и так далее. Словом, все, кто пытался объединиться в единую антикоррупционную партию ровно год назад, но не смог договориться о том, кто у них главный.

 

Уличные акции у стен Рады 11 июля (фото - Сергей Лефтер, РБК-Украина)

Практически одновременно с записными либералами на площадь у парламента подтянулись националисты из партий "Свобода" и "Национальный корпус", чем немного сбили с толку наблюдающий. Сначала сложилось впечатление, что правые и либералы митингуют совместно, но это предположение быстро оказалось ошибочным. Затем возникло опасение, что готовится силовая провокация. Возможно, даже с целью сорвать голосования, проходившие в то время в сессионном зале. К счастью, опасения не подтвердились. На вопрос корреспондента РБК-Украина о том, что такие разные силы делают вместе на одной площади, и люди Саакашвили и парни Билецкого с Тягнибоком (которых, к слову, вместе с митингующими на улице не было), отвечали одинаково. В духе: Не важно, какая у нас идеология - все хотят справедливости и ликвидации касты неприкасаемых. С той лишь разницей, что "Нацкорпус" говорил о необходимости снятия неприкосновенности даже с президента, а либералы об этом умалчивали. Так зачем, собственно, пришли к Раде?

По информации РБК-Украина, которую косвенно озвучил на утреннем заседании Рады глава фракции НФ Максим Бурбак, на базе "антикоррупционного движения", наконец, создается партия. Рабочее название - НАПУ (Национальная антикоррупционная партия Украины). По данным источников, ведутся переговоры о том, что будущую объединенную антикоррупционную силу возглавит нынешний глава НАБУ Артем Сытник. По крайней мере, фамилия Сытника и упоминание его заслуг звучало на сегодняшней импровизированной сцене возле Рады едва ли не так же часто, как в прошлом году - имя Саакашвили. Который, кстати, также прибыл на Грушевского ближе к 20 часам.

На вопрос корреспондента РБК-Украина участники уличной акции от либералов подтвердили, что не прекращают общение внутри своего круга и политического поля, однако о проекте "НАПУ" слышат впервые. К примеру, народный депутат Светлана Залищук отметила, что ее единомышленники готовятся к политической осени, но будут ли это акции протеста в Киеве или по всей Украине - решения пока нет. Также Залищук заявила, что ей ничего неизвестно о политических амбициях Сытника. Более того, депутат отметила, что была бы против такой личностной миграции "главы НАБУ, у которого хорошо получается работа на нынешней должности".

Источник РБК-Украина в партии Саакашвили сообщил, что сборная и фактически презентационная акция снова начавших договариваться внепарламентских сил готовилась с пятницы 7 июля. Что они постоянно на связи с народными депутатами-единомышленниками и координировались с ними даже в день акции. Словом, политическая осень, как всегда, скучной не будет.

Что делали на акции 11 июля под Радой правые Свобода и Нацкорпус? Да просто узнали о масштабном уличном действе, и решили не упускать возможности побыть в центре внимания теле- и фотокамер. Чем создали эффектный и тревожный, но всего лишь антураж и декорацию для "Руха Новых Сил" и прочих идеологических оппонентов. После акции активисты Нацкорпуса отметили, что убрали после себя все остатки фальшвейров и дымовых шашек, за что им спасибо.

Ну а дальше - рассмотрение вопроса о снятии неприкосновенности с члена фракции "Оппозиционный блок" Михаила Добкина. Оно состоится в регламентном комитете Рады сегодня 12 июля в 15:00.