Кабинет министров Украины зарегистрировал для дальнейшего рассмотрения Верховной Радой Украины проект закона № 2540а "О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов наложения ареста на имущество с целью устранения коррупционных рисков при его применении" от 28 августа 2015 года и проект закона № 2541а "О внесении изменений в Уголовный и Гражданский процессуальній кодексі Украины относительно совершенствования института специальной конфискации с целью устранения коррупционных рисков при ее применении" от 28 августа 2015 года. Тексты этих законопроектов уже размещены на официальном сайте парламента.
В отношении проекта закона № 2540а нужно отметить, что он подготовлен "с целью усовершенствования возможности практического применения положений УПК о возмещении вреда, причиненного преступными действиями подозреваемого, обвиняемого, исключение недобросовестного использования имеющихся законодательных механизмов для избежания конфискации имущества, специальной конфискации или возмещения причиненного вреда, в т.ч. в случае удовлетворения гражданского иска, обеспечение применения мер уголовно-правового характера к юридическому лицу, а также повышения эффективности проведения специального досудебного расследования", - говорится в пояснительной записке к документу.
Проект состоит из двух разделов. Первым разделом предлагаются изменения статей 170 - 173, 236, 2971 УПК, которые:
предоставляют возможность наложить арест на имущество любых лиц, если оно может быть использовано как доказательство в уголовном производстве, или в отношении него может быть применена специальная конфискация;
позволяют обеспечить возмещение вреда, причиненного уголовным правонарушением, а также взыскания в доход государства неправомерной выгоды, которая получена или могла быть получена юридическим лицом;
унифицируют перечень объектов, на которые может быть наложен арест;
устанавливают различную степень доказательства соответствующих обстоятельств для наложения ареста на имущество в зависимости от его цели;
предоставляют возможность разграничивать понятия «размер ущерба, причиненного уголовным правонарушением» и «размер гражданского иска»;
позволяют уменьшать по предложению следователя, прокурора или гражданского истца срок, необходимый для устранения недостатков ходатайство об аресте имущества;
конкретизируют процессуальный статус имущества, изъятого во время обыска;
предусматривают возможность осуществления специального досудебного расследования в отношении других, кроме предусмотренных частью второй статьи 2971 УПК преступлений, при условии, что они расследуются в одном уголовном производстве, а выделение материалов в отношении них может негативно повлиять на полноту досудебного расследования и судебного разбирательства.
Вторым разделом устанавливается порядок вступления Закона в силу - со дня, следующего за днем его опубликования.
Проектом Закона изменяется структура статьи 170 УПК с целью облегчения ее применения.
В проекте Закона предложено отойти от связи ареста имущества с его временным изъятием, определив необходимость применения ареста за обеспечение реализации соответствующих задач уголовного производства (в т.ч. специальную конфискацию и/или разрешения судом вопроса о судьбе вещественных доказательств).
В отношении изменений, которые предлагает проект закона № 2541а "О внесении изменений в Уголовный и Гражданского процессуального кодексов Украины относительно совершенствования института специальной конфискации с целью устранения коррупционных рисков при ее применении" выделим следующее:
На сегодня в уголовном судопроизводстве специальная конфискация применяется исключительно за активное и пассивное взяточничество (статьи 354, 368, 3683, 3684, 369 Уголовного кодекса Украины (далее - УК)), злоупотребления полномочиями (статьи 364, 3641, 3652 УК), незаконное обогащение (статья 3682 УК) и злоупотребления влиянием (статья 3692 УК).
Проектом предлагается уточнить положения статей 961 и 962 УК, которыми применение специальной конфискации ограничено коррупционными преступлениями, и заменить в соответствующих статьях Особенной части УК конфискацию определенных санкциями предметов преступной деятельности на специальной конфискации таких предметов.
Такие изменения позволят применять специальную конфискацию как в случаях, когда санкция нормы непосредственно предусматривает такую меру уголовно-правового характера, как специальная конфискация, так и на основании положений Общей части УК, когда такая мера уголовно-правового характера статьей Особенной части УК не предусмотрен.
Кроме того, на сегодня положения Гражданского кодекса Украины (далее - ГК) позволяют избегать применения специальной конфискации за существования института добросовестного приобретателя, которым признается лицо, которое приобрело вещь у лица, которое не имело права ее отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать.
В связи с этим изменениями к статье 330 ГК предполагается определить случаи, когда лицо, которое приобрело имущество, не может признаваться добросовестным приобретателем.
Также предлагается внести изменения в статью 354 "Конфискация" ГК, предусмотрев, что к лицу может быть применена наряду с конфискацией еще и специальную конфискацию, что позволит согласовать положения указанной статьи с существующим в УК институтом специальной конфискации.
Кроме того отметим, как указано в пояснительных записках к документам оба проекта законов разработаны Министерством юстиции с участием Генеральной прокуратуры Украины в рамках деятельности межведомственной рабочей группы по координации возвращения в Украину средств, полученных преступным путем прежними высокопоставленными должностными лицами Украины, в состав которой входят, в частности представители Администрации Президента Украины, Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины, с учетом практики применения норм процессуального права в соответствии с Законом Украины «Об основах государственной антикоррупционной политики (Антикоррупционная стратегия)» на 2014 - 2017 годы, Государственной программы по реализации основ государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционной стратегии) на 2015 - 2017 годы, а также в связи с необходимостью выполнения второй фазы Плана действий по либерализации ЕС визового режима для Украины.
Необходимость разработки соответствующих проектов законов определена изучением положительного опыта реализации норм законодательства в этой сфере, предусмотренных уголовно-процессуальными законами европейских стран (Швейцарии, Румынии, Латвии и т. п).
Также, данные проекты законов корреспондируется с требованиями Директивы Европейского Парламента и Совета от 03 апреля 2014 года № 2014/42/ЕС «О замораживании и конфискации средств совершения преступлений и доходов от преступной деятельности в Европейском Союзе», в которой определены эффективные механизмы в этой сфере, рекомендуемые к имплементации странами ЕС".
Напомним, ранее Президент Украины Петр Порошенко образовал межведомственную рабочую группу по координации возвращения в Украину средств, полученных преступным путем бывшими чиновниками Украины.