Павел Костицын

Голосование за налоговую реформу в сессионном зале парламента превратилось в скандал. На заседании 16 сентября депутаты категорически отказались включить в повестку дня три законопроекта, предложенных Кабмином: №5078 (о реформе межбюджетных отношений), №5079 (о налоговой реформе) и №5080 (о реформе единого соцвзноса и легализации фонда оплаты труда).

Такой поворот событий крайне возмутил премьер-министра Арсения Яценюка, который пытался доказать депутатам, что без утверждения этих документов не будет и бюджета на 2015 год. Кроме того, Яценюк высказал достаточно веский аргумент, что, мол, готовили три месяца реформу, а парламент ее умышленно "прокатил".

"Я думал, что они (депутаты - ред.) чуть умнее. Они вели длительную дискуссию, какие плохие законы, даже их не прочитав", - заявил в сердцах премьер-министр.

Но Яценюк слукавил. В сессионный зал попал отнюдь не тот перечень изменений в налоговую систему, обсуждение которого Государственная фискальная служба (ГФС) вела с бизнесом еще с лета. К тому же, депутаты получили на руки документы, состоящие из сотен страниц, за пять минут до заседания и вполне ожидаемо отказались голосовать за "кота в мешке".

Смертная обида

Жестче всех высказался в адрес Яценюка глава ГФС Игорь Билоус, который без стеснения обвинил правительство в "писанине законопроектов на коленке", и, по сути, в подмене документов, над которыми велась работа несколько месяцев, на те, что "подсунули" в день голосования.

"Мы провели массу консультаций с участниками рынка, профильными ассоциациями, крупным бизнесом. Но потом документ попал в Минфин, где над ним работал огромный департамент. Я, конечно, несу ответственность за разработку концепции, но отвечать за документ, который в итоге попал на утверждение парламента, я не могу. Я даже не присутствовал на заседании ВР - меня туда никто не пригласил", - сокрушенно сообщил Билоус на одной из встреч с журналистами.

Как говорят в кулуарах, явного конфликта между Билоусом и Яценюком нет. Просто каждый из них преследует свои цели. Например, нынешний глава ГФС, не будучи чиновником по сути, не раз намекал, что сталкивается с большим бюрократическим давлением в госаппарате. При этом со стороны налоговиков бизнес увидел хоть какие-то попытки пойти на диалог.

"Экспертов, активистов реально использовали для прикрытия. Группы работали, готовили проекты, по налогу на прибыль отработали необходимые для снижения коррупционного и административного давления на плательщиков механизмы, но в Верховную Раду были внесены совсем иные предложения", - подчеркнула председатель Всеукраинского объединения предпринимателей "Фортеця" Оксана Продан, которая также принимала участие в разработке концепции.

Задача Кабмина - всячески ускорить проведение налоговой реформы. С одной стороны это действительно попытка упростить до безобразия зарегулированную налоговую систему. А также сдвинуть с мертвой точки бюджет, который в 2014 г. в очередной раз доказал свою нежизнеспособность (дефицит госказны по разным оценкам к концу года достигнет 100 млрд грн). С другой стороны, налицо реализация собственных предвыборных амбиций.

"Желание Яценюка додавить реформу вполне объяснимо. Давайте номинально сократим количество налогов, уменьшим злополучный ЕСВ, освободим бизнес от проверок - и голоса избирателей у нас в кармане. Однако есть парламент, который уже не работает по "звонку". Да и депутаты, полномочия которых фактически закончились, не очень-то хотят брать на себя ответственность за ошибочные решения", - поделился с РБК-Украина один из членов бюджетного комитета парламента.

Заругали, запинали

Очень нелестной оказалась реакция на действия Кабмина и со стороны комитета по налоговой и таможенной политике. "Предложенный правительством законопроект - не налоговая реформа. И бизнес сегодня против фискальных инициатив. Документ с изменениями в Налоговый кодекс в существующей редакции не уменьшит расходы предприятий на администрирование налогов и не повысит эффективность использования ресурсов экономики, а наоборот может привести к негативным последствиям", - прокомментировал РБК-Украина свою позицию глава комитета Виталий Хомутынник.

Если потратить время и вчитаться в законопроект №5079 (именно он касается изменений в Налоговый кодекс), то расхождения с концепцией налоговой реформы, которая обсуждалась, действительно разительная. Сходится разве что пункт, который предусматривает, якобы, уменьшение количества налогов с 22 до 9. "Но практически все налоги и сборы, которые предложено сократить, просто сливаются в другие налоги", - отмечает Хомутынник.

В остальном - масса отличий. Например, проект Кабмина предусматривает увеличение налога на недвижимость с ликвидацией льгот для него; рост акцизов на сигареты (в 2,3 раза) и на топливо; введение сбора с розничной продажи подакцизных товаров по ставке до 5%; очередной пересмотр ставок налога на пассивные доходы с их увеличением до 20-25%; а также введение "американской модели" контроля расходов, которая предусматривает взимание подоходного налога с превышения расходов над суммой доходов налогоплательщика. НДС же и вовсе не затронули, хотя этот налог при нынешней системе администрирования является наиболее коррупционным.

Из позитивного можно отметить лишь тот факт, что групп единого налога станет не 6, а 3. Хотя это больше техническая правка, толку от которой почти никакого. При этом первую и вторую группы "единщиков" лишат выбора: предприниматели будут платить налог по унифицированным ставкам, 10% и 20% от минимальной зарплаты (сейчас от 1 до 10% и от 2 до 20% МЗП соответственно).

Порадоваться можно лишь за тех, кто платит ЕСВ. Его ставка снижается с 41% до 15%. Но и здесь не без нюансов. Дело в том, что правительство при этом предлагает на зарплаты, ниже минимальных, также начислять ЕСВ. А ставка будет пересмотрена в сторону уменьшения лишь для той части зарплаты, которая превышает две минимальные.

Продавят или нет?

"Налоговая реформа - это краеугольный камень, который дает понять бизнесу, сколь привлекательно инвестировать в страну. И когда иностранцы видят, что этот закон принимается "с колес", а потом еще пять раз меняется, то видно, они вряд ли захотят работать с Украиной. Это не реформа, а ее видимость", - подчеркнул координатор группы "Налоговый кодекс" гражданской платформы "Новая страна" Тарас Козак.

Прислушается ли к взываниям бизнеса Кабмин - сказать сложно. Судя по настроениям правительства, пакет налоговых реформ будут продавливать и дальше. "Мы намерены вносить (законопроекты) повторно", - пообещал Яценюк сразу после злополучного заседания Верховной Рады 16 сентября.

К тому же, не стоит игнорировать Министерство финансов, во главе которого стоит жесткий фискал Александр Шлапак со своими интересами. С задачей хоть как-то выровнять наполнение госбюджета.

Тем не менее, эксперты уверены, что шансы правительственных законопроектов почти нулевые. Одна из причин - отсутствие согласованности с профильными министерствами и ведомствами. "К тому же, страна уже находится в состоянии перманентных выборов. А принимать бюджет, под старое правительство, когда все знают, что через 3 месяца придет новое, никто не решится", - считает исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.