Рижский саммит "Восточного партнерства" показал, насколько хрупкими и непростыми являются отношения ЕС и стран "Восточного партнерства" с Россией. В итоговой декларации так и не удалось сохранить формулировку общего осуждения аннексии Крыма всеми участниками саммита. Вместо формулировки о "европейской перспективе" восточных соседей ЕС, речь шла о стремлении и свободном выборе.

Сразу нужно отметить, что утверждение конечной декларации саммита затянулось, поскольку, по словам экс-председателя Европарламента Мартина Шульца, "Азербайжан заблокировал конечную декларацию". В том, что конечная декларация все же будет уже во время завершения саммита сомневалась и министр иностранных дел Хорватии Весна Пусич, которая, покидая саммит, сообщила, что, возможно, декларация "будет позже".

Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына рассказал РБК-Украина, что убедить Азербайжан смог председатель Европейского совета Дональд Туск. "То, что Азербайжан подписал - это заслуга Дональда Туска", - сказал Схетына. Затем на итоговой пресс-конференции Туск подтвердил, что звонил непосредственно Президенту Азербайжану, но возразил что это касалось декларации.

Председатель парламентского комитета по вопросам евроинтеграции Ирина Геращенко рассказала РБК-Украина о том, что Азербайжан пытался включить в итоговый документ пункт, касающийся Нагорного Карабаха.

"Вопрос Азербайжана вообще не касался Украины, он касался Азербайжана, Нагорного Карабаха и сегодня там об Украине речь не шла. После беседы Туска с Алиевым Азербайжан сделал ремарку, что в них особая позиция по пятой статье, которая не касается Крыма", - отметила Геращенко.

"Не раздражать Россию"

Для украинцев самым важным вопросом на саммите была либерализация визового режима, вместо этого ЕС беспрестанно повторял, что "Восточное партнерство" не направлено против России". В течение саммита неоднократно успокаивали РФ этим ключевым тезисом и председатель Совета Европы Дональд Туск и другие европейские политики. Однако, их старания были на порядок меньше тех усилий, которые прикладывали Армения и Беларусь.

Едва прибыв на саммит, министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей сразу намекнул на то, что не желает вступать в конфронтацию с Российской Федерацией. "Мы хотим, чтобы этот саммит дал надежду, что наш регион останется стабильным и мирным, а не регионом конфронтации", - заявил белорусский политик.

Именно из-за позиции этих двух стран в конечную декларацию так и не удалось записать пункт, согласно которому участники саммита осуждают аннексию Крыма. Пункт относительно аннексии Крыма оставался спорным все время, и переговоры по нему продолжались до самого окончания саммита.

В день саммита, 22 мая, еврокомиссар по европейской политике соседства и расширения Йоханнес Хан сообщил, что по этому пункту конечное решение еще не принято.

Покидая саммит до его завершения, премьер Польши Эва Копач рассказала журналистам, что на момент ее выхода со встречи "в отношении Крыма и других спорных пунктов все осталось так, как было на вчерашний вечер, то есть этот пункт в декларации остался".

Копач также радовалась, что на момент ее выхода удалось оставить пункт о "европейской перспективе" для стран "Восточного партнерства", которые этого пожелают. Как накануне саммита сообщил РБК-Украина информированный источник, по результатам предварительных переговоров перед саммитом удалось договориться о сохранении этого пункта в конечной декларации.

Однако, из конечного документа "европейская перспектива" исчезла, и как кажется, шансы на ее сохранение в тексте были не очень высокие. Едва прибыв на саммит канцлер Германии Ангела Меркель, заявила о том, что "Восточное партнерство" не является инструментом расширения ЕС, а является инструментом сближения с ЕС.

Кроме того, на итоговой пресс-конференции Дональд Туск заявил о том, что "никто не обещал, что "Восточное партнерство" будет означать вступление в ЕС". Он также успокоил, что ЕС продолжает придержаться своего предыдущего курса.

Не помешает также добавить, что во время неоднократных подходов к прессе в рамках других мероприятий, которые проходили в Риге в этот период, еврокомиссар Хан постоянно вспоминал цитату Порошенко о заявке на вступление в ЕС. В этом контексте Хан четко заявил "сначала реформы, а потом заявка на вступление". Он добавил, что кроме военного конфликта, огромной проблемой Украины является коррупция.

"Гарантия безвизового режима"

Что же касается основного вопроса, интересовавшего украинцев, то и в конечной декларации, и в выступлениях европейских чиновников Украина получила так называемую "гарантию безвизового режима". ЕС заверил Украину, что безвизовые поездки будут уже в 2016 г., если только Украина выполнит все пункты из второй фазы соответствующего плана действий.

Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на пресс-конференции заявил, что примерно 15 декабря Европейская комиссия обнародует итоговый отчет по выполнению пунктов из плана действий. Президент Порошенко уточнил журналистам, что это должно произойти не позже 15 декабря.

Ирина Геращенко рассказала РБК-Украина, что, вероятно, без виз в Европу украинцы смогут ездить уже в середине 2016 г.

"Очень важной так же является позиция, что до конца года Украина и Грузия должны выполнить предпосылки по плану действий по либерализации визового режима. А не позднее декабря состоится последняя мониторинговая миссия Еврокомиссии, которая примет окончательное решение по безвизовому режиму, а это значит, что у нас есть все шансы получить безвизовый режим в в 2016 г., и мой прогноз, что это может быть середина года, но для этого мы действительно должны очень хорошо поработать", - сказала Геращенко.

Среди других важных достижений можно выделить пункт об обязательстве подписать соглашение с Украиной "О совместном авиационном пространстве" уже в 2015 г., а также подписание во время саммита соглашения Украины с Еврокомиссией о предоставлении Украине 1,8 млрд евро макрофинансовой помощи тремя траншами.

"Особое отношение к каждой стране"

Еще одним результатом дипломатических усилий украинской стороны является закрепление так называемого дифференцированного подхода к каждой стране. Этот пункт был важен для Украины, Молдовы и Грузии, учитывая то, что, в отличие от трех других стран "Восточного партнерства" они хотят максимально приблизиться к ЕС вплоть до вступления в Европейский Союз . Это пункт был важен для Европейского Союза, поскольку из-за запугивания России не желают приближения к Европе половина стран "Восточного партнерства". ЕС оказался перед серьезной угрозой того, что некоторые страны "Восточного партнерства" вообще могли выйти из этой инициативы.

Прибыв на саммит, некоторые европейские чиновники не смогли ответить на вопрос о перспективе "Восточного партнерства". Показательным в этом контексте является то, что Президенты Беларуси и Азербайжана на саммит так и не прибыли. Наконец, по результатам саммита европейские политики видят необходимость существования восточного партнерства для продвижения реформ и для продолжения экономического сотрудничества с тремя "нежелающими сближения странами".

На Конференции гражданского общества "Восточного партнерства", от представителей Армении, принимавших участие в этом мероприятии, прозвучала мысль о том, что участие в "Восточном партнерстве" не является необходимым условием для реформирования страны, мол реформы можно проводить и без этого. Руководитель секретариата премьер-министра Беларуси Александр Заборовский на бизнес-форуме "Восточного партнерства" в основном говорил о том, что Беларусь заинтересована только в экономическом сотрудничестве, а представитель Азербайжана сообщил, что его страну интересует сотрудничество в энергетической сфере. Зато Украина, Молдова и Грузия имеют подписанные с ЕС Соглашения об ассоциации.

Таким образом, участники "Восточного партнерства" делятся на те страны, которые реально приближаются к ЕС и те, которые такого приближения не хотят. Фактически для ЕС в этом вопросе вариантов было немного: перезагрузка "Восточного партнерства" через формирование новых принципов сотрудничества, ключевым из которых стала дифференцированная политика, особое отношение к каждой стране или отдаление от ЕС половины стран "Восточного партнерства".

ЕС не мог согласиться с тем, что инициатива "Восточного партнерства" исчезнет, поскольку это имело бы вид в целом ошибочного создания такой инициативы. И это, безусловно, было бы поражением Европейского Союза, и победой России.

По словам Дональда Туска, ЕС оказался в непростой ситуации. "Мы работаем в условиях агрессии и запугивания в этой части Европы... Мы в очередной раз сегодня подтвердили развитие дифференцированных отношений с каждым партнером", - заявил Туск на итоговой пресс-конференции.

Отныне участники "Восточного партнерства" не обязаны выбирать между ЕС и Россией, они могут сотрудничать с ЕС до той степени до которой захотят. И это наверняка очень порадовало министра МИД Беларуси Владимира Макея, который, покидая саммит заявил, что Беларусь "не хочет выбирать между Европой и Россией".

"Новые санкции не обсуждались"

Как заявила РБК-Укрина накануне саммита председатель парламентского комитета по иностранным делам Анна Гопко, Украина надеялась, что на Рижском саммите удастся "закрепить поддержку ЕС и сохранить единство Европейского союза о продлении санкций против РФ". Однако, как рассказал РБК-Украина по окончании саммита министр иностранных дел Дании Мартин Лидегор, на саммите вопрос санкций против РФ не поднимался. "Этот вопрос не обсуждался, потому что эта встреча не была посвящена этому вопросу", - рассказал он.

В общем, украинская сторона Рижский саммит считает успешным. "Я прослушала очень внимательно сегодня все выступления лидеров стран ЕС. Там была четкая поддержка Украины, говорилось о недопустимости аннексии Крыма, о необходимости поддержать территориальную целостность и суверенитет Украины, о недопустимости агрессии против Украины, и саммит - это в первую очередь обмен мнениями и позициями, где формируется позиция ЕС. То, что мы сегодня слышали, показывает, что Украина остается в центре внимания, о чем свидетельствует и то, что тема Украины будет одной из ключевых на предстоящем саммите "Большой Семерки"...Ни одного слова против Украины в сегодняшних публичных дискуссиях не было. Что там было во время подготовки, я не дипломат и тут я не могу комментировать", - сказала Ирина Геращенко

Где именно состоится следующий саммит "Восточного партнерства" пока неизвестно, но Президент Молдовы предложил провести его в Кишиневе. Известно только, что саммит состоится в 2017 г., и вероятно, что он будет в столице той страны, которая будет председательствовать в ЕС.