Вчера акционеры "Укрнафты" избрали нового главу правления - британца Марка Роллинза. Это решение поддержали и представители государства (50%+1), и миноритарные акционеры - в лице группы "Приват" Игоря Коломойского (контролирует 49% акций компании).
Кроме того, акционеры распределили чистую прибыль "Укрнефти" за 2014 год - 1,2 млрд грн направлены на выплату дивидентов.
На собрание акционеров пришел Игорь Коломойский. Бизнесмен, который до последнего времени через лояльный менеджмент контролировал операционную деятельность кампании. Коломойский был в хорошем расположении духа и в течении 6 часов, которые длилось собрание, регулярно выходил в холл, где общался с прессой.
Журналисты старались максимально использовать редкую возможность пообщаться с миллиардером, и расспрашивали его не только о ситуации в "Укрнафте", но и о его отношениях с остальными крупными предпринимателями, Президентом Петром Порошенко, политической ситуации в стране и т.д.
Под конец собрания в холле остались журналисты РБК-Украина, "1+1" и INSIDER. РБК-Украина публикует ключевые тезисы общения с Коломойским.
О Петре Порошенко и отставке с поста главы Днепропетровской ОГА
Я цивилизационно не могу быть подчиненным у Порошенко. Это изначально был конфликт, в этом. Когда он стал Президентом, а я уже был начальником Днепропетровской ОГА - уже в этом заключался какой-то конфликт.
Я не могу сказать, что это два медведя в одной берлоге, потому что я же не в Администрации Президента был. Но я старался всегда быть корректен и культурен.
А личные отношения у нас всегда были прекрасными. Я, кстати, достаточно хорошо к нему отношусь, с большой долей симпатии, но именно - по-человечески.
Когда меня назначили губернатором, то Петр Алексеевич Порошенко еще не был Президентом. Потом он им стал и объявил, что я его устраиваю, как губернатор. Это была дорога с двусторонним движением.
Я понимал, что надо уходить. Хотел это сделать еще в октябре, но было время еще неспокойное.
Мы наметили некие параметры. Вот, например, я ухожу в отставку, но я бы хотел соблюсти какие-то правила приличия.
Например, Корбан и Филатов (были заместителями у Коломойского-губернатора, - РБК-Украина). В то время Наливайченко (глава СБУ на тот момент, - РБК-Украина) сказал, что они там уголовники. Что мы - организованная преступная группа под крышей обладминистрации.
Я за себя не боюсь, но у меня есть подчиненные люди. Как говорят: "Мы ответственны за тех, кого приручаем".
У нас не было с Порошенко никаких договоров. Это немыслимо, чтобы уходящий с поста губернатор подписывал контракт с Президентом. Но есть какое-то джентельменское понимание.
О разговоре с Президентом в день митинга "Правого сектора"
Вчера встречался с Президентом Петром Порошенко (21 июля, - РБК-Украина). Обсуждали, какая ситуация в стране.
В том числе, обсуждали выборы в Верховную Раду одного депутата, которые произойдут в Чернигове (на 205 округе на довыборах в парламент баллотируются глава Госуправделами Сергей Березенко и Геннадий Корбан, - РБК-Украина).
Он высказывал свою озабоченность, я тоже высказывал свою озабоченность. Каждый озабочен чем-то своим. Если меня приглашают на встречу, то я прихожу. Я не могу проявлять инициативу, он же Президент.
Мы говорили также о митинге "Правого сектора", о событиях в Закарпатье, о ситуации в Днепропетровске. Президент считает, что это не очень хорошая тема (митинг "Правого сектора", - РБК-Украина). Когда есть внешний враг, эти внутренние проблемы не очень хорошо.
Я тоже сказал, что когда есть внешний враг, то бучу поднимать не нужно. Но она же появляется не на ровном месте.
Когда одни воюют, то другие занимаются делами. Это ненормально.
Ширится социальный протест, потому что идет обнищание населения. Люди не от хорошей жизни стоят по 10 часов за гречкой (речь о раздаче продуктовых пайков агитаторами Геннадия Корбана в Чернигове, - РБК-Украина). И таких людей больше, поэтому пенять на зеркало нет смысла.
Об отношениях с крупными украинскими бизнесменами
С (Виктором) Пинчуком сейчас не общаюсь. Такая ситуация. Я к нему нормально отношусь. Это бизнес-конфликт (суд в Лондоне, - РБК-Украина).
С (Ринатом) Ахметовым общаемся. Неделю назад последний раз говорили. Два раза.
Все у него в порядке. Он футболом увлечен. Страдает из-за футбола.
Он же уехал не в Москву, а в Киев. Для Ахметова важно, где играет футбольный клуб "Шахтер".
Он же мог теоретически с ДНР договориться, а он играет где-то на выселках, "в приймах". Его "Донбасс Арена", это как его ребенок. Он туда денег положил раз в десять больше, чем я в "Днепр". Ну, это уже вопрос подхода и прагматизма.
Я вам могу сказать, о чем мы говорили с Ахметовым. Лично он мне не сказал, что ему делали непристойные предложения (продать активы, купленные у государства во времена Виктора Януковича, - РБК-Украина).
Мне таких предложений не поступало - это то же самое, что сунуть два пальца в розетку (смеется).
Сейчас Константин Григоришин уехал на каникулы, а так мы общаемся, достаточно периодически. Пару раз в месяц точно видимся.
Стала ли влиятельность Григоришина больше, по сравнению с временами Януковича? Ну да, наверное, он стал более влиятельным.
С Дмитрием Фирташем не вижусь. Я его видел последний раз осенью 2013 года. У (Григория) Суркиса на дне рождения. А мы так особо и не общались.
С Сергеем Левочкиным переписываемся смс-ками. У нас с ним всегда были хорошие отношения.
Когда выборы закончились, то я ему написал: "Можем перейти к мирной жизни".
Сейчас, перед тем, как начались выборы, я ему опять написал: "Выборы начались, будем, как в прошлый раз или как-то по-другому?". Он ответил: "Давайте как-то по-другому". Ок, будем по-другому, более корректно.
Давно не общался с (Игорем) Еремеевым. У нас с ним цивилизационные разногласия. Он просто тупо хотел спилить нефть (из нефтепровода, который примыкает к Херсонскому НПЗ Еремеева, - РБК-Украина).
С (Сергеем) Курченко давно не общался. Прочитал в СМИ, что там (Сергей) Пашинский и компания увели его нефтепродукты, то хотел написать ему: "Ну шо? А ты меня обвинял" (Курченко в телефонном разговоре заявлял, что это Коломойский забрал его нефтепродукты, которые остались в Украине, - ред.).
Дела у Курченко сейчас не очень. Не знаю, как в Крыму (речь о поставках нефтепродуктов компаниями Курченко из России и приобретении местной сети заправок, - РБК-Украина).
Знаю, что там, в Луганске, он пытался что-то делать, но там ему дали 24 часа, чтобы убрался. Там тяжелая ситуация была.
О Геннадии Корбане и Борисе Филатове
В то время, когда был внешний враг, мы объединились, чтобы отразить внешнюю угрозу. Потом была избрана новая легитимная власть.
Так случилось, что моя чиновничья жизнь закончилась. Потом началась у каждого своя жизнь. У нас нет католической свадьбы.
Он (Корбан) человек свободный, он же давал неоднократно интервью. Он свободный художник, работает по найму. Он концептолог, специалист по улаживанию корпоративных конфликтов. Я считаю, что должна быть такая профессия. На Западе она тоже есть, они называются блекмайщики или гринмейщики.
У них с Филатовым своя жизнь. Я в каких-то вещах симпатизирую им, а в каких-то - нет.
Вот, например, Корбану я симпатизирую, а Филатову - нет. Потому что то, что он пишет у себя в Facebook - оно выходит за рамки приличия, а иногда попадает в масть, а иногда в молоко.
О партии "Укроп"
Украина - это большая деревня. Все друг другу родственники, кумовья, братья - еще и одной крови.
У меня там близкие люди, которые были моими замами, с которыми я прошел Крым и Рым, и справились с какими-то вызовами. Они ушли со мною вместе, но у них остались нереализованные мысли, планы, желание, перспективы, еще что-то.
Филатов когда-то говорил, что, кроме всего прочего, его толкнуло пойти в Днепропетровскую ОГА желание войти в историю. Вот он не совсем вошел в историю.
Понятное дело, что я им симпатизирую. Общее никогда не перечеркнуть. Вот (Арсений) Аваков, когда давал интервью, сказал, что мы подельники.
А подельники - это больше чем собутыльники и, тем более, больше, чем родственники. Мы шли по одному делу и идем и в розыске вместе по этому делу.
О Михаиле Саакашвили
Саакашвили - отдельная тема. Я не считаю его губернатором. Таких называют шабашниками, политическими "заробитчанами". Думаю, что в душе он мечтает о Грузии.
Не хочу крамольное думать, что он плотоядно посматривает на президентское кресло в Украине. Чем черт не шутит.
Видели, как все демократично? Михаил Саакашвили пришел на эфир "1+1", занимался фэйками, никто его не перебивал (Саакашвили заявил, что "Укрнафта" получила убыток в 80 млрд грн, хотя на самом деле компания в прошлом году получила прибыль, - РБК-Украина).
Я на Саакашвили собираюсь в суд подавать, потому что он сказал, что у него есть материалы о моей причастности к контрабанде.
Второе - взятка. Он сказал, что я предлагал его людям взятку.
Его люди - это генпрокурор Грузии и министр внутренних дел, а тогда уже - премьер-министр Грузии.
Вот вы представляете, я приезжаю по каким-то налоговым проблемам и предлагаю взятку премьер-министру и генпрокурору? Они должны были вызвать не милицию, а санитаров.
Он же хитро сказал: "Я сам не слышал, но со слов третьих лиц".
К сожалению, у (Вано) Мерабишвили мы спросить не можем, как и у третьего человека - это мэр Тбилиси - он присутствовал на дружеском ужине. Они сейчас сидят - отбывают наказание.
А вот генпрокурор по прозвищу "Берия", может появиться в Одессе на прокурорской должности. Он там часто появляется. Мы можем его спросить.
Вот здесь я собираюсь подать в суд и потребовать сатисфакции.
Об Андрее Садовом и партии "Самопомощь"
Я мэру Львова Андрею Садовому и его партии "Самопомич" симпатизировал, пока не появилась Виктория Войцицкая (нардеп от "Самопомичи", - РБК-Украина). Она вошла в компанию Сергея Лещенко и Мустафы Найема (нардепы от "Блока Петра Порошенко", которых Коломойский, по его же словам, недолюбливает, - РБК-Украина) и терроризировала миноритарных акционеров ("Укрнафты").
Раньше я думал, что есть Садовой - политик, а теперь я не вижу в нем политика. Садового я один раз в жизни видел.
О Валентине Наливайченко
Когда Наливайченко снимали (с поста главы СБУ, - РБК-Украина), то общался с ним - чуть-чуть. Выразил свою поддержку. Сказал, что "днепропетровская ОПГ" его поддерживает.
Когда его сняли? Уже месяц прошел. Мы после этого так с ним и не общались.
У нас каждый человек, которого, как ему кажется, несправедливо увольняют, сразу идет в политику. Потом, когда обида спадает, температура понижается, то человек думает: а нафиг мне эта политика нужна?
У меня такой дурной мысли не было - идти в политику.
О создании вертикально-интегрированного нефтяного холдинга
С 2003 года пропагандировали эту идею. В рамках ее реализации "Укрнафта" приобрела сеть АЗС. Дальше этого не пошло, потому что нет переработки нефти.
Были разные варианты, в том числе использовать мощности западно-украинских НПЗ (принадлежат группе "Приват", - РБК-Украина), Кременчугский НПЗ.
Власть менялась, а вопрос стоял на месте. Будем надеяться, что сейчас идее создания вертикально-интегрированного нефтяного холдинга придадут второе дыхание.
О судебных исках в международные суды
Я вам дам подсказку, и НАК ("Нафтогаз Украины") дам подсказку - бесплатную. Мы подали в арбитраж не только английский, а и в Стокгольмский.
Арбитражи не очень любят, когда в прессе комментируют подобные иски. Стокгольмский арбитраж касается газа, английский суд касается прав акционеров.
Об иске против Ахметова о незаконности приватизации "Западэнерго" в 2011 году
Я считаю, что там был непрозрачный конкурс под одного участника. Поэтому мы пошли в суд, проиграли мужественно, пришли для себя к выводу, что ничего не поменялось.
Нам же обещали новые правила. На Майдане что они там басни рассказывали, что все, что при Януковиче приватизировано - они вернут народу.
Мы почему подали в суд, хоть, в принципе, это дело Фонда госимущества и прокуратуры? Мы посмотрели просто, что они зевают сроки исковой давности - три года с момента приватизации. И чтобы не прошел срок, мы запарковали этот иск.
Естественно мы его проиграли, потому что суд говорит: а вы тут при чем? Это дело Фонда госимущества.
Но, в принципе, я считаю, что государство не выполнило свое обещание, народ на Майдане обманули. Но мы видим и более вопиющие вещи, то есть, ничего не поменялось.
О захвате "Укртранснафты"
Вы знаете, чьи там охранники были? Бизнес-центра "5 элемент" (принадлежит холдингу "Проминвест" Петра Порошенко и Игоря Кононенко, - РБК-Украина).
Охранники "5 элемента" сопровождали господина (Юрия) Мирошника (глава "Укртранснафты", - РБК-Украина). Может охранник из "5 элемента" оказаться в "Укртранснафте"? Так, чтобы руководители не знали? Конечно, нет.
Ну, а дальше думайте сами.
О Евгении Чичваркине
Возможное назначение (Евгения) Чичваркина главой "Укрнафты" - троллинг. Над вами, журналистами, издеваются, бросили вам морковку, а вы все побежали.
Что, он мастер-класс дает в Киеве? Пусть мне дадут метр на границе, я такой мастер-класс устрою - закачаешься (смеется).
Об авиакомпании МАУ
В компанию я зашел примерно полтора года назад. Когда государство убило "Аэросвит". А мы не привыкли сворачивать свои знамена. Правильно? В итоге "Аэросвит" одержал победу над МАУ ценой собственной жизни.
Понимаете, кто до этого был акционером? Борис Викторович Колесников. Будучи министром инфраструктуры, он занимался откровенным протекционизмом в пользу одной компании, уничтожая "Украинскую авиационную группу" в лице "Аэросвита", "Днепроавиа" и "Донбассаэро".
Но, когда у Колесникова с подельниками не получилось ее добить, то группу окончательно добил (Александр) Клименко (министр доходов и сборов в последнем правительстве Николая Азарова, - РБК-Украина). Мы уже были в одном шаге над МАУ в конкурентной борьбе.
Колесников продал акции. Не напрямую - мне. Была сложная схема.
Зачем вам цена покупки? Чем меньше знаешь, тем лучше спишь. Это ж не открытая сделка была.
Общаюсь ли я сейчас с Колесниковым? Так, иногда.
О Стиве Роллинзе
Представительный мужик, резюме у него хорошее. Я его поздравил с назначением.