В поисках стиля

Став во главе Кабинета министров Владимир Гройсман, который вступал на этот пост будучи в глазах представителей украинского политического класса "человеком президента", весь первый год своего премьерства пытался "отклеить" от себя этот штамп. Как-то он сказал: "Я не завишу ни от кого, кроме народа и Господа Бога". В тоже время при необходимости он подчеркивает, что находится в одной команде с президентом. Не исключено, что со временем он эту команду возглавит. Не как кандидат в президенты – в этом вопросе Гройсман категоричен и заявляет, что за пост главы государства он бороться не намерен. Но как лидер президентской партии на следующих (какими бы они ни были) парламентских выборах – вполне. Хотя сейчас, когда у Гройсмана об этом спрашиваешь, от прямого ответа он уходит. Говорят, на одной закрытой встрече, когда премьера спросили о его политических амбициях, он сказал, что ему "вполне достаточного небольшого политического проекта в Виннице". Речь идет о партии "Вінницька Європейська Стратегія", которую возглавляет мэр Винницы Сергей Моргунов. Когда мэром был Гройсман, Моргунов являлся секретарем городского совета. Претензии этой политической силы ограничиваются интересами города, в котором она создана.

Оказавшись во главе правительства Гройсману нужно было показать, что он способен управлять Кабинетом. После его формирования, как минимум, два человека могли поставить авторитет Гройсмана под сомнение: глава МВД Арсен Аваков, для которого действующий состав Кабинета третий по счету и первый заместитель главы Администрации президента и, по совместительству, представитель президента в правительстве Виталий Ковальчук.

Аваков, по его собственному признанию, в нынешнем Кабмине координирует работу министров, которые представляют "Народный фронт". Ковальчук поначалу пытался координировать работу министров, которые получили должности по квоте президента и на первых заседаниях правительства даже пытался "нарезать им задачи". До открытых конфликтов между премьером и "независимым дуэтом" дело не дошло. Ковальчук, который перед формированием правительства был не против занять должность первого вице-премьера (Гройсман был категорически против этого назначения), со временем сосредоточился на работе в АП, которую готовился возглавить после ухода с должности Бориса Ложкина. Но в итоге должность досталась Игорю Райнину, а Ковальчук вновь отошел в политическую тень.

Арсен Аваков не скрывает, что в правительстве за прошедший год у него были конфликты, но при этом подчеркивает – с Гройсманом ему работать комфортно.

- Чем премьер Гройсман отличается от премьера Яценюка? – поинтересовалось РБК-Украина у Арсена Авакова.

- Лысиной, - отвечает министр смеясь. - Это разные люди, с разным стилем управления. Яценюк был очень эффективным премьером, и Гройсман эффективен. Сила Гроймана в том, что он не кивает на "попередников", как это делали предыдущие товарищи, а берет все позитивное от работы предыдущего правительства, создает синергию двух команд. Насколько я знаю, они (Гройсман и Яценюк – ред.) общаются постоянно. И это создает нам страховку от рисков. Мне комфортно и с Яценюком, и с Гройсманом.

- А у вас конфликты у вас были? - спрашивает РБК-Украина.

- Да, - не задумываясь отвечает министр.

- С кем?

- Проще сказать, с кем не было. Это как в анекдоте. "Подходит лиса к верблюду и говорит: "Верблюд, а верблюд, почему у тебя хвост кривой?" Верблюд на нее смотрит и говорит: "А что у меня ровное?"

То, что Яценюк и его представители в Кабмине не торпедировали Гройсмана и его политику очень помогло нынешнему премьер-министру. Собственно, и зла бывшему премьеру держать на нынешнего не за что – не Гройсман инициировал отставку Яценюка. Он лишь воспользовался предложением, которое ему поступило от президента уже после того, как судьба лидера "Народного фронта" на посту премьера была предрешена. Да и то, говорят, Владимир Гройсман не с первого раза, согласился стать во главе правительства. А все потому что запросил слишком много постов для своих людей.  Источники утверждают, что  Петру Порошенко пришлось немного припугнуть тогда еще председателя Верховной рады, заявив ему, что если он не согласиться стать во главе Кабмина и принять предложенный ему поименный состав его Кабинета, то премьером станет совсем другой человек, а именно – Юрий Луценко, который на тот момент возглавлял парламентскую фракцию БПП.

Снизить в правительстве влияние Авакова и одновременно увеличить свое Гройсману помогла дружба с Арсением Яценюком. РБК-Украина уже рассказывало, что в первое правительство Яценюка, где Гройсман работал вице-премьером, его позвал именно Арсений Яценюк, а не Петр Порошенко. "Общаются они часто и долго. Яценюк помогает советами. Например, именно он посоветовал Гройсману внедрить рассрочку коммунальных платежей", – рассказывает собеседник РБК-Украина в окружении Яценюка. В свою очередь министры-"фронтовики" отмечают, что нередко Яценюк просит их поддержать нужные Гройсману голосования для принятия решений Кабмина.

В отличии от Арсена Авакова, большинство членов правительство не хотят сравнивать стили двух премьеров "под запись". Зато в неофициальных беседах они более откровенны. Министры, которым удалось поработать в Кабинетах Яценюка и Гройсмана выделяют несколько отличающих их черт. "Гройсман умеет делать рейтинг. Шутка ли - у него до последнего момента поддержка в Виннице была 60%! Яценюк, принимая решение, любил рассуждать как оно изменит страну в будущем, Гройсман же всегда спрашивает, что оно может дать уже сейчас", - рассказал один из членов правительств.

К слову, такая манера Гройсмана нравится далеко не всем членам Кабмина, при чем, что парадоксально "за глаза" ругают премьера представители БПП. "Владимир Борисович хоть и общается с Арсением Петровичем, но пока что так и не смог выработать в себе широту мышления", - едко замечает один из министров.

Еще одна отличительная черта Гройсмана - он не стремиться контролировать в Кабмине все. Обсуждая с собеседником конкретную тему, глава правительства любит позвонить профильному министру и проконсультироваться с ним, уточнить конкретные цифры. В этом Гройсман принципиально отличается от президента Петра Порошенко, который известен своим стремлением контролировать выполнение самых разных процессов. "Петр Алексеевич у нас президент, главнокомандующий, министр обороны и иностранных дел, глава Национального банка, СБУ и фракции БПП, генеральный прокурор, глава НКРЕКП и даже солдат на передовой", - говорит один из политиков, близких к Порошенко, и в этих словах лишь доля шутки.

Наедине с парламентом

Центральное место в работе Владимира Гройсмана как премьер-министра занимают переговоры. Премьер лично отвечает за продвижение правительственных законопроектов в парламенте. Манера общения с депутатами – еще одна отличительная черта нынешнего глав правительства.

"С Яценюком было так. Ты к нему приходишь, он тебе обещает все что ты просишь, а потом - глухо. И ты идешь просить опять, а попасть к нему было сложно. С Гройсманом по-другому. Он сразу четко говорит: это "да", а это – "нет". Ну, и, в конце концов, приятно, когда премьер звонит тебе и поздравляет с днем рождения", - рассказывает один из влиятельных депутатов-мажоритарщиков.

Именно на мажоритарщиков из разных фракций и групп Гройсман сделал ставку в работе с парламентом. РБК-Украина сообщало, что их голоса во многом обеспечили премьеру позитивные голосования за все редакций госбюджета, предложенные Кабмином. Сам Гройсман не скрывает, что гордится тем, что при нем бюджет принимался в сроки, установленные Бюджетным кодексом. Секрет лояльности мажоритарщиков незатейлив – субвенции на социально-экономическое развитие регионов, которые распределяются между населенными пунктами строго в рамках избирательных округов. Распределение этих средств контролирует Кабмин.

Депутаты подчеркивают, в прошлом году правительство направило деньги в рамках этой субвенции в регионы. Хотя годом ранее, большая часть средств хоть и была заложена в бюджете, но на места не дошла. В нынешнем году Владимир Гройсман схитрил – в бюджете-2017 предусмотрено, что субвенцию на развитие регионов профинансируют за счет поступлений от так называемой "спецконфискации". Правда, парламент все еще не принял соответствующий законопроект, а значит, нет пока и средств.

К Владимиру Гройсману в парламенте лояльно относятся не только мажоритарщики, но и разные депутатские фракции. Главный союзник премьера в парламенте – "Народный фронт".

- Поддержка коалиции есть, коалиция существует, коалиционное правительство работает и поэтому я буду рад тому, что "Народный фронт" будет поддерживать все ваши инициативы в следующем году, - обратился к Гройсману на заседании парламентского комитета экономической политики глава фракции НФ Максим Бурбак.

Удалось Гройсману и наладить отношения с еще одним влиятельным "фронтовиком" - Андреем Парубием, который сменил его в кресле спикера. "Мы сегодня уже не говорим о политическом кризисе, прекратились разговоры и о досрочных выборах. Я считаю, что в большой мере это заслуга Гройсмана, который смог соединить воедино и реформы, которые не всегда популярны и решение социально-экономических проблем", - заявил РБК-Украина Андрей Парубий.

А вот с руководством президентской фракции БПП, в первую очередь с влиятельным первым замом главы этой фракции Игорем Кононенко у Гройсмана сложились противоречивые отношения. Это проявилось во время едва ли не единственного публичного конфликта в Кабмине – между министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и главой «Укрзализныци» Войцехов Балчуном. Как известно, Гройсман публично поддержал Балчуна.

В свою очередь, Игорь Кононенко хоть и неформально, но поддерживал Омеляна. Впрочем, сам Кононенко тогда утверждал, что с Гройсманом его "пытаются поссорить специально", но он делать этого не намерен, правда, кто именно пытался устроить конфронтацию, Кононенко тогда не уточнил. "У них равноудаленные отношения. Гройсман пытается отмежеваться от Кононенко и держать дистанцию», - говорит один из депутатов БПП из числа тех представителей фракции, кто ориентируется на премьера.

В своих комментариях депутаты от БПП в большинстве своем хвалят премьера. Заместитель главы фракции Александр Третьяков уверен, что Гройсман "не словил звездную болезнь". Еще один замглавы - Сергей Березенко – считает, что нынешнее правительство, в большей мере чем Кабинет Яценюка, смогло достичь "компромисса с обществом", а Игорь Грынив, который совсем недавно возглавлял фракцию, ссылаясь на опросы общественного мнения, утверждает, что правительство за год стало более популярно у граждан.

Именно "Народный фронт" и БПП согласно исследованию Комитета избирателей Украины – чаще всего поддерживают инициативы правительства. Так, "за" правительственные законопроекты на протяжении последнего года голосовало, в среднем, 79% депутатов НФ и 73% депутатов БПП .

В то же время анализ статистики голосований свидетельствует, что правительство регулярно поддерживает фракция "Самопомич", которая официально находится в оппозиции. В среднем за инициативы Кабмина отдают свои голоса 65% соратников Андрея Садового. Руководство фракции не скрывает, что поддерживает правительство. "Этот Кабмин лучше предыдущего. Пусть еще работает. Он начал ряд реформ, которые невозможно закончить за год. Это первое правительство независимой Украины, которое начала делать реальную, понятную мне, как врачу, реформу здравоохранения", - заявил РБК-Украина глава фракции "Самопомич" Олег Березюк.

Еще один ситуативный союзник Кабмина в парламенте – Олег Ляшко. Публично, лидер фракции РПЛ правительство ругает. "Я не думаю, что можно сравнивать Гройсмана и Яценюка. Это два разных типа управления. Яценюк – это МВФ, Овальный кабинет, международные площадки. А Гройсман – это базар, канализация, вокзал. Многие говорят, что Гройсман под меня "косит". Я не думаю, что он это делает. Потому что любая копия хуже оригинала", - говорит Ляшко. Тем не менее, исследование КИУ свидетельствует, что за законопроекты правительства в среднем голосует 60% фракции РПЛ.

Не смотря на достаточно гладкое принятие закона о госбюджете, и поддержку со стороны части оппозиционных фракций Гройсман все же не может похвастаться высоким уровнем поддержки со стороны парламента. За год с момента назначения нового правительства только 19% поданных Кабмином в раду законопроектов стали законами.  Для сравнения, за аналогичный период парламент поддержал 36% инициатив второго правительства Яценюка.

Во второй части "Год правительства Гройсмана. Экономика." читайте об экономических достижениях и провалах действующего Кабмина