Европейский Союз не дал Украине политических и финансовых гарантий перед подписанием соглашения об ассоциации. Такое мнение высказал президент Украинской академии политических наук Николай Михальченко.

По мнению эксперта, наблюдение за тем, насколько жестко некоторые чиновники от Евросоюза связывают судьбу договора об ассоциации с требованием освободить экс-премьер-министра Украины Юлию Тимошенко, вынуждает усомниться в искренности их желания подписать договор на выгодных не только для Европы, но и для Украины условиях. Вопрос освобождения Тимошенко начинает выглядеть как "технологичный ход" некоторых европолитиков. Главная цель этого хода - сместить акценты в переговорах о подписании соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

"Постановку вопроса о недопустимости избирательного правосудия в Украине считаю абсолютно правильной. Но жесткая увязка подписания договора об ассоциации с вопросом освобождения Тимошенко начинает быть похожей на технологию увода в сторону от дискуссии по вопросу взаимовыгодности для обеих сторон условий, на которых будет создан и станет функционировать режим свободной торговли между Украиной и Россией. Потому что на самом деле сегодня необходимо говорить не только о судьбе одного человека, хотя и этот вопрос очень важен. Говорить надо о тех вызовах, с которыми может встретиться Украина после подписания соглашения, и о том, каким может и должен быть ответ Украины та эти вызовы. И как Европа может Украине помочь в переходный период. Переакцентировав дискуссию с вопроса гарантий Евросоюза Украине на вопрос Тимошенко, европейские чиновники создали ситуацию, когда украинские власти вынуждены оправдываться, а не отстаивать свои экономические интересы", - сказал Николай Михальченко.

В то же время политолог отмечает, что Украина, несомненно, получит огромные выгоды и перспективы при реализации СА с ЕС, однако для достижения этого необходимо много времени.

"Экономисты подсчитали, что Украина, несомненно, получит огромные выгоды и перспективы при реализации договора с Евросоюзом. Но после определенного переходного периода, необходимого для адаптации украинского производства к европейским стандартам. На ближайшем же отрезке времени возникнет множество проблем. В Европе это также понимают. Однако там не говорят, каким образом, они готовы помочь Украине пройти адаптационный период. По крайней мере, суммы финансовой помощи, которую Евросоюз не очень твердо обещает нашему государству, несопоставимы с размерами убытков Украины на начальном этапе - от подписания договора до его ратификации и первых годов функционирования. Сегодня дискуссия должна идти не так о судьбе одного политика, пусть даже очень известного и достойного. В первую очередь надо обсуждать и решать вопрос о гарантиях Евросоюза Украине на переходной период. Это касается и финансовых гарантий - предоставления кредитов, и помощи в модернизации промышленности, которая, по сути, может остановиться после открытия национального рынка. Нужны и политические гарантии. Резкая реакция России, в том числе экономические санкции и создание торговых барьеров, вполне предсказуемы. Видя все это, Евросоюз до сих пор не представил Украине предложений о помощи в защите ее интересов от посягательств и дискриминации со стороны мощного соседа на Востоке. Мне о предложениях такой помощи слышать и читать не довелось. Но я знаю, что украинские власти многократно актуализировали перед европейской стороной соответствующие проблемы", - отметил Николай Михальченко.

По мнению политолога, украинскому руководству следует более рационально решать такой серьезный вопрос, как смена вектора развития государства.

"Возможно, я выскажу несколько категоричное мнение, но, на мой взгляд, подписание соглашения об ассоциации следует плотно увязать с согласованием гарантий Евросоюза для Украины на период, пока наша страна будет способна самостоятельно решать возникающие проблемы работы по новым экономическим, социальным и политическим стандартам", - сказал политолог.