Этой осенью премьер-министр Владимир Гройсман окажется перед сложным политическим выбором - между "плохо", "хуже" и "еще хуже". Главе правительства наверняка придется пойти на повышение стоимости газа для населения, чтобы добиться пересмотра программы расширенного финансирования Международного валютного фонда. Главный вопрос - насколько именно вырастут тарифы.

Более негативный сценарий - не повышать тарифы и не получить денег от МВФ. В таком случае Кабинету министров придется резко сократить расходы государственного бюджета.

Вариант "еще хуже" - не имея поддержки фонда, украинское правительство также не сможет рассчитывать на финансирование от других кредиторов, в частности Всемирного банка и Еврокомиссии. Кроме того, у Украины могут возникнуть сложности с запланированным размещением еврооблигаций. В случае реализации этого сценария, страна не сможет выполнять свои долговые обязательства, что грозит ей дефолтом.

Ничего из выше перечисленного премьеру не на руку. У Владимира Гройсмана есть еще один вариант, который, по информации РБК-Украина, обсуждался в его окружении - не увеличивать тарифы и подать в отставку, громко хлопнув дверью. Но и такой сценарий имеет свои риски. Причем не только для команды президента Петра Порошенко, которая избавится от неконтролируемого и не прогнозируемого для них премьера, но и для самого Гройсмана.

Премьер на распутье

Для продолжения сотрудничества с МВФ и получения очередного транша перед Украиной стояло два основных условия: создание Антикоррупционного суда и пересчет цены на газ для населения в соответствии с рыночной стоимостью, что означает повышение тарифов на газ для бытовых потребителей. Закон об антикоррупционном суде, находящийся в зоне ответственности президента, не без сложных и длительных консультаций с Фондом приняли в начале июня.

Газовый вопрос – компетенция правительства. Уже полутора года премьер-министр Гройсман всячески пытается избежать увеличения тарифов. Премьерскую обеспокоенность собственным политическим реноме категорически не одобряют в команде президента. "Гройсман убежден, что президент и премьер должны разделить ответственность за рост тарифов", - рассказывает один из влиятельных членов команды Порошенко. Это означает, что президенту придется перенять на себя часть негативных общественных настроений, которые станут следствием повышения тарифов на газ. Петру Порошенко за считанные месяцы до президентских выборов это уж точно ни к чему.

Позиция президента, напротив, заключается в том, что ответственность за подорожание газа для населения должен нести лично премьер-министр, и он должен принять это решение. "Год назад, когда Гройсман отказался увеличивать тарифы, как того требовал Фонд и обязывала формула импортного паритета (цена газа на европейском рынке, - ред.), решение он принимал единолично, не советуясь с президентом. Так почему сейчас, когда уже нужно повышать как минимум вдвое больше, чем требовалось тогда - на 32-35%, премьер и президент должны разделить ношу ответственности? - говорит один из соратников Порошенко. - Фактически премьер в погоне за популярностью сам себя загнал в ловушку".

Впрочем, как ранее уверяли источники РБК-Украина в правительстве, именно президент требовал от премьера не допустить повышения стоимости газа, но при этом попытаться убедить фонд кредитовать Украину.

Напомним, что, согласно договоренностям с МВФ, цена на газ для населения еще летом прошлого года должна была вырасти на 17-18%. Но правительство на это не пошло. За год стоимость газа на европейском рынке, к которому привязана украинская формула расчета цены на газ для населения, изменилась. Теперь Кабмину, чтобы привести стоимость газа к импортному паритету, необходимо ее повысить на 30-65%. Но в конце августа правительство в очередной раз отложило рост цены на газ до 1 октября, так как переговоры с МВФ все еще продолжаются. С 6 по 19 сентября миссия МВФ посетит Киев. В рамках этого визита будет подниматься вопрос о судьбе следующего транша.

Но избегать решения проблемы Кабмин больше не сможет. Правительству необходима финансовая поддержка МВФ и других кредиторов, которые ориентируются на программу сотрудничества Украины с фондом. Как сообщила Государственная казначейская служба, дефицит государственного бюджета по итогам января-июля этого года составил 13,4 млрд гривен. Тогда, как в прошлом году за этот же период бюджет был сведен с профицитом в 27 млрд гривен.

На 1 августа на едином казначейском счету (ЕКС) оставалось почти два млрд гривен. Это является худшим показателем с января 2014 года. Кроме того, по информации РБК-Украина, Кабмин для покрытия государственных расходов позаимствовал у местных бюджетов несколько десятков миллиардов гривен. В том числе 10 млрд гривен - для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Правда, к началу сентября сумма на ЕКС выросла до 27 млрд гривен.

Один из альтернативных сценариев, который рассматривался Гройсманом и его окружением - подать в отставку, показав, что он больше не может бороться с системой, и не подписывать решения о росте цены на газ. Таким образом, премьер сможет избежать политического удара по своему персональному имиджу и предстанет в глазах украинцев как премьер, который наотрез, вплоть до увольнения, отказался усложнять жизнь украинцев прибавлением цифр в платежках.

Но собеседники в окружении Гройсмана уверяют, что премьер не планирует покидать занимаемую должность. "Переговоры с фондом продолжаются. В ближайший месяц ситуация прояснится. Но премьер в течение тринадцати месяцев неоднократно говорил, что повышать тарифы настолько, насколько хочет фонд, он не готов", - сказал РБК-Украина один из соратников Гройсмана. При этом, по его словам, говорить о возможной отставке премьера до завершения переговоров с МВФ слишком преждевременно.

Партия Гройсмана

Для Владимира Гройсмана сценарий отставки за год до парламентских выборов несет ряд рисков. Другое дело, если бы у него была своя партия с разветвленной структурой и ячейками по стране. Партия Владимира Гройсмана "Винницкая европейская стратегия" (ВЕС), созданная под местные выборы осенью 2015 года, в эти критерии не вписывается. Хотя, судя по сайту территориального управления юстиции в Винницкой области, в июне этого года ВЕС создала свои партийные структуры почти во всех районах области. Напомним, в апреле этого года премьер-министр Гройсман заявил, что будет участвовать в парламентских выборах в 2019 году.

При этом в своем заявлении премьер дал недвусмысленно понять, что намерен идти на выборы со своей собственной командой. "Я хочу бороться зa Укрaину и буду принимать учaстие в очередных пaрлaментских виборaх. Также я хочу привести с собой преданных людей, которые конкретными решениями и шагами будут менять Укрaину", - написал Гройсман в своем Twitter.

Но команда Гройсмана пока очень немногочисленная: в правительстве на него ориентируются три министра - министр Кабинета министров Александр Саенко, министр социальной политики Андрей Рева и вице-премьер-министр Владимир Кистион, в Раде - до десяти депутатов, среди которых Геннадий Ткачук, Сергей Кудлаенко, Вадим Денисенко и Андрей Вадатурский (все представители фракции БПП).

Кроме того, по информации издания, Владимир Гройсман несколько месяцев назад заказал юридической компании "Саенко Харенко" подготовку устава для его партии. Разговоры о том, что премьер создает свою партию, в политической среде ведутся уже давно. Но сегодня технически проще сделать ребрендинг существующей партии, переименовать, провести съезд и презентовать ее как новую партию, чем регистрировать партию с нуля. То есть, с большой долей вероятности новая партия будет развернута на базе ВЕС. В пресс-службе Гройсмана не ответили на вопросы РБК-Украина по поводу его политического будущего и перспектив новой партии.

Ранее с предложением о создании новой партии Гройсман обращался и к лидерам "Народного фронта", рассказывает источник, знаком с ходом этих переговоров. Однако лидеры НФ, как утверждает источник, в последнее время дистанцировались от идеи Гройсмана, поскольку "разочаровались его деятельностью на должности премьера".

Над возможными сценариями дальнейшей политической карьеры и персональным имиджем Владимира Гройсмана в последнее время также ведется активная работа. По словам источников в правительстве, премьер-министр расширил премьерское крыло на седьмом этаже Кабмина. Если раньше кабинет главы правительства находился на седьмом этаже в углу, где была обустроена дополнительная рамка и отдельный проход, то сейчас эту рамку передвинули на середину этажа и половину этажа Гройсман забрал под нужды своей команды. Теперь там располагается группа из 19 пиарщиков.

Уход в оппозицию

Команде президента, с одной стороны, может быть выгоден уход Гройсмана, отношение с которым у президента перешли от разряда теплых в официально рабочие, рассказывает один из соратников Порошенко. Единственная замена Гройсману в случае его отставки при нынешних условиях – вице-премьер Степан Кубив в статусе исполняющего обязанности. Его не нужно будет утверждать голосованием в Раде.

"Обсуждался вариант с Луценко, Турчиновым, но любую кандидатуру провести сегодня через парламент проблематично, - объясняет собеседник. - Кубив более комфортный, чем Гройсман, он четко командный человек. Он не сконцентрирован на собственном имидже и пиаре, а будет спокойно делать свою работу. Тем более, по своей работоспособности Кубив - когда он приходит на работу на семь утра и уходит в десять вечера - может посоревноваться с президентом".

Но, с другой стороны, уход Гройсмана - это уход в оппозицию. Источники на Банковой не исключают, что следующим шагом премьера после отставки будет его участие в президентских выборах, чтобы подготовить себе почву для парламентских выборов 2019 года, поскольку его "героический демарш" с тарифами, если такой будет, избиратели за год могут и призабыть.

"Если он пойдет на президентские выборы, для нас это станет большой проблемой, потому что это ставит под угрозу возможность второго тура для президента. В большей мере его голоса - это голоса, которые он отберет у президента", - прогнозирует один из собеседников в окружении Порошенко. Так или иначе, в то, что премьер решится подать в отставку, в окружении президента слабо верят. Но и сами, как говорит собеседник, инициировать отставку Гройсмана президент и его команда пока не собираются.