Вчера лидер крымских татар, народный депутат, уполномоченный президента по правам крымских татар Мустафа Джемилев после награждения орденом "За достижения в борьбе с фашизмом в России" сделал несколько громких заявлений. А именно, по мнению Джемилева, есть все основания считать, что через 1-1,5 года Крым, а также Грузия и Приднестровье могут быть деоккупированы. В интервью РБК-Украина Мустафа Джемилев рассказал о причинах таких прогнозов, о результатах торговой блокады Крыма, и о ситуации на полуострове.

РБК-Украина: Вы сказали, что для деоккупации Крыма нужно год-полтора. На чем базируется ваш прогноз?

Мустафа Джемилев: Это относительный прогноз. События могут развиваться по-разному, и этот срок может быть значительно сокращен. А могут возникнуть определенные условия, и деоккупация займет больше времени. В Европа все больше поддерживает идею о необходимости смягчения санкций, так как они тоже терпят убытки, теряют деньги. Я на эту тему разговаривал в итальянском сенате. Они рассказывали о потерях от санкций в порядка 200 млн евро ежегодно.

Свобода и демократия требуют затрат. Если не сделать эти расходы сейчас, возможно потом придется тратить в десятки-сотни раз больше, вероятно еще и человеческие жизни. Но общая тенденция приводит к тому, что экономический потенциал России просто тает на глазах. Говорят, что происходят необратимые процессы, которые не позволят России, даже, если вырастут цены (на нефть - ред.) восстановить свою экономику. Перспективы роста цен на нефть, - а это главный источник наполнения бюджета России - до тех размеров, что были раньше, в ближайшие годы ожидать не приходится.

В бюджете они закладывали стоимость нефти в 60 долларов за баррель, потом, вроде, пересчитали на 50, но цена - 32. К тому же, там очень много месторождений, где себестоимость добычи очень высока. Это не Саудовская Аравия, где баррель нефти - 2,5 доллара. Там есть залежи, где себестоимость добычи достигает 30 долларов. Кроме того, они установили эмбарго на поставки оборудования, а свое оборудование не подходит для новых разработок, отказались от кредитов. Это очень существенно ударит по России. Но многие политологи опасаются, что загнанный в угол зверь может пойти на отчаянный шаг.

РБК-Украина: Какой это может быть шаг?

Мустафа Джемилев: Например, авантюра в Сирии была рассчитана на поднятие цен на нефть. Не получилось. Они направо - налево угрожают всем странам. Турция уже объявила "оранжевую тревогу" (уровень тревоги, при котором авиация и войска должны быть готовы как к обороне, так и к нападению, - ред.) Если Россия будет нарушать ее воздушное пространство, турки имеют право сбивать их самолеты на границе, даже не обращаясь к руководству в Анкаре. Довольно опасная ситуация.

РБК-Украина: Относительно торговой блокады Крыма. С 16 января она начала действовать, и крымскотатарские активисты оставили на блок-постах только наблюдателей, которые бы контролировали этот процесс. Как вы оцениваете результаты торговой блокады? Нет ли злоупотреблений на границе?

Мустафа Джемилев: Вопросов много. Во-первых, есть вопросы к перечню товаров, которые нельзя пропускать, одобренный Кабмином. Когда рассматривался этот вопрос, я Яценюку (Арсений Яценюк - премьер-министр) говорил, что нежелательно принимать такой перечень. Мы говорили, что необходимо прекратить масштабные поставки грузовиками, а не то, что в частном порядке человек может с собой провезти. А давать такие ограничения в суммах (социально значимые продукты питания стоимостью до 10 тыс. гривен, - ред.) и килограммах (до 50 кг на одного человека - ред.) - это значит давать право таможенникам и пограничникам обыскивать каждого. Это открывает путь к коррупции.

Кого-то могут пропустить, если он вместе с паспортом сует несколько сотен гривен. Это, к сожалению, пока сохранилось. Перечень товаров тоже очень небольшой и недостаточно хорошо продуманный. Какой ущерб от того, что человек провезет кофе, например? Там много недостатков. Сейчас блокада свернута, но есть наблюдатели. К примеру, в день проведения координационного совета Всемирного конгресса крымских татар, когда все блокадники были привлечены к участию в Конгрессе, СБУ задержала, кажется, пять пограничников за взятки. Если не обеспечивать контроль, там будет процветать коррупция.

РБК-Украина: Какова реакция крымских татар на блокаду?

Мустафа Джемилев: Реакция крымских татар очень отличается от реакции других жителей полуострова. Откровенно говоря, мы ожидали недовольства. Ведь им и так тяжело, а тут еще ограничение, прерывание поставок электроэнергии. Но, к нашему изумлению, они восприняли это. И даже, когда мы включили одну линию (возобновили работу одной ЛЭП - ред.), по настоянию нашего руководства и стран ЕС, был шквал негодования. Потому что люди не видят для себя никаких перспектив в оккупированном Крыму. Они возлагают все надежды на то, что Крым будет освобожден, и блокада рассматривалась как один из шагов в этом направлении.

РБК-Украина: С 1 января в Крым прекращена поставка электроэнергии. Может ли энергоснабжение быть восстановлено?

Мустафа Джемилев: Когда этот вопрос обсуждался, все говорили о том, что не будем поставлять. Я тогда президенту Петру Порошенко сказал, а давайте предложим им проект соглашения о поставках электроэнергии при условии, что электроэнергия поставляется с материковой части Украины в Автономную Республику Крым, временно оккупированной РФ. Если Россия согласится с такой формулировкой, - будем поставлять.

Конечно, у нас были и другие требования - освобождение политически заключенных, восстановление демократических прав и допуск международных организаций на полуостров для мониторинга соблюдения прав человека. Но Путин (президент РФ Владимир Путин, - ред.) сам сказал, что не может заключать договор на поставку на таких условиях. Так, что теперь ни у Европы, ни у кого нет оснований говорить, что мы блокируем этот вопрос. Блокирует сама Россия.

РБК-Украина: А что с морской блокадой? Этот вопрос довольно активно обсуждался до нового года, но сейчас затихло...

Мустафа Джемилев: Морская блокада - сложный вопрос. Полномасштабная морская блокада возможна тогда, когда в наличии достаточное количество военных кораблей. У нас нет таких ресурсов. Если, скажем, будет решение Совбеза, и подойдут корабли НАТО - это другой вопрос. У нас есть некоторые проекты, которые могут парализовать Керченскую переправу, но не более.

РБК-Украина: Расскажите о новых фактах нарушения прав и свобод крымских татар на полуострове. Сколько крымских татар покинуло полуостров по последним данным?

Мустафа Джемилев: Все эти данные, конечно, приблизительные. Четкого поименного перечня всех, кто переселился, нет. Мы говорим об этих цифрах, исходя из того, сколько людей обратилось в Крым SOS за поддержкой. Исходя из того, что не все обращаются за этой поддержкой, мы эту цифру увеличили где-то в полтора раза. Получается порядка 35-40 тысяч переселенцев из Крыма после оккупации. Считаем, что где-то половина, может больше, это - крымские татары.

А репрессии, усиление террористического режима происходит, к сожалению, нарастающими темпами. Постоянные необоснованные обыски, без протоколов, решений суда. Террора и бесчинств на много больше, чем при советской власти.

К примеру, исчезла еще одна девочка. Изуродованный труп, похоже, нашли. Но родители сказали, что, видимо, это не их ребенок. У оккупантов странная формулировка причин исчезновения - она, скорее всего, уехала воевать в Сирию. Это же 16-летняя девушка! Других предположений у них не существует. Как только кто-то исчезает, сразу они выдвигают версию, что эти люди поехали в Сирию. А после инцидента с российским самолетом - там такой дикий турецкий антипсихоз. Теперь Аксенов (Сергей Аксенов - нелегитимный председатель Совмина оккупированного Крыма, - ред.) заявил, что все крымские татары состоят на службе в турецкой разведке. И даже смешанные семьи - крымских татар и турок - заставляют покинуть территорию Крыма.

РБК-Украина: В декабре было арестовано имущество активиста, который участвовал в торговой блокаде Крыма, Ленура Ислямова. Как развиваются события по уголовному делу, возбужденному против него?

Мустафа Джемилев: Оккупантов очень бесит, что существует телеканал ATR, который, откровенно говоря, крымские татары смотрят круглосуточно, как и украинские - у кого есть спутниковая антенна. А им известно, что этот канал принадлежит Ленуру Ислямову. Он его финансировал. Ограбив, его оставили без средств к существованию. Кроме того, он не смог вывести оборудование. Мы думаем, что из его студии хотят создать марионетку студию для вещания на территории Крыма.

РБК-Украина: Во сколько оценивается имущество телеканала?

Мустафа Джемилев: Где-то в месяц расходы ATR составляют 200 тысяч долларов. Для страны это, конечно, немного. Но, к сожалению, власть не обращает на это серьезного внимания. К примеру, можно было бы выделить 5 млн долларов на телеканал, который приносит огромную пользу в битве за умы людей.

РБК-Украина: В декабре прошлого года вы ездили в Турцию, где встречались с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Какую поддержку турки оказывают крымским татарам?

Мустафа Джемилев: Мы вообще говорили о взаимоотношениях Турции и Украины. Я предложил идею создания зоны свободной торговли между Турцией и Украиной. Они сейчас над этим работают. Дело в том, что такое соглашение для Турции не очень выгодно, потому что у них вполне достаточно сельскохозяйственной продукции. Они покупают пшеницу, но сами производят муку, потому что это - создание рабочих мест. А, если мы будем продавать им муку, то там будет определенный дисбаланс. Все эти вопросы мы решили обсудить более детально в ходе визита президента (Петра Порошенко - ред.) в Турцию в марте этого года. Я также говорил о возможной помощи Турции в поставках сборных домов для вынужденных переселенцев на территорию Херсонской области. На это Эрдоган сказал, что соответствующий вопрос также можно обсудить во время визита Порошенко.

РБК-Украина: На сколько вероятно, что соглашение о ЗСТ с Турцией будет подписано?

Мустафа Джемилев: Вероятность очень большая. Потому что турецкое общество настроено весьма доброжелательно к Крыму, к Украине. И в этом смысле хорошо работает крымскотатарская диаспора, которая очень заинтересована в еще большем сближении Турции и Украины. Я думаю, что они будут тесно сотрудничать во всех сферах: экономических и военных.

РБК-Украина: А что планируется в военной сфере?

Мустафа Джемилев: Откровенно говоря, я три дня назад передал министру обороны (Степан Полторак, - ред.) письмо из военного ведомства Турции о том, что они готовы рассмотреть вопрос о поставке необходимого снаряжения, без уточнения какого. Ожидайте, что вскоре военная делегация Турции приедет в Украину. Возможность поставки вооружения, которое находится в системе НАТО, должна быть одобрена Альянсом. Относительно вооружения, которое производит сама Турция, решение должна принять страна.

РБК-Украина: И вы, и председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров постоянно подчеркиваете важность обсуждения вопроса деоккупации Крыма в рамках переговорного процесса в Минске. Будет ли этот вопрос включен в повестку дня минских переговоров?

Мустафа Джемилев: Это - наша позиция, что вопрос деоккупации территории не должен разделяться на восточный и южный. Должно быть четко указано, что санкции европейских стран могут быть ослаблены только после обеспечения территориальной целостности Украины. К сожалению, произошло разделение. По Крыму - одни санкции, по востоку Украины - совсем другие. Идут разговоры о том, что, если Россия будет выполнять минские договоренности, и соответственно, Украина получит контроль над территорией Луганской и Донецкой областей, то определенные санкции могут быть сняты. Мы категорически против этого.

В таком случае полностью не обеспечивается территориальная целостность Украины. Нужно говорить о деоккупации всех территорий. И в связи с этим мы говорили, что нужно создать новую платформу или же включить вопрос Крыма в минский процесс, на что, разумеется, Россия не пойдет. Так как она уже изменила Конституцию, где прописала, что Крым - российская территория. О создании новой платформы, мы говорили, что ее можно реализовать на базе стран, подписавших Будапештский меморандум. Президент Порошенко недавно сказал, что это может быть формат "Женева+". Это тоже неплохо.

РБК-Украина: Когда, по вашему мнению, такой формат может заработать?

Мустафа Джемилев: Когда этот вопрос будет согласован со всеми странами - в первую очередь, странами "нормандской четверки". Сейчас над этим работают. Не знаю, чем это закончится. Но, со своей стороны, мы стараемся подключить как можно больше стран к этому процессу. Я недавно вел переговоры с министром иностранных дел Турции Ахметом Давутоглу в Страсбурге. Они согласились, что когда будет создана такая платформа, Турция может включиться. Самый важный вопрос - это позиция России. Включится ли она в такую дискуссию? Вероятно, что нет. Скорее всего, будет не платформа, где стороны садятся и обсуждают, а будет одна сторона, которая требует деоккупации и рассматривает, что нужно сделать для этого.

РБК-Украина: Какие еще страны, кроме ЕС и стран Будапештского меморандума, могут войти в формат "Женева+"?

Мустафа Джемилев: Я думаю страны, которые сейчас задействованы в минском процессе. И я считаю, что должны быть также страны Причерноморья, поскольку вопрос деоккупации Крыма затрагивает черноморские страны - Турцию, Румынию, Грузию.

РБК-Украина: Как вы оцениваете недавнюю резолюцию Европарламента, которая осудила ограничения прав крымских татар в Крыму со стороны России?

Мустафа Джемилев: Там не только это. Самое главное в резолюции Европарламента - это то, что санкции не могут быть сняты до тех пор, пока территория полностью не будет освобождена. Мы этого очень долго требовали.

РБК-Украина: Вы думаете, что Россия будет учитывать эти пункты резолюции, в соответствии с которыми она не должна нарушать права крымских татар. Такие резолюции имеют какой-то эффект в реальной жизни?

Мустафа Джемилев: Россия, как правило, действует с точностью - до наоборот. Тем хуже для нее. Мы делаем вид, что имеем отношения с цивилизованной страной, а она делает то, что делает. В результате миру становится понятно, с кем мы имеем дело.

РБК-Украина: Как вы оцениваете действия украинской власти относительно поддержки крымских татар? Что сделано, и что еще предстоит сделать?

Мустафа Джемилев: К сожалению, вопросу деоккупации Крыма не уделяется достаточно внимания. С самого начала мы говорили, что нужно создать министерство по делам Крыма, при условии, что министр должен быть одновременно и вице-премьером. Служба, которую мы создали еще в июле 2014 года, по делам Крыма и Севастополя (Государственная служба Украины по вопросам Крыма и Севастополя, - ред.), кстати, даже помещения не имеет. Ей не придают должного значения. Все в принципе соглашаются, что неплохо было бы создать такое министерство. А, когда дело доходит до практики, к сожалению, такая ситуация как сейчас.

РБК-Украина: Почему?

Мустафа Джемилев: По-разному. Вот сейчас идут разговоры: Яценюк - хороший или плохой? Нужно ему идти в отставку или нет? Я так скажу. Если мы хотим иметь идеального премьера и идеального президента, то у нас не будет, ни президента, ни премьера. Я не знаю ни одного премьера и президента, когда бы весь народ говорил, что они хорошие. Не бывает так. Но все это объясняется тем, что страна в целом не в очень хорошем положении. Экономика в тяжелом состоянии.

В этом году, к примеру, на деятельность Службы выделено 40 млн гривен. А что такое 40 миллионов? Собственно говоря, эти средства были рассчитаны на поддержку телеканала АТR. Надо еще искать какие-то механизмы, чтобы эти деньги были выделены по назначению.

РБК-Украина: Ранее говорилось, что скоро процесс формирования крымскотатарского батальона будет завершен. На каком этапе этот процесс?

Мустафа Джемилев: Для этого практически уже все готово. Уже 250 человек в списке батальона. И если его сформируют, будут прибывать новые люди. Особенно крымские татары, которых принудительно хотят мобилизовать в российскую армию. Мы думаем, что батальон будет действовать в системе Национальной гвардии. Это не будет мононациональное крымскотатарское формирование. Просто будут предусмотрены некоторые условия: отказ от употребления свинины, спиртных напитков. А цель - деоккупация Крыма. Люди любой национальности смогут там служить.

РБК-Украина: Все же, когда батальон может быть создан?

Мустафа Джемилев: В ближайшее время. Позавчера Рефат Чубаров обсуждал с Аваковым (министром внутренних дел, - ред.) детали.

РБК-Украина: В феврале-марте?

Мустафа Джемилев: Я думаю в марте.

Беседовала Надежда Андрикевич