19 апреля в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, предлагающий изменения в действующее законодательство о гражданстве Украины. Инициатором документа выступил президент Петр Порошенко. Проект закона, среди прочего, расширяет перечень оснований для лишения украинского гражданства. В их число предлагается включить голосование на выборах властей иностранного государства или выполнение обязанностей, возложенных иностранным гражданством. Документ спровоцировал дискуссию о том, что ожидает жителей Крыма, многие из которых вынужденно получили российские паспорта. Парламентарии прогнозируют, что ко второму чтению документ необходимо доработать. Что предусмотрено президентским законопроектом, разбиралось РБК-Украина.
19 апреля президент Петр Порошенко внес на рассмотрение Верховной Рады как неотложный законопроект № 8297 о внесении изменений в закон "О гражданстве Украины".
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект среди прочего предлагает уточнить полномочия государственных органов, принимающих участие в решении вопросов гражданства Украины. В законопроекте президента детализируется, что гражданами Украины являются все граждане бывшего СССР или лица без гражданства, которые на момент провозглашения независимости 24 августа 1991 года проживали на территории Украины, "и принадлежность которых к гражданству Украины установлена на 1 мая 2018 года".
Те, кто прибыл на постоянное проживание в Украину после 13 ноября 1991 года, имея паспорт СССР с отметкой "гражданин Украины", также будут считаться гражданами Украины в случае, если их принадлежность к украинскому гражданству установлена на 1 мая 2018 года.
В статье, регулирующей приобретение гражданства Украины по территориальному происхождению, предлагается исключить условие о постоянном проживании, оставив лишь условие о рождении на территории Украины. Законопроект ограничивает и сроки отказа совершеннолетним украинцем от гражданства другой страны - в течение месяца необходимо отдать иностранный паспорт уполномоченным органам такого государства.
Также документом устанавливаются основания, при которых невозможно приобрести гражданство Украины по территориальному происхождению – совершение преступлений против человечества, геноцид, осуждение в Украине за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, совершение на территории другого государства деяния, которое признано законодательством Украины тяжким или особо тяжким преступлением.
Еще одно изменение к действующему законодательству о гражданстве, предусмотренное президентским законопроектом - расширение перечня оснований для потери гражданства Украины. Так, по нынешнему закону одним из оснований является добровольное приобретение гражданства другой страны и перечисляются случаи, которые не подпадают под определение "добровольное приобретение".
В инициированных законодательных изменениях к "добровольному приобретению" также не относится "приобретение гражданства Российской Федерации в результате совершения противоправных и недобросовестных действий на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя оккупационной администрацией Российской Федерации, которую составляют ее государственные органы и структуры, функционально ответственные за управление временно оккупированными территориями Украины, и подконтрольные Российской Федерации самопровозглашенные органы, которые узурпировали выполнение властных функций на временно оккупированных территориях Украины".
То есть те жители оккупированного полуострова, которые после аннексии Крыма получили российские паспорта, не потеряют гражданство на основании "добровольного приобретения" гражданства России.
"Что касается жителей автономной республики Крым, в статье 19 четко прописан соответствующий абзац, предложенный президентом: всю ответственность за давление, ущемление и принуждение украинских граждан, проживающих в Крыму, будет нести Российская Федерация. Следовательно, вероятное приобретение гражданства украинцам, проживающих на этой территории, под давлением агрессора и оккупанта РФ, не будет считаться нарушением украинского законодательства, и эти граждане, как исключение, не будут лишаться гражданства Украины", - объяснила журналистам 24 апреля народный депутат от БПП, представитель президента в Верховной Раде Ирина Луценко.
Но в то же время в перечень оснований для потери гражданства предлагается включить использование совершеннолетним гражданином Украины избирательного или иного права, которое ей предоставляет иностранное гражданство, или выполнение обязанностей (например, служба в армии), которые на нее возлагает иностранное гражданство, что может подтверждаться данными публичных реестров, официальных сайтов, официальных печатных изданий госорганов или органов местного самоуправления иностранных государств.
"Опять же, возвращаемся к статье 19: всю ответственность за принуждение получать гражданство другой страны, за принуждение к действиям, которые влекут за собой вынужденное получение гражданства РФ, будет нести собственно РФ. Таким образом, наши граждане, которые были вынуждены совершить те или иные действия на оккупированной территории, чтобы сохранить жизнь, чтобы не сесть в тюрьму, чтобы иметь возможность кормить семью - принимать участие в референдуме под дулами автоматов, служить в российской армии или армии ДНР или ЛНР - не будут привлекаться к уголовной ответственности и не будут лишены гражданства Украины", - уточнила Луценко. Однако, по ее словам, для этого требуются дополнительные изменение, которые будут внесены в законопроект ко второму чтению.
"Для того, чтобы он имплементировался с другими украинскими законами, предусматривающими дополнительные преференции, правила проживания граждан Украины на оккупированных территориях Крыма или Востока Украины. К примеру, есть давно принятый закон об особенностях деятельности, взаимодействия с Украиной тех граждан, которые находятся на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, Крыма и Севастополя. Для того, чтобы в упомянутой 19 статье корреспондировались уже принятые законы и изменение, предложенные президентом законопроект ко второму чтению будет доработан в соответствующих профильных комитетах - по правам человека, по вопросам правовой политики и правосудия и других", - добавила представитель президента в ВР.
Кроме того, основанием для потери украинского гражданства предлагается сделать и использование совершеннолетним паспорта иностранного государства во время выезда из или въезда в Украину (или на территории Украины), что зафиксировано Государственной пограничной службой или другим госорганом. Еще одним поводом для потери украинского гражданства может стать невыполнение обязанности прекратить иностранное гражданство в течение двух лет с момента получения паспорта Украины.
По мнению председателя Меджлиса крымскотатарского народа, члена комитета парламента по вопросам национальных меньшинств Рефата Чубарова, в документе предлагаются рациональные изменения. Однако, по его оценке, некоторые пункты в нем прописаны достаточно запутано. "Причины, необходимость таких изменений объективны. Новации, которые появились в изменениях, а именно - о возможности потери гражданства Украины, исходя из тех или иных действий гражданина Украины, выписаны, с моей точки зрения, очень запутанно. Это дало повод для возмущения части людей и обеспокоенности со стороны экспертов. Особенно в Крыму, которым "помогли" российские СМИ. Они в течение 3-4 дней проводили массированную дискуссию: мол, Украина отказывается от Крыма, от своих граждан, поскольку якобы все имеющие российские паспорта будут лишены гражданства Украины", - прокомментировал РБК-Украина Чубаров.
Как он отметил, при подготовке законопроекта на рассмотрение в ВР комитет предложит оптимальные формулировки тех норм, которые содержатся в тексте документа. "Я исхожу из того, что не может быть основанием для потери гражданства Украины действия, совершенные людьми на оккупированных территориях вследствие принуждения, запугивания, безысходности. Например, на оккупированной территории агрессор ведет обязательный призыв в российскую армию. Молодые парни, мужчины не знают, как им быть - не подчиниться указу означает сесть в тюрьму или покинуть Крым, что для многих неприемлемо", - рассказал он.
Кроме того, по словам Чубарова, многие жители Крыма были вынуждены принимать участие в российских выборах под давлением оккупационных властей, что также необходимо учесть. "Людей запугивали: если они не пойдут на выборы, их спокойное проживание и существование, зарплата, источники проживания будут под угрозой. Знаю сотни таких случаев, к нам обращались люди перед выборами 18 марта, особенно врачи и учителя, которые описывали конкретные ситуации. Если бы они не пошли на выборы, то могли потерять работу, а у них семьи, дети. Такие случаи не могут служить причинами для потери гражданства", - полагает нардеп. "Мы пригласим также представителей автора законопроекта. Когда мы начнем работу над этим законопроектом, думаю, мы пропишем нормы документа таким образом, чтобы они были направлены на каждую отдельную категорию лиц, в том числе исходя из аспектов оккупированности нашей территории", - добавил он.
По словам заместителя главы комитета ВР по правам человека, депутата от "Народного фронта" Георгия Логвинского, члены комитета пока еще не получили текст президентского законопроекта. "Пока я не видел сам текст законопроекта. Но я уверен, что если лишение гражданства будет способом наказания, то будет большая дискуссия в нашем комитете, и этот законопроект имеет все шансы быть не принятым", - сказал в комментарии РБК-Украина парламентарий.
"Закон о правах и свободах на временно оккупированных территориях четко признает, что лица, получившие российское гражданство в Крыму - мы их не признаем как лиц, получивших гражданство РФ. Поэтому у них нет никакого другого гражданства, кроме гражданства Украины. Но у нас за каждое действие есть отдельный вопрос наказания. Если это лицо нарушило на территории Крыма законодательство Украины, уголовный кодекс - оно должно быть наказано и привлечено к юридической ответственности. Если те или иные люди совершили административное правонарушение - въехали в Крым с нарушением правил въезда - тогда они должны быть привлечены к административной ответственности. Просто нужно четко применять закон", - полагает Логвинский.
Как считает нардеп, нельзя заменить лишение свободы на лишение гражданства. "Мы должны бороться за людей, а не только за территорию. Мы должны осознавать, что на оккупированной территории находятся разные группы людей, в разных положениях. Они действительно находятся там принуждением и давлением, нельзя прийти к такому человеку и требовать, чтобы он делал что-то другое", - сказал Логвинский. По его прогнозам, комитет, предположительно, приступит к рассмотрению президентского законопроекта во время следующего заседания - в среду, 16 мая. "Думаю, что в комитете будет создана специальная рабочая группа. Будет предложено сделать общий законопроект, который, с одной стороны, не нарушает права граждан. А с другой стороны, дает защиту тем гражданам, которые находятся на оккупированной территории", - отметил он.