Картина дня и ночи

Вплотную Романом Насировым следственные органы занялись 28 февраля. По информации РБК-Украина, весь этот день глава ГФС провел на допросе в НАБУ. Спустя два дня, в четверг, 2 марта, около 15.00 в его приемную позвонила, как рассказывают источники в ГФС, следователь НАБУ и сообщила, что "в понедельник, 6 марта, на 11.00 Романа Насирова ждут в НАБУ для дачи показаний".  

Как сообщил собеседник агентства, когда следователя попросили прислать на имя Насирова официальную повестку, реакции не последовало: официальный документ так и не был получен руководителем ГФС. Но спустя несколько часов, после 18.00, в кабинете главы ГФС сотрудниками НАБУ и САП был проведен обыск, в результате которого были изъяты некие документы.

Незадолго до обыска на сайте "Обозреватель" вышло  интервью главы ГФС, где он заявил, что НАБУ хочет вручить ему подозрение, чтобы спасти разваливающиеся дело. «Они (детективы НАБУ, - ред.) остановились. У них разваливается дело по структурам, связанным с Онищенко. Не хочу вдаваться в детали, но для спасения репутации и повышения информационной привлекательности им нужно приобщить к делу ГФС", - сказал Насиров. Он добавил, что любой адвокат докажет несостоятельность претензий представителей Антикоррупционного бюро.

Сам Насиров был вне зоны доступа задолго до обыска в его кабинете, уже с полудня. Обнаружился он уже вечером, в клинике "Феофания", куда как сообщают источники РБК-Украина в ГФС, Насиров был госпитализирован с температурой. Через какое-то время в клинику прибыли детективы НАБУ и САП. 

Ближе к 22.00 источники в НАБУ сразу нескольким СМИ сообщили о задержании Насирова. Однако адвокаты главы ГФС, которые также прибыли в "Феофанию", называли это "бредом" и пиаром Бюро. Их, как собственно и детективов, поначалу в здание больницы никто не пускал."Нам не открывали двери мотивируя тем, что сейчас уже не приемное время", - рассказал Роман Симкин, начальник четвертого отдела САП. Однако спустя некоторое время в палату к Насирову пустили и детективов, и адвокатов.

Одним из тех, кто также оказался в палате, был народный депутат, первый замглавы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий ("Самопомич"). Он рассказал РБК-Украина, что когда следователей все-таки пустили в здание, то возле палаты Насирова стоял охранник, а главврач требовал расписку от следователя за то, что он - следователь - теперь будет нести ответственность за здоровье больного. «Шла симуляция, Насиров не выглядел как человек, у которого инфаркт. У него была опухшая от капельницы рука, но это потому что ее просто поставили не в вену, а под кожу. Врачи также шли по какому-то своему сценарию», - рассказал Журжий.

После того как Насирову было зачитано подозрение, его состояние ухудшилось. По одной информации, врачи диагностировали у главы ГФС гипертонический криз, по другой - инфаркт. Так или иначе, вскоре он был отправлен в кардиологическое отделение "Феофании".

Список претензий

Сегодня глава Государственной фискальной службы Роман Насиров отмечает свой 38 день рождения. В качестве "подарка" силовики преподнесли ему обвинения в злоупотреблении властью и служебным положением.

Приход в "Феофанию" и другие следственные действия антикоррупционных органов связаны с расследованием уголовного производства по реструктуризации долгов по рентным платежам предприятиям которые, по версии силовиков, подконтрольны народному депутату Александру Онищенко, который сейчас находится в бегах.

Как известно, Онищенко обвиняется в создании газовых схем и хищении средств во время добычи и продажи природного газа ПАО "Укргаздобыча". В результате махинаций, утверждает следствие, государству был нанесен ущерб на сумму около 3 млрд грн. Насиров еще летом допрашивался в следственных органах по этому делу, но как свидетель. Комплекс следственных и экспертных действий проводился в ГФС в целом. "Ведь это в налоговой принималось решение, например, об отсрочке уплаты ренты. Сейчас мы проводим следственные действия и экономические исследования по этому поводу», - заявлял еще в августе директор НАБУ Артем Сытник.

Еще в мае 2016 года ГФС предоставило рассрочку по уплате долгов несмотря на то, что до этого задолженность в рамках процедуры не погашалась. В свою очередь Роман Насиров неоднократно заявлял о том, что подобная рассрочка предоставлялась практически всем компаниям на газовом рынке, в частности "Укрнафте". Подобная процедура, предусмотренная налоговым законодательством, применялась и к предприятиям бизнесмена Рината Ахметова, например, ДТЭК.

«Это (рассрочка по долгам компаний, аффилированных с Онищенко. - ред ) в лучшем случае - ошибочное решение, но не преступление, - прокомментировал задержание Насирова собеседник РБК-Украина в правительстве. - Есть много реальных преступлений, которые не расследуются. Но если за это задерживают, то много чиновников завтра перестанут просто делать свою работу. Это реально проблема».

Сам Александр Онищенко, который сейчас скрывается за рубежом, заявил РБК-Украина, что следствие, задержав Романа Насирова, не сможет ничего доказать.

"Это (задержание главы ГФС - ред.) самый большой провал, который совершало НАБУ. Следствие ничего не докажет. Потому что в моих взаимоотношениях с Насировым денег не было, - заявил депутат изданию. - В тоже время, задержать и арестовать фигуру такого уровня - удар по НАБУ и власти в целом. Эта дискредитация одного человека может закончиться дискредитации всей антикоррупционной системы".

Последствия

Андрей Журжий, который оказался одним из немногих, кто попал этой ночью в палату Романа Насирова, неоднократно высказывался за его отставку, а также за увольнение его первого заместителя - главы налоговой милиции Сергея Билана. Он, а также 38 депутатов из разных фракций, были инициаторами постановления Верховной рады о признании работы руководства ГФС неудовлетворительной. Если бы парламент ее поддержал, то это означало бы автоматическую отставку главы ГФС и объявление конкурса на эту должность. Депутат также обвинял Насирова и Билана в многочисленных нарушениях законодательства, злоупотреблении служебным положением, осуществлении неэффективной фискальной политики, а также оказании давления на бизнес.

Этот проект постановления ВР даже дошел до правительственного комитета по вопросам экономической политики. По стечению обстоятельств, рассмотреть его Кабмин планировал 2 марта, но в итоге от этого намерения отказался и проект был снят с рассмотрения правительственного комитета по инициативе Минфина.

Про Минфин стоит сказать отдельно. Министр финансов Александр Данилюк был недоволен работой Насирова. Именно он инициировал выговор главе ГФС, а в начале этой недели передал материалы в Нацагентство по противодействию коррупции, чтобы там дали оценку поездкам главы ГФС в США на инаугурацию президента Дональда Трампа и молитвенный завтрак. «Мы не считаем Романа ангелом, но он точно не самый криминальный товарищ», - в тоже время заявил собеседник РБК-Украина в правительстве. Источники в Минфине утверждают, что они хотят "замять" конфликт министра и главы ГФС. Все потому что СМИ его подают как личностный, хотя на самом деле речь идет исключительно о рабочих моментах.

«Если таким образом (обвиняя в причастности к "газовому" делу Онищенко, - ред.) Насирова хотели убрать с должности, то это ужасно», - отмечает один из депутатов.

Теперь даже если его и оправдают, то оставаться в кресле главного налоговика страны он, скорее всего, не сможет. По его репутации эти обвинения ударят больнее всего: бизнес не сможет уже работать с таким руководителем фискальной службы. Да и премьер-министр Владимир Гройсман должен отреагировать на эту ситуацию и стать одним из первых инициаторов кадровых ротаций в ГФС.