18 января 2017 года Верховная Рада приняла закон о реинтеграции Донбасса. Документом, в частности, прописано изменение формата операции по освобождению оккупированных территорий на востоке Украины. В конце февраля начальник Генштаба Виктор Муженко проанонсировал, что антитеррористическая операция на Донбассе будет завершена. Вместо этого в восточных регионах начнется операция Объединенных сил (ООС). Как заявил президент Петр Порошенко, переход от АТО к ООС состоится 30 апреля. Что изменится на Донбассе - в материале РБК-Украина.

Законом о реинтеграции Донбасса предусмотрено переформатирование АТО в "меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях" - операцию Объединенных сил (ООС). Начало и конец такой операции определяет глава государства. Стратегическое руководство силами и средствами осуществляет Генштаб Вооруженных сил. А руководить операцией непосредственно в Донецкой и Луганской областях будет командующий Объединенного оперативного штаба ВСУ. Таким образом, руководство операцией переходит от Службы безопасности Украины, которая на сегодняшний день руководит АТО, к Вооруженным силам.

Переход от АТО к ООС еще в конце февраля, после подписания документа президентом, анонсировал начальник Генерального штаба Вооруженных сил Виктор Муженко. "Закон… систематизирует задействование ВСУ для выполнения задач тех, которые они выполняли в АТО, и изменение формата основной операции. Будет завершена АТО, и мы перейдем к операции Объединенных сил", - сказал Муженко в интервью "Радио Свобода".

16 марта президент Петр Порошенко назначил командующим Объединенных сил генерал-лейтенанта Сергея Наева. Ранее, 7 марта, Наев был назначен заместителем начальника Генштаба ВСУ. До этого он занимал должность начальника штаба - первого заместителя командующего Сухопутных войск ВСУ.

13 апреля Порошенко в интервью украинским телеканалам заявил, что завершение АТО и начало ООС произойдет 30 апреля. "Формат должен измениться 30 апреля. Это кардинально меняет организацию управления военной структурой", - сообщил Порошенко. По его словам, взаимодействие между СБУ и приданными подразделениями ВСУ, Нацполиции, Нацгвардии абсолютно отличается от того, которое предусмотрено в законе о реинтеграции Донбасса. "Руководство переходит в Вооруженные силы Украины. В ВСУ появляются дополнительные полномочия по реагированию на агрессию, а части и подразделения Национальной гвардии, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы, Национальной полиции и другие силовые органы переходят в подчинение Вооруженным силам Украины", - заявил президент.

Как объясняет начальник Генштаба, операция Объединенных сил подразумевает централизацию управления. "Раньше это была антитеррористическая операция, которая, де-юре, происходила под руководством АТЦ - антитеррористического центра СБУ. Сейчас операция вышла за антитеррористические рамки. Сейчас происходит операция Объединенных сил, что означает, в первую очередь, централизацию управления. Главным органом военного управления является Объединенный оперативный штаб, который возглавляет командующий Объединенных сил и через него реализует все свои решения. Командующему подчиняются все силовые структуры", - рассказал Муженко в интервью "Укринформу". То есть командующий ОС будет управлять подготовкой и руководством всех сил обороны - не только ВСУ, но и СБУ, полиции, Нацгвардии, пограничников.

По словам Муженко, это даст возможность сосредоточить все ресурсы - экономические, военные, материальные и другие - под единым управлением. "Это позволит более эффективно восстанавливать районы, которые мы контролируем, и, соответственно, реагировать на те угрозы, которые могут возникать на линии соприкосновения. Централизация управления под руководством Вооруженных Сил позволит более эффективно решать целый ряд важных вопросов. В частности, это касается упорядочения ротаций личного состава, позволит уточнить некоторые термины и по выполнению задач, и по восстановлению боеспособности. Соответственно - предусмотреть возможность восстановления сил личного состава, его психологической реабилитации и отдыха, прежде всего", - отметил Муженко.

С началом операции Объединенных сил устанавливается четкое правовое поле для применения ВСУ, что значительно расширит их возможности, добавил начальник Генштаба. "Это касается и усиления правовой защиты военнослужащих. Чтобы никто не ставил нам в вину то, что мы действуем, мол, вне рамок закона, и не угрожал ответственностью за действия по защите Родины", - сказал он.

По словам командующего ОС Сергея Наева, переход от АТО к ООС предполагает начало военной операции. "Боевики так называемых "ДНР" и "ЛНР" перешли под контроль офицеров Вооруженных сил РФ, к тому же созданы 1-й и 2-й армейские корпуса российско-оккупационных войск, которые комплектуются российской техникой и наемниками, а также находятся в оперативном подчинении командования 8-й армии Южного военного округа ВС РФ. Противостоять им в формате АТО сложно. Таким образом, операция Объединенных сил имеет совершенно другую цель и предусматривает выполнение иных военных задач", - отметил Наев в интервью "Фактам".

По мнению члена комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны, экс-командира батальона "Миротворец", первого замглавы фракции "Народный фронт" Андрея Тетерука, переформатирование АТО даст украинским военным больше возможностей для исполнения своих боевых заданий. "То, что мы приняли законопроект 7163 о деоккупации, которым, собственно, и признали Российскую Федерацию страной-агрессором, позволило формирование Объединенного оперативного штаба. Он переберет на себя функцию управления тем форматом АТО, который существует с марта 2014 года. Это позволит нашим Вооруженным силам значительно качественнее, эффективнее действовать при исполнении главного задания - отпора вооруженной агрессии и возвращения временно оккупированных территорий", - рассказал РБК-Украина депутат.

То, что заместителю главы СБУ, который руководил антитеррористической операцией согласно закону Украины о борьбе с терроризмом, подчинялись армейские подразделения, подразделения Нацгвардии, министерство внутренних дел, создавало абсолютно непонятную и неэффективную модель управления, считает Тетерук.

"После того, как назначено соответствующих руководителей президентом Украины управление операцией берут на себя военные, которые изучили ситуацию, получили необходимый опыт, надлежащим образом подготовлены, экипированы и обеспечены всем необходимым для исполнения ими боевых заданий. Теперь все решения будут принимать не сотрудники Службы безопасности, а наши военные. Они получат четкую и понятную для них модель управления, которая не предусматривает двойного трактования того или иного применения войск. То есть речь идет о повышении эффективности использования всех задействованных подразделений в зоне АТО", - пояснил парламентарий.

По словам Тетерука, это позволит украинским военным в кратчайшие сроки быть готовыми для исполнения заданий, и главное - значительно сократить временные сроки пребывания территорий под оккупацией. Для населения, проживающего в зоне операции, могут быть введены временные ограничения в связи с действиями военных. "Об этом будет заранее предупреждаться. Поскольку при передислокации, накоплении резервов или других мероприятиях, проводимых военными в рамках своих полномочий, могут быть введены ограничительные меры относительно перемещения или нахождения в тех или иных местах. Ограничения свободы или прав людей не будет. Будут дополнительно создаваться контрольно-пропускные пункты или ограничиваться пересечения линии, существующей с временно оккупированной территорией, в таких пунктах, если будет угроза жизни тем, кто пересекает линию. Поскольку боевики пренебрегают позицией украинской стороны о временном перемирии, они всегда его нарушают, осуществляют провокационные выстрелы", - объяснил изданию Тетерук.  

Как полагает секретарь комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны, нардеп от фракции БПП Иван Винник, для военных, непосредственно участвующих в проведении мероприятий, по большому счет ничего не изменится. Однако станет более эффективная стратегическая координация операций, отметил парламентарий.

По мнению Винника, с переходом от АТО к ООС значимые изменения произойдут в дипломатической и политической плоскости. "В антитеррористической операции не идентифицирован враг. Мы воюем с террористами. И максимум, в чем мы можем обвинять РФ - в том, что они обеспечивают террористическое движение. Хотя, на самом деле, у нас законом обозначено, что никакого террористического движения у нас нет - у нас есть вооруженная агрессия РФ, что является международным преступлением. И мы сегодня принимаем меры для отпора вооруженной агрессии в соответствии со статьей 51 статута ООН", - рассказал РБК-Украина Винник.

На сегодняшний день освобождение оккупированных территорий на Донбассе - АТО - происходит в рамках закона о борьбе с терроризмом, подчеркивает член оборонного комитета ВР, народный депутат от фракции "Самопомич" Тарас Пастух. "Мы прекрасно понимаем, что сегодня идет война и нужно жить не по закону о борьбе с терроризмом, а закону военного времени. Поскольку рано или поздно все равно этот вопрос будет рассматриваться в международной юстиции, и Украина должна иметь сильную правовую базу применения вооруженных сил. Ведь это касается жизни и смерти людей, их здоровья и имущества, и кто-то все равно должен нести за это ответственность. Если мы сейчас реагируем на события на Востоке эмоционально, то пройдет время, и об этих события будут говорить с точки зрения закона. Важно, чтобы к тому времени у нас была мощная правовая основа", - сказал в комментарии изданию Пастух.

"Президент ввел новый термин, который не был прописан ни в Конституции, ни в другом законодательстве - это отпор вооруженной агрессии. Во время операции Объединенных сил командование перенимают ВСУ и вводится военная вертикаль командования. Частично это решает некоторые конфликтные ситуации относительно управления. Однако в целом оно не дает правовой защиты нашим военнослужащим. Потому что, если сейчас обратить внимание на дела, которые есть в судах, то даже украинская военная прокуратура составляет обвинительные акты по законам мирного времени", - считает нардеп.

Кроме того, Пастух сомневается, способно ли переформатирование АТО приблизить освобождение украинских территорий на востоке страны. "Давайте вспомним, как это все начиналось. Действительно, в Донецк, в Луганск, в Славянск приезжали так называемые туристические группы из России в составе 300-400 человек. Они стали центром этих противостояний. Но без поддержки местного населения, очевидно, это невозможно было бы осуществить. Ведь местные помогали тем людям блокировать наши военные колоны, помогали блокировать административные здания. Поэтому, когда мы сегодня говорим об освобождении этих территорий, мы не можем говорить исключительно о военном пути, если этого не будет требовать население, находящееся на оккупированной территории", - говорит депутат.

По его мнению, если местные жители создадут условия, когда оккупанту будет невозможно пребывать на украинских территориях, тогда Вооруженные силы гораздо быстрее смогут справиться со своим заданием. "И здесь точно не законами нужно решать ситуацию, а политикой в отношении этих людей", - полагает Пастух.