Перевод с украинского
РБК-Украина: Кабинет министров принял ряд преференций для котельных, которые перейдут с газа на прочие виды топлива. Значит ли это, что теперь котельные смогут использовать уголь? Есть ли в этом риск для окружающей среды?
Андрей Мохнык: Я думаю, что для этого нам должны показать программу по переходу на прочие, отличные от газа виды топлива. Перевод означает изменение условий работы ТЭС, котельных и, соответственно, проектов связанных с очисткой выбросов. Это решение Кабинета министров, которое должно быть детализировано. В соответствии с украинским законодательством должны быть проведены все работы, связанные с экологической составляющей.
РБК-Украина: Как вы оцениваете риски от добычи сланцевого газа? Через какое время, по вашему мнению, инвесторы смогут вернуться к разведке месторождений сланцевого газа в зоне АТО?
Андрей Мохнык: Вопрос участка Юзовский - это вопрос компании Shell. Очевидно, что в зоне АТО сейчас никакие работы проводить нельзя, они и не проводятся. Лишь после завершения АТО можно говорить о возобновлении этого проекта. Что касается рисков, то любая техногенная деятельность человека может иметь экологические последствия. В связи с этим предусмотрено, в том числе договором о распределениии продукции и украинским законодательством, проведение экологического мониторинга.
Договором предусмотрено, что Кабинет министров совместно с Государственной службой геологии и недр Украины каждые 5 лет будут проводить комплексную проверку, и в случаях возникновения серьезных проблем, решать их будут в судебном порядке, вплоть до разрыва договора.
Я думаю, что мониторинговая группа специалистов, которая в данный момент находится на этапе создания, будет постоянно отслеживать состояние окружающей среды и сигнализировать, в случаях нарушения украинского законодательства в сфере экологии.
РБК-Украина: В апреле вы говорили, что Япония может отказаться от сотрудничества с Украиной по Киотскому протоколу. Расскажите, как на сегодняшний день обстоит ситуация с претензиями японской стороны? О какой сумме претензий идет речь?
Андрей Мохнык: Японская сторона имеет право разорвать договор и требовать возмещения средств, если работы не будут выполнены. На сегодняшний день есть некоторое понимание японской стороны о том положении, в котором перебывает сейчас Украина - это и вопрос аннексии Крыма, где предусмотрены проекты по Киотскому протоколу на 500 млн гривен. Это и зона АТО, где финансирование проектов предусмотрено почти на 1 млрд гривен. Соответственно, японские партнеры понимают, что ни там, ни там Украина по объективным причинам не может реализовывать запланированные проекты.
Тем не менее, мы запустили 2 полномасштабных проекта: модернизация вагонов "Киевского метрополитена" и замена автомобилей в МВД на гибридные автомобили Toyota Prius. Мы подписали план мероприятий и паспорт бюджетной программы, так что эти проекты будут финансироваться.
Существует также угроза возможной фиктивности фирм, которые выиграли тендеры (на получение "киотских денег", - ред.). Сейчас Государственная финансовая инспекция совместно с Государственной фискальной службой проводят проверки и во второй половине августа они дадут результат, который мы передадим в правоохранительные органы.
Что касается претензий, то Япония, в принципе, может требовать всю сумму, которую они сюда направили. Но еще раз скажу, что на сегодняшний день есть полное согласие, что Украина готова выполнять свои обязанности и лишь военные обстоятельства на востоке Украины мешают это сделать, и понимание японской стороны есть.
РБК-Украина: Какая сумма финансирования экологических программ в 2014 году? Приоритетные цели на этот год.
Андрей Мохнык: Ну, теперь то планируется уже меньше (горькая ирония в голосе, - ред.). Есть несколько бюджетных программ, которые финансируются из государственного фонда: программа модернизации предприятий и программа, направленная на охрану окружающей природной среды. В общей сложности это порядка 1,6 млрд гривен. Во время предварительного секвестра бюджета финансирование было частично сокращено, а сейчас предложение Кабинета министров - полностью снять программу модернизации предприятий, хотя уже произошел отбор на сумму 125 млн гривен. Также правительство предлагает существенно сократить фонд охраны окружающей природной среды, доведя его до 420 миллионов.
Если с вопросом отказа от модернизации мы можем согласиться, то с вопросом сокращения фонда охраны окружающей природной среды мы соглашаемся частично. Наша позиция такая: нужно оставить порядка 600 миллионов гривен. Думаю, что теперь решение о сокращении этого фонда за Верховной Радой. Нужно понимать, что есть целый перечень мероприятий, связанных с заповедниками, утилизацией отходов, очисткой воды, воздуха и так далее, которые необходимо финансировать. В противном случае завтра мы можем получить более серьезные экологические последствия, на ликвидацию которых придется тратить гораздо большие суммы.
РБК-Украина: На какой стадии находится реконструкция Бортнической станции аэрации? Какое количество средств и времени необходимо для завершения проекта? Как Вы оцениваете ущерб экологии от нынешнего состояния БСА?
Андрей Мохнык: Бортническая станция аэрации - это проблема всеукраинская, учитывая, что Киев находится выше по Днепру, по сравнению с другими городами. Сегодня есть очень интересное предложение японской стороны касательно кредита на реконструкцию БСА порядка 1 миллиарда долларов под 0,1% годовых при том условии, что Украина также будет вкладывать деньги.
Этот кредит рассчитан на 40 лет (с возможностью пролонгации еще на 10 лет). Уже подписаны все документы о направлении 109 миллионов гривен для проведения подготовительных работ, которые тоже выделяются из фонда охраны окружающей природной среды. Структура, которая будет проводить эти работы - Минрегион. Дальше все зависит от реального финансирования. В данный момент, до начала кредитования, проводятся подготовительные работы.
Еще есть одно интересное предложение от некоторых иностранных компаний. Это проект полной утилизации ила с полей фильтрации с последующей переработкой его на топливо для получения тепло- и электроэнергии.
Бортническая станция аэрации представляет серьезную потенциальную угрозу. На данный момент состояние станции вполне рабочее, но если мы не начнем реконструкцию, то последствия могут быть довольно серьезными. В прошлом году уже возникали некоторые проблемы на БСА. Поэтому необходимость реконструкции есть актуальной потребностью.
Беседовал Михаил Криволапов