Сестру украинской летчицы Надежды Савченко Веру вчера задержали российские пограничники. Она возвращалась домой после встречи с Надеждой в Новочеркасской тюрьме (Ростовская область, РФ). 

Пограничники сообщили Вере, что она находится в федеральном розыске в связи с оскорблением судьи в Чечне во время судебного заседания по делу украинских политзаключенных Карпюка и Клыха. Это произошло еще в прошлом году.

После вмешатьльства украинской консульской службы в Ростове-на-Дону Веру удалось освободить.

Сейчас она находится в Генеральном Консульстве в Ростове и не может из него выйти, потому что ее тут же арестуют. На телефонные звонки она не отвечает.

РБК-Украина связалась с адвокатом Надежды Савченко Николаем Полозовым. В блиц-интервью он рассказал подробности задержания Веры Савченко, объяснил почему ее арестовали именно сейчас и как это связано с делом ее сестры.

РБК-Украина: Что сейчас с Верой Савченко?

Николай Полозов: Она сейчас находиться в Ростове-на-Дону в Генеральном консульстве Украины. Там ей ничего не угрожает, но она в сложном положении: если она выйдет на улицу, ее просто задержат. Пока дипломаты пытаются выработать пути решения и договорится все-таки о ее возвращении домой.

РБК-Украина: Почему ее задержали?

Николай Полозов: Она проходит по делу об оскорблении чеченского судьи. Она приезжала в Грозный как общественный защитник Николая Карпюка, над которым идет суд в Грозном. Ее обвиняют в оскорблении судьи. Максимальная санкция по этой статье – арест до полугода или денежный штраф.

Если быть точнее, она попадает под статью 297 Уголовного кодекса РФ "Оскорбление представителя власти". Санкция по этой статье предусматривает либо штраф в размере до 200 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест до 6 месяцев.

Нужно понимать, что, безусловно, это - политическое преследование. Делается это, чтобы надавить как на саму Веру, так и на Надежду Савченко. Задача властей -изолировать Надежду, чтобы сестра к ней не приезжала. Для этого и завели это дело. Я не исключаю, что если даже Вере удастся уехать, все-равно состоится суд. Возможно ее осудят заочно. Российским властям необходимо 01-37 сестру Савченко как преступницу.

РБК-Украина: Может ли уже завтра состоятся суд на Верой Савченко?

Николай Полозов: Нет. Так быстро исключено. Должно пройти предварительное расследование, составлено обвинительное заключение. Она должна ознакомиться с материалами дела. За один день это не решается.

РБК-Украина: Может ли это дело затянутся, и пока не завершится судебный процесс, она не вернется в Украину?

Николай Полозов: Я не исключаю, что ради этого все и затевается. Может наоборот даже – не для того, чтобы она не могла вернуться в Украину, а для того, чтобы дать ей возможность выехать, и она к сестре больше не приезжала под угрозой уголовного преследования.

РБК-Украина: То есть, если она опять приедет в Россию ее снова задержат?

Николай Полозов: Ее могут снова задержать и попытаться избрать ей меру пресечения, в том числе, в виде содержания под стражей.

РБК-Украина: Известно ли о чем договорились дипломаты?

Николай Полозов: Ведется большая робота по линии МИДа, и консульством в Ростове-на-Дону, и посольством в Москве. Насколько мне известно, шаги еще не выработаны.

РБК-Украина: Вы говорили, что ей приписывают оскорбление судьи. А когда это случилось?

Николай Полозов: Этот суд до сих пор идет над Николаем Карпюком и Клыхом. Эти события происходили поздней осенью 2015 года. Она приехала туда в качестве общественного защитника по приглашению адвоката Новикова. Там вот судья посчитал, что она его оскорбила. После этого завели уголовное дело.

РБК-Украина: Как вы считаете, чем разрешиться дело Веры Савченко?

Николай Полозов: Я думаю, что скорее всего удастся договориться. Она сможет уехать в Украину. Но под угрозой уголовного преследования, ее не будут пускать в Россию, где ее заочно осудят. Таким образом, российские власти смогут говорить, что не только Надежда Савченко - преступница, но и Вера. И ее просто не будут пускать к сестре. Возможно, даже поставят запрет на въезд. У нас аналогичная ситуация с Мустафой Джемилевым, против которого в России возбуждено уголовное дело. И, вместе с тем, стоит запрет на въезд в РФ.

РБК-Украина: Ранее говорилось, что уже завтра Савченко должна заполнить документы для запуска процесса экстрадиции. 

Николай Полозов: Надо понимать, что процедура выдачи длительная. И заполнение документов – один из шагов. Обычно процедура занимает от полугода. Мы надеемся, что в случае Надежды все будет происходить быстрее, потому что после того, как она заполнит эти документы, необходимо, чтобы Украина признала решение российского суда. Далее в России должен состоятся суд, который будет решать, можно ее выдавать или нет. Это все занимает достаточно длительное время. Но процесс с Верой ставит, честно говоря, под угрозу все эти положительные моменты последних дней.

РБК-Украина: Таким образом Россия хочет сорвать эти договоренности?

Николай Полозов: Я бы не исключал. Не все из тех, кто у власти в России хотят, чтобы Савченко была освобождена. Поэтому не исключено, что идет такая мощная политическая подковерная война, направленная на срыв договоренностей по выдаче Надежды.

РБК-Украина: Какие последние новости по Надежде Савченко?

Николай Полозов: Саму Надежду я увижу завтра, когда прилечу в Ростов. На этой неделе ее посещал мой коллега Марк Фейгин. Она приостановила сухую голодовку и, надеюсь, что из-за событий з сестрой она не возобновит ее. Ее состояние улучшается, но вместе с тем, она не намерена ждать месяцы, она рассчитает на решение вопроса в течении недель. Она считает, что ее выдача должна произойти как можно скорее.

Надо понимать, что власти России хотят синхронизировать этот процесс с выдачей Ерофеева и Александрова (российские ГРУшники, которых судят в Украине, - ред.), а приговор по ним не вступил еще в законную силу. Наступит только 25 мая, поскольку им выдали перевод приговора 25 апреля. Я не думаю, что власти России будут как-то "наперед" выдавать Савченко и ждать пока не вступит в законную силу приговор по делу Александрова и Ерофеева.

Беседовала Надежда Андрикевич