Актриса Янина Студилина - о том, что ее героиню в фильме "Сталинград" поймут те, кто пережил запретную любовь. 

- У вас уже есть послужной список, но роль в таком масштабном фильме вы получили впервые. 

- Все началось со съемок в "Белой гвардии" Сергея Снежкина, где я играла Анюту. Федор Сергеевич Бондарчук тоже участвовал в этом фильме, играл Шполянского, правда, на съемках мы не пересекались. Но, как мне рассказали, Бондарчук, увидев готовые восемь серий, обратил на меня внимание и попросил вызвать меня на пробы "Сталинграда". Сначала мы говорили не про роль, а про войну, он рассказывал о своей поездке в Волгоград, встречах с ветеранами, показывал архивы. Только после этого были пробы в декорациях и костюмах. 

- Расскажите о своей героине. 

- Моя Маша живет в оккупированной немцами части Сталинграда, в подвале разрушенного дома. Никого из близких у нее не осталось. В какой-то момент ей начинает помогать немецкий офицер: приносит продукты, какие-то вещи. Его внимание ей неприятно, но у нее нет выбора: единственный, кто готов ей помочь, - это Петер. 

Немец увидел в ней девушку, похожую на его умершую жену, вот откуда желание о ней заботиться. Война изменила его, превратила в зверя, но Маша увидела в нем человека, который носит в сердце свою боль. Через сострадание ей удается открыть свое сердце и полюбить. Эти люди по логике не должны быть вместе, но, как оказалось, притяжение мужчины и женщины сильнее войны, выше политики. Когда влюбляешься, не думаешь, кто перед тобой, не читаешь анкетные данные. 

Мы пытались показать обычных людей, которые оказались в экстремальной ситуации, но все равно остались людьми. Мою героиню смогут понять современные женщины, которые пережили и переживают запретную любовь. Конечно, в условиях войны всё было гораздо страшнее. 

- Сценарий "Сталинграда" написан в том числе и по воспоминаниям ветеранов. А ваши герои имели прототипов? 

- Это точнее знают наши сценаристы, но сказать, что эта линия взята из какой-то конкретной жизни, я не могу. Когда мы ездили с показом фильма в Волгоград, я очень переживала, как воспримут фильм и мою героиню ветераны. После просмотра к Федору Сергеевичу подошла жительница Сталинграда, которая была во время войны ребенком, и рассказала историю, очень похожую на историю моей героини. Для нас это было очень важным комментарием. 

- Как вам удалось вжиться в эпоху? Смотрели фильмы, читали книги? 

- Самой сложным для меня стала необходимость прожить жизнь человека на войне, понять и прочувствовать весь ужас и трагизм тех дней. Мы иногда расстраиваемся из-за мелких бытовых неурядиц. После съемок  "Сталинграда" у меня произошла переоценка ценностей. Я с благоговением отношусь к ветеранам, благодаря которым мы живем в свободной стране и занимаемся любимым делом. 

Федор Сергеевич предложил всем актерам посмотреть материал, который они отсняли в Волгограде, фотографии из архивов того времени. Я, конечно, расспрашивала бабушек, выяснилось, что некоторые из них даже в мирное время не могли слышать немецкую речь. Нам это понять сложно, а старшие поколения через это прошли. 

- Насколько режиссер помогал вам в работе над ролью? 

- Федор Сергеевич умеет создать такую атмосферу на площадке, что каждый актер, гример или оператор чувствует свою значимость и увлечен общим процессом. Он умеет ставить четкие, понятые задачи. 

- Актер во время съемок воспринимает картину, можно сказать, в разобранном виде. Ваши впечатления от уже готового "Сталинграда"? 

- Я вышла после премьеры в слезах. И мне кажется, что любой человек, придя на этот фильм, отправится в эмоциональное путешествие. Искренне советую его смотреть в  IMAX 3D, потому что совершенно стирается грань между зрительным залом и кино. В Волгограде все ветераны смотрели фильм в 3D-очках и не хотели их снимать. 

- В каких фильмах вас можно увидеть в ближайшее время? 

- Когда меня утвердили на роль в "Сталинграде", я, понимая всю важность и масштабность работы, отказалась от всех проектов, сконцентрировалась только на этой картине. После окончания съемок снялась в телевизионном фильме. Называется "Чужая жизнь", режиссер Андрес Пуустусмаа, думаю, зритель увидит его весной. Сейчас я не гонюсь за количеством - то, что я снялась в таком фильме, как "Сталинград", накладывает определенную ответственность. 

- Вы немало проработали моделью, на подиуме себя уверенно чувствуете? 

- Я никогда не ходила по подиуму - мне это просто не интересно, но в рекламе и различных фотосессиях снималась, поскольку ролик - это маленькое кино. В то время я как раз училась в финансовой академии, которую, кстати, закончила с "красным" дипломом, но желание стать актрисой у меня не пропало, поэтому я искала любую работу, в которой можно проявить свой творческий потенциал. 

- А зачем вы поступали в академию, если мечтали стать актрисой? 

- Стать актрисой я мечтала с детства и участвовала во всех театральных постановках. Но так сложилось, что моя семья - не кинематографическая. Мама - врач-эпидемиолог, но в последнее время она не работает, потому что мой 12-летний брат занимается хоккеем, и она целиком посвящает себя ему, а папа - юрист. Когда я сказала отцу, что хочу поступать на актерский, он ответил: "Деточка моя, вначале получи хорошую профессию, а потом делай, что хочешь". Действительно, должна быть какая-то подстраховка в жизни, ведь что-то может получиться, а может и нет. 

- Как же вы оказались в кино? 

- В кино, действительно, попасть очень сложно, но я все время посещала много кастингов для рекламных роликов. На одном из них меня заметили и предложили сыграть маленький эпизод в фильме, где у меня было всего две реплики. После этого все постепенно стало раскручиваться - вначале эпизоды, потом небольшие роли в сериалах, первым для меня были "Ранетки", где я получила колоссальный телевизионный опыт. В кино у тебя есть время на репетиции и разбор роли, а в сериалах ты приходишь на площадку и должен сразу включаться. Дальше я пошла учиться в Щукинское училище и благодаря этому попала в "Белую гвардию", где сыграла Анюту. Это была моя первая серьезная роль. Я очень боялась и переживала тогда, потому что вокруг масса знаменитых актеров: Пореченков, Хабенский, Раппопорт и многие другие. Но они приняли меня в свою семью. 

- С кем-то из них вы продолжаете поддерживать отношения? 

- В первую очередь, с Ксенией Раппопорт, к ней всегда можно обратиться за советом. На съемочной площадке я задавала ей миллион вопросов. Все это идет в нашу актерскую копилочку и никуда не пропадает. Преподаватель актерского мастерства из США, где я училась, так говорит: "Актерская работа - это как поход в спортзал: не позанимался какое-то время, потом вернулся, а мышцы уже болят и не работают". Актерский организм должен быть все время в работе. 

- А как вы в Америке оказались? 

- Уже зная, что мне предстоит работать с Кречманном, мне было интересно понять его природу существования. Вот я и решила поехать в Америке. Мы все смотрим голливудские фильмы и видим, что их актеры выглядят в кадре совершенно иначе. В результате я проучилась там год. 

- Такое образование - недешевое... 

- В Америке очень хорошая система, которая позволяет, взяв курс, разбить его на этапы - поучиться, подзаработать и опять вернуться к учебе. Так что я не сидела целый год в Америке. 

Пом материалам "Известия", "Вести"