Посольство США одним из первых аккредитованных в Украине дипломатических миссий, пошло на контакт в социальных сетях. А новый посол Соединенных Штатов в Украине Джеффри Пайятт в августе прошлого года начал вести видеоблог. Но, несмотря на такую доступность и открытость к общению, вопросов без ответа остается все еще много. Особенно сегодня. И особенно у журналистов... Некоторые из них поставили господину послу в редакции издания "День". 

- Вы сделали много актуальных заявлений относительно ситуации в Украине. СМИ сообщили, что вы достаточно одобрительно оценили Закон об амнистии. Вы сказали, что, цитирую: "он позволяет проведение мирных акций протеста". Хотя в действительности проведение таких акций разрешает Конституция Украины без каких-либо дополнительных законов. Многие украинские юристы уже осудили данный закон, назвав его "законом о заложниках", и у них очень много претензий и к содержанию, и к процедуре вступления в силу. Скажите, ваши эксперты консультировали вас по данному закону? Чем вы аргументируете ваши одобрительные выводы? 

- Начну с того, что нужно быть очень осторожным относительно того, что появляется в заголовках новостей и что в действительности было сказано по этому вопросу. Сегодня (разговор записывался 31 января - ред.) мы обнародовали стенограмму именно того, что я сказал по завершению брифинга в Министерстве иностранных дел. Прочтя ее, вы увидите, что я в действительности выразил свою обеспокоенность, и заметил, что нужно продолжать процесс политического примирения, создания доверия. 

О том же в Берлине сказал госсекретарь Керри. Мы считаем, что обязанность лидера страны - Президента Януковича - наладить общение и диалог с лидерами политической оппозиции. Он должен восстановить доверие, создать атмосферу, которая спосоствовала бы перенесению политического процесса с улиц обратно в демократические институты. 

Но вы меня спросили, что я думаю о законе об амнистии. Я вам скажу. Мы считаем, что это голосование - упущенная возможность. Мы бы хотели, чтобы процесс принятия таких решений проходил с широким обсуждением, к диалогу должна быть привлечена прозрачным способом оппозиция. 

Мы считаем, что все, кого задержали за то, что они воспользовались своим правом свободно выражать свое мнение и свою позицию, должны быть освобождены. И именно это (гарантирование права на свободное высказывание своей позиции - ред.) я в действительности приветствовал, процитировав заявление министра юстиции Украины Елены Лукаш, а в частности - ее заверения, что по закону эти мирные демонстрации на Майдане могут продолжаться неопределенное время. Пани Лукаш сказала, что правительство хочет, чтобы административные здания были освобождены, но она также четко заявила, что мирные демонстрации на Майдане, на Институтской в Октябрьском дворце, в Доме профсоюзов могут продолжаться. И я именно это приветствую. 

Мы надеемся, что насилие, которое охватило центр Киева за последние две недели, наконец, будет прекращено. В этих дебатах нет места насилию с любой стороны. 

Между прочим, я говорил, что одной из самых выдающихся вещей Евромайдана является атмосфера протестного движения. Именно она вызвала удивительные впечатления у мира. Этой атмосферой Майдан характеризовался до событий на Грушевского, которые имели место две недели назад. 

США выступают против насилия, а также против насильственного захвата государственных учреждений. И мы очень надеемся, что правительству и оппозиции удастся восстановить диалог, доверие и достичь консенсуса, чтобы повернуть страну на путь оздоровления экономики и политического процесса. 

 - Вы, по-видимому, слышали заявление Президента Януковича о том, что власть уже выполнила все условия оппозиции. Но госсекретарь Керри заявил сегодня, что уступки Януковича оппозиции недостаточны для решения политического кризиса в Украине. Вы видите сегодня возможности для достижения компромисса? Верите ли вы в то, что при этом Президенте Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС? 

- Начну с вопроса о подписании Соглашения об ассоциации с ЕС. Как я говорил в нашем с вами первом интервью, я уверен, что Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС. И мы надеемся, что это произойдет при Президенте Януковиче. А если нет, то я уверен, что это случится при его преемнике. Я думаю, очевидно, что миллионы украинцев выражают такую надежду.  

Что касается первого вопроса, как отметил госсекретарь Керри, мы приветствуем шаги, сделанные Президентом Януковичем: отмена "черного" списка законов и отставка правительства, а также заверение в том, что будет разрешено проводить мирные демонстрации беспрепятственно. Очевидно, что оппозиция ищет другие подтверждения, чтобы быть уверенным в готовности власти к сотрудничеству. Конечно, очень важным шагом будет освобождение людей, которых недавно задержали, а также прекращение тревожной тенденции похищения активистов гражданского общества и журналистов. 

- Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили в статье для The Wall Street назвал события, которые ныне происходят в Украине, "первой геополитической революцией XXI века". По его словам, это не просто противостояние между сотнями тысяч людей и властью, а борьба "двух идеологий: независимой западной демократии и путинской России". Не считаете ли вы, что Запад и США вовремя и адекватно не среагировали на давление России и оставили Украину с проблемами в одиночестве? 

- Мы абсолютно убеждены, что эта ситуация не должна рассматриваться с точки зрения суммы с "нулевой игрой". Демократическая Украина - открытая Европе, с крепкой экономикой, с хорошей жизнью для своих граждан - будет полезной для России. 

Я не хочу выглядеть наивным. И признаю: было давление, которое оказывалось Россией в отношении выбора украинцев. Я неоднократно отмечал то, что нет каких-либо логичных причин применения РФ торговых эмбарго и других элементов экономической агрессии относительно Украины, кроме как для того, чтобы оказывать политическое и дипломатическое давление на ее интеграционный выбор. 

Россия и Украина являются членами ВТО. У них есть определенные обязанности, которых они, как члены этой организации, должны придерживаться. У России также есть обязательство как члена ОБСЕ и Хельсинского акта (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 года. - ред.). 

Конечно, окончательное слово за правительством, но США поддерживают Украину и украинский народ в их попытке реализовать свой суверенный выбор.

- К теме своевременной поддержки и реакции. Недавно на слушаниях в комитете по иностранным делам Виктория Нуланд призналась, что летом Вашингтону уже было известно о проблемах, с которыми сталкивается Украина. Экономические проблемы прежде всего, и этот вопрос затрагивался перед Европой. Однако официальный Вашингтон, Конгресс и ЕС постоянно говорили главным образом о деле Тимошенко, в сущности, игнорируя вопрос украинской экономики и влияния на ее подрыв российского фактора... Вы согласны? 

- Я соглашаюсь с заместителем госсекретаря Викторией Нуланд, что экономические вопросы очень важны... 

США хотят сотрудничать с Украиной, чтобы вернуть ее на путь экономического оздоровления. Мы готовы сделать свой вклад в эти усилия как экономически, так и дипломатически, а также сотрудничать для этого с нашими европейскими партнерами. 

Я опять же возвращаюсь к своему главному принципу, о котором я говорил раньше: в долгосрочной перспективе Украине нужно подписать Соглашение об ассоциации, чтобы двигаться дальше вместе с Европой, и работать над достижением большей энергетической независимости... ♦

- Кстати, об энергетической независимости, как сообщала пресс-служба Министерства природы РФ, российское ведомство направило в Министерство экологии Украины письмо, в котором говорится о серьезной угрозе экологии России вследствие добычи сланцевого газа по (подчеркиваю) американским технологиям в Украине. В этом же письме Минприроды РФ просит провести двустороннюю рабочую встречу по этому вопросу. Видите ли вы в этом опять давление на Украину и угрозу для инвестиций, в том числе американских, в частности идет речь о компании Chevron при работе на газовом рынке Украины? И что вы бы посоветовали Украине в данной ситуации? 

- Я не видел письмо. Но у меня есть искренние сомнения относительно того, что Россия заботится и проникается состоянием окружающей среды в Украине. Я подозреваю, что россияне больше проникаются тем, чтобы поддерживать монополию своего присутствия на энергетическом рынке Украины. Это первая причина, почему я очень настойчиво работаю и прилагаю усилия для того, чтобы Украина получила энергетическую независимость. И это касается не только вопросов сланцевого газа. Это касается и улучшения эффективности использования энергии, а также использования нетрадиционных источников энергии - солнечной, ветровой энергии, реверсивного снабжения газа в Украину с европейского рынка. В долгосрочной перспективе я рассматриваю варианты экспорта в Украину газа из США. 

Запасы сланцевого газа в долгосрочной перспективе дают возможность Украине стать богатой страной. Его добыча здесь трансформирует ситуацию на энергетическом и газовом рынке в этом регионе. 

США в настоящее время пользуются выгодами энергетической независимости, которые нам принесла сланцевая революция. Мы надеемся, что те же технологии, которые доказали свои возможности и безвредность для окружающей среды в США, будут применяться и здесь, в Украине. И меня вовсе не удивляет то, что министерство экологии России не проявляет энтузиазма по этому вопросу. 

- К теме американских инвестиций... Ваш предшественник, Посол США в Украине Джон Теффт, заявлял, что наибольшая проблема, с которой сталкиваются в Украине американские инвесторы, - это "кумовство" в экономике. Соглашаетесь ли вы с таким выводом? На что вам жалуется американский бизнес в Украине? 

- Начну с того, что Украина имеет чрезвычайно большой потенциал. И он есть как в природных ресурсах: земле, воде, и тому подобное, - так и в людях, особенно у молодежи. Одним из наибольших вызовов для руководства государства является капитализация и монетизация этого потенциала. Если употребить терминологию Уолл-Стрит, Украина - это активы, которые до конца не раскрыли свой потенциал. Другими словами, эти активы недооцененные и неразработанные. За полгода пребывания в Украине я видел проекты, которые отвечают мировому уровню. Например, в Днепропетровске я видел производство, аналогичное американскому. 

Относительно людей. Работа и поведение представителей администрации, политических лидеров, которых я видел во Львове, полностью отвечает действиям их коллег где угодно в мире. 

Я в настоящее время не могу вам сказать, какое наибольшие препятствие для инвесторов. Но несомненно, что инвестиции и присутствие бизнеса должно быть значительно больше, чем теперь. И я думаю, что реакция со стороны американского бизнеса будет соответствовать, если они увидят четкий сигнал относительно готовности и серьезности украинского правительства и руководства к тому, чтобы здесь были прозрачные правила игры, верховенство права и законов.

 - Господин Посол, разобраться в том, что сегодня происходит в Украине, невозможно без понимания истории преемственности проблемы. И вот в частности, относительно расправ над активистами. Недавно в Апелляционном суде г. Киева рассматривались жалобы на приговор бывшему генералу милиции Алексею Пукачу, осужденному Печерским райсудом г. Киева к пожизненному заключению за преступления против Гонгадзе и Подольского. На этом процессе в частности присутствовали потерпевшие в резонансных делах, которые остались в живых. - Подольский и Ельяшкевич. На этом процессе они оказались единственными, кто отстаивал проведение процессов в открытом режиме, ведь, как известно, суд в первой инстанции над Пукачем был закрытым. Известно также, что американская сторона всегда выступала за открытый процесс, в частности, конгрессмен Стив Коэн от имени Хельсинской комиссии Конгресса США держит на постоянном контроле эти исторические для нашей страны дела. Почему в данном случае американское посольство никак не отреагировало? 

- Хотя я и знаю о "деле Гонгадзе", но об очень многих деталях, которые вы только что рассказали, я не так хорошо осведомлен. Я подробно рассмотрю это дело, и может во время нашей следующей встречи я вам дам более основательный ответ по этому поводу. 

Но я хочу сказать в целом, что касается вопроса свободы прессы и высказываний в Украине. Наибольшую обеспокоенность у нас вызывает кризис защиты и уважения прав человека в Украине. Потому что именно об этом свидетельствует увеличение количества случаев исчезновения людей и целеустремленные атаки против журналистов. 

Мне трудно представить, что в Украине, которая является европейской страной, была одной из стран-организаторов Евро-2012, в настоящее время в лесу находят убитых людей со следами истязаний, связанными сзади руками. Есть десятки людей, которые считаются пропавшими без вести, десятки журналистов были травмированы во время выполнения своих обязанностей. Нас возмущают случаи политически мотивируемых исчезновений и похищений активистов, как например активиста Автомайдана Дмитрия Булатова... Ему порезали ухо, его распинали на кресте. 

Я встречался с высокопоставленными должностными лицами, которые отвечают за безопасность людей в Украине, и четко дал им понять: этому должен быть положен конец! И идет речь не только о том, что задержанные участники протестов должны быть освобождены, но и о том, что должно начаться серьезное расследование дел по факту исчезновения и избиения людей. Виновные должны быть привлечены к ответственности. 

Сила гражданского общества, энергичность и активность украинских СМИ - это то, что вселяет в меня веру в успешную Украину. На протяжении последних нескольких недель эти основы гражданского общества систематически пытаются подорвать. Я не могу сказать, кто стоит за этими атаками, кто является их автором, но уверяю: США сделают все, чтобы защитить и отстоять тех, кто помогает поддерживать столбы украинской демократии. 

- На ваш взгляд, согласилось ли бы ФБР США помочь Украине в расследовании деятельности "эскадронов смерти" при обращении украинской стороны? Ведь ФБР имеет большой опыт в расследовании таких "эскадронов". 

- Я не знаю. И к нам еще не обращалось с просьбой, запросом по поводу этого украинское правительство.

- Господин Посол, верите ли вы в эффективность санкций США относительно украинских чиновников и бизнеса, в стимулировании Виктора Януковича и оппозиции найти компромисс относительно разрешения политического кризиса в стране? 

- США четко заявили: все политические инструменты в настоящее время - на столе. И если в дальнейшем будет насилие относительно мирных протестов и демонстраций в Украине, тогда можно применить серьезный пакет санкций: как экономических, так и санкций, ограничивающих въезд в страну". Но это не тот путь, на который мы хотим становиться. Наша политика - это политика привлечения и диалога. 

Но если те, кто выступает за применение силовых методов решения вопроса демонстраций на Майдане, будут это делать, чтобы удержать власть, тогда мы вынуждены будем прибегнуть к санкциям. 

Между прочим, государственный департамент США воспользовался своими полномочиями и отменил визы нескольким лицам, которые непосредственно причастны к применению силы против мирных демонстрантов на Майдане.

По материалам "День"