Отказ от ядерного оружия был ошибкой украинских властей. Однако, теперь, благодаря российскому президенту Владимиру Путину маски сброшены, никаких иллюзий по поводу врагов и друзей Украины в мире больше быть не может. Об этом заявил бывший начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины - первый заместитель министра обороны (1992-1996) генерал-полковник Анатолий Лопата в интервью ЛІГАБізнесІнформ.

- В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект, которым предлагается исключить внеблоковый статус из законов и вернуть Украину на путь интеграции в НАТО. Это правильно?

- Отказаться от внеблокового статуса нужно было давно. В бытность главой Генштаба я говорил, что мы должны быть с Россией. Но мы отвергли и НАТО, и блок с Россией. Посмотрите, что сегодня сделал Путин. Он сделал то, чего не смогли сделать за десятки лет политики - он объединил восток и запад Украины. Владимиру Владимировичу теперь нужно памятники за это ставить.

Я 40 лет прослужил в армии, большую часть - в советской, где Россия была доминирующей. Сегодня по ту сторону границы - мои товарищи, вместе с которыми мы учились, служили в одних полках, выполняли боевые задачи. Я не могу отказаться от Бориса Громова, от генерала Воробьева. Сотни людей! Но сегодня даже меня вынуждают защищаться от России.

Мне звонят, говорят: "Что ты делаешь в Украине!?". Но они же зомбированы. Они думают, что я здесь или бандеровец, или меня надо спасать. Это страшная трагедия в отношениях между двумя народами из-за одного человека. Когда все закончится, нам нужно будет строить отношения заново, и без младших и старших братьев.

- Это будет возможно, если начнут стрелять?

- Не будут стрелять. Народ этого не простит. Но если что-то начнется - это будет очень затяжное сражение. Каждый город, каждое село, каждая улица будет сопротивляться в защите своих близких и родных. Отряды самообороны в каждом городе дадут отпор любому. Мы можем вооружить народ. Оружия хватает.

- Бывший советник российского президента Андрей Илларионов говорит, что план Путина - не Крым и развал юго-востока страны, а вторжение в Киев.

- Да, конечно. Крым - это только начало. Мы должны с вами это понимать. Мы должны держаться и бороться за свою землю. Когда есть угроза государству, даже дети поднимаются на защиту. Путин объединил Украину. Россия даже не представляет, какую пакость он сделал своей стране и какую услугу оказал Украине.

- Армия готова защищать страну?

- Есть очень много проблем. Контрактная армия, на которую нет ресурсов. Я еще Юлии Тимошенко говорил, когда она в бытность премьером объявила о контрактной армии: этого нельзя было делать.

- Мы можем рассчитывать на помощь Запада?

- Европа вооруженными силами нам не поможет. Но нам могли бы предоставить техническую помощь - современное оружие. А специалистов высокого класса у нас более чем достаточно. Мы овладеем любой техникой.

- Отказ от ядерного оружия был ошибкой?

- Конечно. Я говорил, что это решение не продумано. Тогда я был противником ядерного разоружения. Но, возможно, что ни Леонид Кучма, ни Леонид Кравчук не были в состоянии принять другого решения в то время. А учитывая в последующем, что наша политическая элита не нашла общего языка внутри государства, то ядерная булава была бы очень опасной игрушкой, особенно в руках Януковича.

- Если бы была сейчас возможность обратиться к коллегам в России, что бы вы сказали?

- Я общаюсь с ними постоянно. Но сейчас я бы спросил: ребята, вы не знаете, кто там у вас сдурел наверху? Он же совершенно потерял адекватность. Канцлер Германии Ангела Меркель правильно заметила: Путин потерял связь с реальностью. Он думает, что он император России.

Но великодержавный шовинизм - это хроническая болезнь российского общества. Я не могу сказать, что я был обижен в советской армии. Я в той армии получил три воинских звания досрочно, стал генерал-лейтенантом. Суть в другом. Мне всегда говорили: "Ты - хохол". Был такой период до Дмитрия Устинова, когда основная масса генералов были украинцами. Когда пришел Устинов, он спросил: "Как это так произошло, что украинцев среди генералов - 73% в высших эшелонах армии? Что, русских нет!?".

Россия всегда считала, что Украина без нее не выживет. При этом давила на все, игнорировала возможности кооперации в военной сфере, космосе, авиации. Но оказалось, что мы можем жить и без России. Пока Москва рвала связи со всем миром, мы поступали наоборот. Москва не хочет сотрудничать? Мы найдем другие рынки. Москва не дает кредиты? Есть другие кредиторы. Не хочет кооперироваться? Найдем партнеров на Западе. Мы научились бороться. Мы уже совершенно другое государство. Мы другие и мы стали крепче. Но борьба за свою страну должна продолжаться.