Российские олигархи будут уничтожать те украинские предприятия, которые являются для них конкурентами. Такое мнение высказала бывший глава Фонда государственного имущества Украины Валентиной Семенюк-Самсоненко в интервью From-UA.

Экс-глава ФГИ также рассказала, зачем Украине и России нужно тесное сотрудничество и совместные предприятия, почему приватизация является способом уничтожения экономики страны и как следует действовать, если Кабинета Министров Украины будет вновь пытаться подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.

- 20 января министр экономразвития Игорь Прасолов сообщил, что реализация совместных украинско-российских проектов позволит эффективно использовать инновации в экономике Украины, что повысит ее конкурентоспособность, будет способствовать экономическому росту. Он заявил о 23-х таких проектах в области авиастроения, атомной энергетики, судостроения, космической отрасли, связи и добавил, что на них будет выделено 56,4 млрд долл., а Украина получит до 8 млрд долл. на внутренние проекты. Почему именно Россия проявляет такой интерес к нам?

- Дело в том, что все украинские предприятия в советское время строились для совместного российско-украинского производства. Например, если взять авиастроение, то в России, например, выпускаются одни двигатели, а у нас - другие. И совместное производство даст возможность восстановить экономику.

Кроме того, когда мы подписывали соглашение в 1993 по имущественным государственным активам Украины, то Киев ратифицировал это соглашение, а Россия только сейчас будет его ратифицировать.

Сегодня надо восстанавливать рабочие места, которые совместно есть у Украины и России. Тем более, это касается авиастроения: мне пришлось пережить разные процессы по поводу завода имени Антонова, и он сегодня сохранен как государственное предприятие. В Париже наш завод показал, что такие самолеты, которые он производит, занимают первое место в Европе. Это говорит о том, что у нас сохранена и научная база, и рабочие руки. Это дает возможность показать и Украине, и России, что, в первую очередь, мы умеем не просто продавать.

А сейчас как раз в Украине вымогают продавать украинскую землю - это самое страшное. Лучше восстанавливать производство, рабочие места, чтобы люди имели работу и зарплату. Тогда не будет ни Майданов, ни "шухерства", которое сегодня происходит в Украине.

- Вопрос касается крупных предприятий и заводов. Какие предприятия, которые сейчас в упадке, могут выиграть от сотрудничества с Россией? Можете ли Вы их назвать?

- Это авиазавод имени Антонова, Центр космических исследований в Днепропетровске, завод имени Патона. Это завод по производству не только космических кораблей, но и запасных частей. Это и завод "Индар", и другие предприятия.

Кроме всего, когда мне пришлось подписывать документы по совместным предприятиям, то до сих пор насчитывается более 500 объектов, в которых имущественные активы еще не определены - там совместная собственность: это профсоюзы как Украины, так и России, и собственность и Украины, и России. Поэтому когда был прямой эфир, телемост, между Украиной и Россией, я говорила о том, что пусть эти предприятия восстанавливают работу. Например, в Крыму есть санаторий "Приморский" - это может быть совместное предприятие Москвы и Киева, и пусть люди туда едут отдыхать, пусть этот санаторий работает, а не ждет, пока его уничтожит какой-то олигарх, который живет на Кипре и хочет забрать этот санаторий себе рейдерскими атаками.

- Промышленный центр Украины сосредоточен в основном в восточной части страны, а как быть с западным регионом, будет ли он загружен заказами из России?

- Во Львове есть завод по производству машин - ЛАЗ, который сегодня практически не функционирует, но инвестор, который купил это предприятие, из России. Пусть работает. Если заработает это предприятие, тогда не будет напряжения и с работой.

Сегодня на Майдан же вышли люди в основном из Западных областей страны, идет раскол Украины. Я считаю, что этого не должно быть. Пусть лучше люди имеют работу, а не зарабатывают на таких евромайданах.

- Вы могли бы назвать еще несколько предприятий в западном регионе, которые могли бы получить хорошее развитие от сотрудничества с Россией?

- Я вам уже называла ЛАЗ. Есть и в Тернополе небольшое предприятие по производству станков. Я не помню его название, но оно производит телевизионные и телефонные автоматы. И это предприятие как раз восстановилось, получило новые технологии, новые разработки. Это дало возможность снять напряжение, потому что у нас сегодня в Украине уже много депрессивных регионов.

Я все время привожу такой пример: когда шла президентская кампания 2010 года, Тигипко, который тогда был кандидатом в Президенты, рассказывал о том, что он получил Орден почетного легиона из рук президента Франции. В мире было 2 уникальных предприятия - это Балаклейский цементный завод, который производит цемент марки 900, и есть фирма "Лафарж". Тигипко дает поручение Фонду госимущества в 2001 году и продает фирме "Лафарж" Балаклейский цементный завод. Новый собственник выбросил людей на улицу, остановил предприятие, разрезал его на металл - и все. И господин Тигипко получил за это Орден почетного легиона. Фактически способ приватизации был способом уничтожения экономики страны. И вот такие ордена получают те олигархи, которые сегодня сидят в парламенте.

- Если Россия и Украина хотят модернизировать свои предприятия и технологии, то Россия тоже идет европейским путем. Почему же возникли такие проблемы, когда Украина хотела подписать Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом?

- Во-первых, власть не вела разъяснительную работу среди предпринимателей: какие требования есть, что предлагается самим Евросоюзом. Нам надо строить свою Европу в Украине, а не бегать туда-сюда. И, конечно, все дело в деньгах. Если взять европейские стандарты, то нам придется даже железную дорогу переделывать - под европейскую узкоколейку. Нам надо думать не только как делать европейские стандарты, но как делать принципы жизни европейскими - не просто убирать наши предприятия как конкурентов, как это сделал пан Тигипко.

Я в 1995 году была на заседании французского парламента, и многие аграрии Франции говорили о том, что Украина является большим конкурентом для производства французской продукции, поэтому надо, чтобы "ваши коллективные хозяйства работали не так, как у нас". Поэтому все и делалось для того, чтобы такие коллективные хозяйства, такие как колхозы в Украине, надо было уничтожить как конкурентов. Вот и все.

- Если так случится, что Киев подпишет СА с ЕС в марте, как было обещано, то может ли Россия пригрозить очередным закрытием своих границ якобы в качестве защиты от наплыва дешевых европейских товаров?

- Нам на Западе говорили: "Уничтожьте ваши атомные ледоколы, атомное оружие, а мы вам дадим такую-то сумму денег". Но нам же ничего не дали. Мы все сделали, но ничего нам не дали. Поэтому людям надо объяснить, и перед тем, как подписывать что-то, надо все-таки у них спрашивать, поскольку можно просто уничтожить экономику через механизм инвестирования. Помните, нам рассказывали: мол, продадим "Криворожсталь", и все будет так красиво... Вы знаете, почему я отказалась подписывать такой документ и написала заявление об отставке? Потому что Митталу (Лакшми Миттал - индийский бизнесмен, основатель и владелец Mittal Group, совладелец крупнейшей в мире металлургической компании Arcelor Mittal – ред.) который пришел, как он рассказывал, с большими инвестициями, не нужны были наши дети, ему нужно было наше сырье и руда. Так вот, он вывозит сейчас из Украины руду по 6 грн. за тонну при мировой цене 460 долл./тонна.

Сегодня идет борьба за ресурсы, а не за то, чтобы иметь рабочие места. Я выступаю за то, чтобы восстанавливать рабочие места, давать людям работу, зарплату, а государство взамен получит налоги. Если стоит вопрос о том, что по документам, которые предложил ЕС, не должно быть, например, Министерства промышленной политики, Министерства энергетики, что ФГИ должен быть филиалом Минфина - так это мы уже переживали в 2005 году, точно такие же требования и предложения.

Нам надо переходить на Конституцию 2004 года, которая устанавливает не президентскую, а парламентско-президентскую форму правления, а те полномочия власти, которые были изуродованы в 2010 году этой властью, обязательно должны быть пересмотрены.

- Валентина Петровна, давайте все же вернемся к вопросу о российских границах. Сделает ли Кремль заявление о закрытии границ, если мы договоримся подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом?

- Я думаю, что должны пройти хорошие дипломатические переговоры, и перед тем, как подписывать, нужно согласовывать вопросы, в первую очередь, по восстановлению производства, а не только по реализации продукции, которая будет завозиться через Украину из ЕС.

- Какие, кроме плюсов, риски могут ждать Украину от такого масштабного сотрудничества с Россией?

- Риски заключаются в том, что российские олигархи, которые захватили многие предприятия в Украине, будут уничтожать те предприятия (а заодно и экономику Украины), которые являются конкурентами для них в России.

- И это единственная угроза?

- Да. Потому что наши олигархи становились посредниками между российскими олигархами. Они на первичном этапе покупали у нас предприятия, а потом перепродавали их россиянам, при этом наживая себе доходы и переводя их на Кипр.

Читайте также:

Дмитрий Святаш: В Харькове готовят боевые отряды на случай, если власть не сможет остановить протесты

"Регионал" Владимир Сальдо: Яценюк не сказал категорическое "нет" на предложение стать премьером

Новый глава КГГА Владимир Макеенко: Ни один чиновник не возьмет взятку