"Книги нужны не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы сохранить душу, - уверен писатель и журналист Дмитрий Быков. 

- В советские времена СССР называли самой читающей страной. Это соответствовало реальности? 

- Вполне соответствовало. Я только не убежден, что это так уж хорошо: нация читала, но как-то не усваивала прочитанное. Очень многое терпела, очень легко отказывалась от идеалов. Вообще читала больше, чем жила. Литература ведь не просто способ интересно время проводить. Она существовала в СССР так же отдельно от жизни, как социалистический реализм от реальности. Люди, по крайней мере, понимали, что хорошо, а что плохо. И на том спасибо; но на их поведении это почти никак не сказывалось. 

- Сегодня литература доступна всем (спасибо Интернету). Но россияне, как мне кажется, читать стали меньше. 

- Да как-то у меня нет ощущения, что они меньше читают. Все тычут в гаджеты, читают Твиттер, ЖЖ. От писателя требуется всего лишь научиться писать так, чтобы быть интереснее Твиттера. То есть говорить с людьми про их реальные проблемы, и только. 

- А есть ли разница, что человек читает? 

- Разумеется. Плохая литература так же вредна, рискну сказать, опасна, как дурная пища. Или как Стас Михайлов, например. И ведь человек в большинстве случаев осознает, что читает плохую книгу - безграмотную, слабую, вторичную. Но этот процесс почему-то доставляет ему удовольствие: то ли он считает себя умнее писателя, то ли его, вполне по-гегелевски, радует максимальная выраженность дурного вкуса. С таким наслаждением, например, иногда читаешь советскую производ­ственную прозу или современные коллективные романы вроде "Чокнутый против Конченого". Но это наслаждение не совсем безвредное: оно расслабляет. 

- Иногда слышу от людей читающих, что со­временная литература никак их не развивает, поэтому они перечитывают классику. А что из современной литературы, на ваш взгляд, может стать классикой? 

- Почему-то насчет американской я спокойнее: там много текстов, которые наверняка станут классикой. "Инструкции" Адама Левина, "Поправки" Джонатана Франзена, "На день упокоения моего" Томаса Пинчона, "Дом листьев" Марка Данилевского, почти весь Филип Рот, "Чистка системы" и "Бледный король" покойного, увы, Д. Ф. Уоллеса, да и многое из Кинга, кстати. Много замечательной документальной литературы. Я абсолютно уверен, что "Гарри Поттер" классикой уже стал. И от Роулинг еще многого можно ждать. Безусловный классик - Чарльз Маклин, прежде всего "Страж". Это из англичан. 

- А из наших? 

- Думаю, неплохие шансы у Людмилы Петрушевской, Алексея Иванова, Олега Чухонцева. 

- Какие книги, по-вашему, просто вредны? 

- Сознательно снижающие планку. Рассчитанные на баранов. Кроме того, мне активно не нравятся книги, в которых автор занимается самообслуживанием, то есть старается понравиться критикам и снобам, кокетничает, не решает своих внутренних проблем и вообще боится прикоснуться к ним. Тем самым он и читателя учит много о себе понимать, ничего собой не представляя. Снобизм мне вообще не очень нравится, он хорош только в экстремальных ситуациях, когда человек ведет себя достойно хотя бы потому, что на него смотрят. Это не худший стимул, но в остальное время - увольте. 

- Среди россиян проводился опрос на тему "Какие книги должны быть в каждой семейной библиотеке?". Пятерка лидеров такова: Булгаков ("Мастер и Маргарита"), Пушкин (лирика), Чехов (рассказы), Набоков ("Лолита"), Лев Толстой ("Анна Каренина"). 

- Достойный список. Все названные книги способны доставить настоящее удовольствие. 

- А можете назвать свою пятерку? 

- Свою пятерку я называл много раз: "Легенда об Улен­шпигеле" де Костера, "Исповедь" блаженного Августина, "Анна Каренина" Толстого, "Потерянный дом" Александра Житинского, "Повесть о Сонечке" Цветаевой. А Пушкин, по-моему, это само собой: с него должна начинаться каждая семейная библиотека. 

- Нынешняя школьная программа по литературе, на ваш взгляд, правильно составлена? К примеру, ученики 7-го класса просто не понимают "Шинель" Гоголя. Может ли классика, навязанная в раннем возрасте, отбить желание читать?

- Объяснить "Шинель" не составляет большого труда, и семиклассникам полезно ино­гда услышать "Я брат твой!" от какого-нибудь травимого ими сверстника. Не надо бояться трудностей чтения - дети любят, когда им дают сложные задания и этим как бы подначивают, заставляют подниматься на новую ступеньку. 

- Можно ли сегодня сделать карьеру, продвинуться по социальной лестнице, сделать бизнес, заработать много денег, не читая вообще ничего? 

- Запросто. Вспомните рассказ Моэма "Церковный служитель". Книги нужны не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, чтобы сохранить душу. Можно ли жить без души? Многим она только мешает. Но пусть эти ребята потом не обижаются. 

Досье

Дмитрий Быков родился в Москве в 1967 г. Писатель, поэт, журналист, теле- и радиоведущий. Автор романов "Орфо-графия", "Эвакуатор", "Икс", "Сигналы", "ЖД" и др. Лауреат премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер". 

По материалам "АиФ"