В процессе эксплуатации авто каждый водитель неизбежно сталкивается с заменой деталей, подверженных износу. К таким элементам относятся и тормозные колодки. К выбору этих небольших, но очень важных запчастей нужно подойти со всей ответственностью: ведь критическая неисправность тормозов может не только нанести вред автомобилю, но и подвергнуть опасности его водителя и пассажиров. На современном рынке тормозные колодки представлены разнообразными марками, которые отличаются по материалу, стране производства, стоимости. Автосервис Дзигора Комплекс предоставил нам материал о том, как правильно подобрать колодки для различных автомобилей и ситуаций.

Когда менять тормозные колодки?

В первую очередь обратим внимание на то, что на большинстве автомобилей устанавливается два типа тормозов: дисковые – на переднюю ось и барабанные – на заднюю. Дисковые тормоза являются более надежными, поскольку нагрузка на переднюю ось при торможении выше, но и износ колодок в них происходит быстрее. Барабанные тормоза проще в изготовлении и хуже справляются с нагрузками, но их колодки при этом дольше сохраняются. Примерные минимальные цифры пробега, после которых можно задуматься о замене колодок – 10 тыс. км для дисковых и 30 тыс. км для барабанных, однако в условиях обычной городской езды эти значения будут гораздо больше.

Способы крепления тормозных колодок

Практически все колодки состоят из прочной основы и прикрепленного к ней фрикционного мягкого материала. Существует два способа такого крепления: с помощью заклепок или проникающего клея. Трудно сказать, какой из вариантов лучше, но для разных креплений различными будут признаки износа: клепаные колодки стираются до заклепок, а затем появляется характерный скрип (он и свидетельствует о том, что необходима замена); клееные же изнашиваются до самой основы, что может привести к повреждению барабанов или дисков, если замену не провести вовремя. Поэтому за состоянием клееных колодок нужно следить внимательнее. При их критическом износе будет слышно трение металла о металл.

Типы тормозных колодок

Теперь разберемся с тем, какими бывают тормозные колодки в зависимости от материала.

  1. Полуметаллические. Этот тип колодок установлен изначально на большинстве автомобилей. Они состоят из металлической основы и фрикционного материала. Довольно универсальны, но относительно быстро изнашиваются и шумные при торможении. Средняя стоимость таких деталей – 15-25 долларов.
  2. Органические. Как основа, так и поверхность таких колодок изготовлена из органических материалов (резина, смолы, углеродные волокна и др.). Они более мягкие, следовательно, меньше повреждают другие детали тормозной системы. Однако, такие колодки плохо справляются с большими нагрузками (например, при вождении прицепа) и хуже тормозят при попадании влаги. Примерная стоимость – 10-20 долларов.
  3. Полностью металлические. Как видно из названия, целиком состоят из металла. Более дорогие, но и более надежные, они медленнее изнашиваются, лучше приспособлены к высоким нагрузкам. Недостаток – ускоряют износ тормозных дисков и барабанов. Обойдутся такие колодки в среднем в 40-50 долларов.
  4. Керамические. Самый дорогой и самый качественный вариант. В составе этих колодок – керамические волокна и некоторое количество цветных металлов. Они устойчивы к высоким температурам и попаданию влаги, демонстрируют отличное качество торможения, при этом являются довольно щадящими по отношению к барабанам и дискам. Цена может сильно отличаться в зависимости от марки, в среднем начинается от 100 долларов и выше.

Советы по выбору тормозных колодок

Выбирая тормозные колодки для своего авто, попробуйте ответить на несколько вопросов:

  • каков стиль вашего вождения?

    Если вы обычно ездите размеренно, то лучшим выбором будут полуметаллические колодки. Более дорогие металлические и керамические варианты подойдут любителям агрессивной езды и резкого торможения;

  • пользуетесь ли вы прицепом?

    Если да, то стоит задуматься о выборе более дорогих колодок, так как полуметаллические и органические могут не справляться с нагрузкой;

  • насколько часто вы водите в горах?

    Торможение при спуске по склону – настоящее испытание для колодок, поэтому чем чаще вы совершаете поездки в горы, тем более качественные тормозные колодки стоит выбирать.

  • в каком климате вы планируете использовать авто?

    Для поездок в условиях сильной жары или большого количества осадков подойдут колодки, обладающие повышенной термостойкостью и влагостойкостью соответственно.

При выборе колодок можно обращать внимание на такие показатели, как рабочая температура (стандарт 300-350 градусов) и коэффициент трения (стандарт 0,3- 0,5). Чем выше первый показатель, тем лучше колодки выдерживают высокую нагрузку, однако слишком высокую рабочую температуру для обычных автомобилей выбирать не стоит – такие колодки приспособлены для спортивных авто и будут хуже работать в городских условиях. С коэффициентом трения все просто: чем он выше, тем лучше торможение.

Автолюбители сходятся во мнении, что импортные тормозные колодки хоть и дороже, но в большинстве своем и качественнее отечественных аналогов. При этом их, однако, часто подделывают. Не поленитесь проверить целостность упаковки и наличие на ней специальных знаков, которые есть у большинства ведущих производителей, правильность написания логотипа бренда. Также проверьте внешний вид самих колодок на предмет дефектов: прогибов, отслоений материала. Помните: не стоит экономить на тормозных колодках, так как от качества этих деталей может зависеть быстрая остановка авто в экстренный момент и, возможно, даже чья-то жизнь.