Когда угасает предпринимательский дух (Е), когда-нибудь проявятся негативные последствия. Когда приближается этап “Аристократизм” (рАеІ), роль Р угасает все быстрее.

Достигаются предсказуемые результаты, но запускать изменения чтобы переломить ситуацию желания нет. Новые благоприятные возможности видятся как угрозы. Организация не раздвигает свой горизонт, не стремится к завоеванию новых рынков, к наращиванию темпов роста, отказывается от проведения инноваций. Долгосрочные цели подменяются краткосрочными. Быстрый результат полностью удовлетворяет управленцев.

Период застоя

Компания-аристократ выделяется изменившейся атмосферой. Растет роль А. Персонал тратит основные усилия на то, как выполняются задачи, без анализа причин выполнения тех или иных действий. Инициатива не проявляется. Никто не спешит. “Не стоит гнать волну” - эти слова могут быть девизом для такой компании.

Ориентация на административные функции, а не на результаты, влияет на формирования бюджета. Основные средства идут не на стимулирование новых разработок, а на внедрение систем контроля. Творческие личности не могут работать в таких условиях. Инициативный персонал быстро бросает работу в подобной компании.

От застоя к спаду

Закостенелая компания без изменений теряет способность отвечать актуальным нуждам клиентов. Ассортимент товаров устаревает. Чтобы удержать прибыль на прежнем уровне, предприятие взвинчивает цены. Растет оборот, но это лишь временные улучшения.

Рост цен ведет к падению спроса, а за ними - и продаж, что тянет вниз прибыльность компании. Чтобы удержаться на плаву, фирма сворачивает проекты, уменьшает затраты. “Лишних” людей увольняют.

Путь слияний и поглощений

Чтобы найти новую нишу для исправления ситуации, компания-аристократ часто приходит к покупке молодых предприятий. Объектами интереса чаще всего выступают фирмы этапа “Давай-давай”. Они с охотой хватаются за сделку, желая прекратить борьбу с чередой бесконечных вызовов. Молодая организация рассчитывает, что хорошо отлаженный организм компании-аристократа даст ей толчок к более быстрому развитию.

На самом деле, желаемые изменения не наступаю. Административные подходы, окутавшие все управленческие структуры родительской компании ослабляют гибкость молодого бизнеса. До этого молодое быстрорастущее предприятие могло решать вопросы оперативно, но теперь каждое телодвижение согласовывается сверху. Теряется способность к принятию рискованных предложений, которые не укладываются в детально проработанные бизнес-планы. Кратковременные благоприятные ситуации, сулящие большой доход, упускаются.

А в это же время родительская компания, находящаяся на этапе “Аристократизма”, желает получать прибыль от своей инвестиции. Из-за этого желания выкачивается ресурс подчиненной фирмы, которая скатывается с этапа “Давай-Давай” в такой же аристократизм.

Иногда происходит и наоборот - покупателем стает молодая компания. Но это - очередной тупик. Компания в периоде роста просто не может обеспечить решения всех проблем компании-аристократа. Темп роста упадет. Если не сбросить новый балласт, оказавшийся слишком тяжелым, амбициозная молодая организация также уйдет на дно.

Что в итоге?

Компания-аристократ, отказавшись от попыток изменить ситуацию, потеряет рынок и окажется на грани краха. Как омолодить такую организацию? Привлекайте на руководящие должности управленцев предпринимательского стиля руководства. И не забывайте о контроле процесса со стороны экспертов-практиков, обладающих достаточным опытом.

Источник: https://adizes.me/