Депутаты Верховной Рады приступили к рассмотрению правительственного законопроекта с изменениями в госбюджет-2015. Пока над документом работают только члены бюджетного комитета, но на Минфин уже посыпался шквал критики: от отсутствия в проекте статей расходов на развитие, увеличения долговой нагрузки, наличия скрытого колоссального бюджетного дефицита - до не предоставления депутатам текста меморандума с МВФ. Но уже сейчас понятно, что основная битва в сессионном зале будет не за поправки в бюджет, а за изменения в налоговое и пенсионное законодательство, на которых и построена доходно-расходная часть казны.
Наталья Непряхина
Работа над изменениями в бюджет в профильном комитете Рады началась вчера в первой половине дня с обсуждения документа в рабочих группах. Но каких-либо существенных замечаний не последовало.
"Главный акцент делали на том, что мы не понимаем, какие законопроекты параллельно бюджету подаст правительство. Мы ожидаем их со дня на день, будем рассматривать их на комитете и принимать решение", - заявил РБК-Украина глава бюджетного комитета Андрей Павелко ("Блок Петра Порошенко").
Само заседание комитета получилось, скорее, формальным. В течение почти двух часов первый замминистра финансов Игорь Уманский слушал критику депутатов и отвечал на их вопросы. В комитете присутствовали только члены коалиции, оппозиция рассмотрение проекта изменений в госбюджет проигнорировала.
Напомним, что изменения в госбюджет правительство передало Верховной Раде в этот понедельник, после того, когда переговоры с МВФ были закончены. Сейчас, по данным Уманского, идет техническая доработка текста меморандума. Доходы госказны Кабмин предлагает увеличить на 22,5 млрд грн, расходы - на 35,7 млрд грн.
Депутаты обращали внимание на то, что рассчитывали увидеть не очередной бюджет проедания, а и возможности для развития экономики. Анатолий Матвиенко (БПП) уточнил, что хотел бы видеть возможность финансирования инфраструктурных проектов."Мы можем подать только те расходы, по которым видим возможность финансирования. Точки роста - в расходах на оборону. Остальное - через реализацию проектов с ЕБРР, МФК, ВБ", - ответил Уманский.
Экс-министр финансов, а сейчас нардеп от БПП Виктор Пинзенык возмущался объемом госдолга, который к концу 2015 г. правительство предложили зафиксировать на уровне 1,6 трлн грн. На обслуживание обязательств пойдет 5% от ВВП и это только на погашение процентов.
"И не говорите про девальвацию, половина долга - гривневая. Это дорога в никуда", - пугал Пинзенык.
Он добавил, что ожидал увидеть другой документ в условиях войны, а в результате расходы не обеспечены источниками финансирования: "Доходы стали номинально больше. Это - как пример с молоком. Его стало больше, так как воды добавили, но это не значит, что самого молока больше".
Депутаты также интересовались у представителя Минфина, планирует ли правительство возобновить возмещение НДС аграриям, почему закладываются расходы на погашение долгов по Евро-2012, будут ли проиндексированы социальные стандарты. При этом, стоит отметить, что за решение повысить минимальную зарплату и прожиточный минимум лишь в декабре 2015 г. и то на 160 грн - до 1378 грн, парламентарии сами же проголосовали в ночь с 28 на 29 декабря.
Также депутаты изъявили желание увидеть и текст меморандума с МВФ. Отметим, изменения в госбюджет должны быть приняты до 6 марта, после чего Совет директоров МВФ примет окончательное решение по выделению кредита Украине.
Однако депутаты отмечают, что работать более конструктивно не могут, так как правительство не передало в парламент пакет законопроектов, от которых зависит доходная и расходная часть бюджета. Уманский уточнил, что в среду на заседании Кабмина все документы были приняты и вскоре их передадут в Верховную Раду.
Напомним, более 9 млрд грн дополнительно Минфин планирует получить от повышения ренты за пользование недрами. В распоряжении РБК-Украина оказались изменения в Налоговый кодекс, согласно которым ставка ренты на газ, добытый с залежей до 5 км и используемый для потребностей населения, увеличится с 20% до 70%.
К ставке ренты для добычи газа, не подпадающего под указанные условия, из скважин, внесенных в госреестр после 1 августа 2014 г., будет применяться коэффициент в 0,55. Этот доход станет компенсатором для населения после повышения тарифов на газ и тепло.
Какими будут тарифы, Уманский депутатам не сообщил. Но уточнил, что прогнозный баланс потребления газа населением может составить 14,1 млрд куб м. Это еще не утвержденный Кабмином показатель, но так выглядит согласованная позиция Кабмина, Минэнергоугля, МЭРТ, Минфина, НАК "Нафтогаз Украины".
"6,8 млрд куб м - ТКЭ - для потребностей населения, добыча "Укргаздобычи" за исключением технического газа - 12,8 млрд куб м, более 8 млрд куб. м должны быть закуплены по импортной цене", - пояснил Игорь Уманский.
Кроме того, по данным РБК-Украина, поправки в Налоговый кодекс содержат нормы освобождения от уплаты налога на доходы физлиц с сумм благотворительной помощи в пользу лиц, проживающих на территории АТО; вынужденно покинувших место своего проживания. Такую же льготу предложено применять и к крымчанам, покинувшим полуостров.
Еще один законопроект, который повлияет на сокращение расходов в размере 3,9 млрд грн в виде дотаций для Пенсионного фонда - пересмотр пенсионных выплат работающим пенсионерам. Как уже сообщало РБК-Украина, это коснется пенсионеров, которые продолжают пребывать на госслужбе (народные депутаты, прокуроры, судьи).
По словам Уманского, им пенсия вообще выплачиваться не будет, а для остальных работающих пенсионеров выплате будет подлежать 85% от начисления. Планируется пересмотреть и трудовой стаж для спецпенсионеров, повысив его в течение 10 лет на 5 лет.
"Пенсия гарантирована Конституцией и снижаться она не может. И почему именно 15% будет сниматься с начисления?", - задал вопрос нардеп от "Батькивщины" Иван Крулько.
Глава этой же фракции Юлия Тимошенко, которая появилась в комитете уже практически перед тем, как депутаты готовы были принять решение по изменения в госбюджет, принесла свои расчеты. Она уверена, что ограничивать пенсионные выплаты работающим пенсионерам - антисоциально. Источниками дополнительных доходов могут быть ресурсы в результате отмены льгот, в частности, речь шла о ликвидации понижающего коэффициента на железную руду, расширение базы налогообложения земельных участков, ставок аренды госимущества. Кроме того, прежде чем принимать правки в бюджет, все госкорпорации должны предоставить парламенту свои финпланы, а по процессу рекапитализации банков.
Тимошенко предложила создать следственную комиссию при бюджетном комитете. "На необходимо изучит всю ситуацию, если общую картину не увидим, то сложно будет перекидывать эти копейки. Трагически выглядит колоссальный дефицит бюджета.
Нам показано только 4,1%. Скрытый дефицит, мы подсчитали, составляет 11,8% от ВВП или 218 млрд грн и это точно не обеспечено доходами", - подчеркнула глава фракции "Батькивщина".
Депутаты уверены, что основное противостояние в парламенте будет не вокруг поправок в бюджет, а как раз именно вокруг налогового и пенсионного законопроекта.
"Я прогнозирую дискуссии по этим двум законопроектам. По Пенсионному фонду 3,9 млрд грн сокращения, понятно, что не косметические правки" , сказал замглавы комитета Виктор Кривенко ("Самопомич").
Пинзенык добавил, что пересмотр ставок ренты и сокращение пенсионных расходов и является "теми решительными шагами", реализации которых в любом случае не избежать.
Бюджетный комитет решил обратиться к спикеру парламента Владимиру Гройсману с просьбой созвать внеочередное пленарное заседание на 24 февраля (ранее глава ВР говорил о 26 февраля), на котором до рассмотрения изменений в бюджет в первом чтении рассмотреть и принять за основу пакет связанных законопроектов.
"Как только Кабмин передаст законопроекты, мы готовы будем проводить заседание комитета и рассматривать и принимать решения", - резюмировал Андрей Павелко.
Срок подачи предложений к бюджету члены комитета предлагают ограничить тремя днями.