Александр Веденеев, начальник отдела исследований компании AYA Capital,
специально для РБК-Украина
Представители украинской власти заявляют о необходимости срочного проведения экономических реформ. Но нужно ли проводить их в условиях масштабного военного конфликта? Если да, то какими должны стать самые первые и наиболее важные из них?
На наш взгляд, как раз на данный момент реформы жизненно необходимы украинской экономике, а власти должны сосредоточиться на таких институциональных изменениях, как создание качественно нового отечественного рынка капитала, реформирование налоговой и пенсионной системы на основе принципа социальной справедливости, переориентация функций государства в экономике на обеспечение эффективности рынков. Эти изменения должны уже сейчас стать базой как для победы на "необъявленной войне", так и для восстановления экономики после достижения мира.
Прежде чем говорить о реформах, давайте ответим сами себе на несколько вопросов. Во-первых, осознаем ли мы ту пропасть, в которую стремительно падает экономика Украины? Чтобы помочь нам сформировать ожидания, приведем некоторые данные:
1) Украина - одна из нескольких стран, чей уровень ВВП к концу 2013 г. еще не достиг уровня 1990 г. Доступные данные Мирового банка говорят о том, что среди всех стран мира в 2013 г. хуже нас по этому показателю была только Молдова (которая по итогам 2014 г., скорее всего, опередит Украину).
Сравнение экономики Украины некоторыми странами
Источник: МВФ
Динамика реального ВВП отдельных стран (ВВП в 1990=100%)
Источник: МВФ, Мировой Банк
2) В следующие несколько лет согласно прогнозам МВФ резкого роста экономики тоже не предвидится - в конце августа его эксперты опять снизили свои ожидания падения ВВП в этом году до 6,5%. Более того, в следующие несколько лет Фонд ожидает, что средние темпы роста украинской экономики будут ниже, чем в большинстве развивающихся стран.
Среднегодовой прогнозный темп роста реального ВВП в 2014-2019 гг. согласно прогнозам МВФ
Источник: МВФ, Мировой Банк
Ожидаемые темпы ростареального ВВП Украины в 2014-2019 гг. в %
Источник: МВФ
3) Согласно исследованию, проведенному компанией СreditSuisse в 2013 г., Украина попала в тройку беднейших стран Европы. В одну категорию стран вместе с Украиной попали также более половины стран Африки, Индия, Боливия и т.д.
Уровень богатства в разных странах мира в 2013 г.
Источник: James Davies, Rodrigo Lluberas and Anthony Shorrocks, Credit Suisse Global Wealth Databook 2013
4) В регионе, доля которого в структуре промышленного производства и экспорта Украины составляет около 25%, продолжаются военные столкновения. Уровень жизни населения более чем 7-ми миллионного Донбасса стремительно скатывается вниз, разрушается создаваемая годами инфраструктура, многие предприятия попросту не имеют возможности продолжать работать. Согласно некоторым сообщениям, на некоторых ключевых промышленных объектах произошел демонтаж оборудования и его вывоз страной-агрессором. Возможная эскалация конфликта после временного перемирия позволяет ожидать еще большего снижения ВВП, чем предвидят международные эксперты, - по нашим оценкам, темпы падения экономики Украины в этом году могут превысить отметку 10%.
К сожалению, все вышеперечисленные факторы говорят о том, что помимо самого существования пропасти, отделяющей Украину от более развитых стран и преодоление которой является главной экономической задачей, в ближайшие несколько лет при отсутствии кардинальных изменений этот разрыв будет лишь увеличиваться. Практически всем понятно, что Украина на данный момент столкнулась с просто невероятными дополнительными вызовами: гибель людей, военное положение, падение уровня жизни и необходимость восстановления Донбасса.
Во-вторых, давайте ответим на вопрос о том, своевременно ли проводить реформы в условиях масштабного военного конфликта? Противники проведения реформ могут сказать, что реформы, как правило, всегда болезненно сказываются на экономике, а ресурсы, которые требуются на их разработку и реализацию, очень ограничены и должны направляться на решение военных вопросов. Однако против такой позиции можно привести четыре основных контраргумента:
1) Военный аспект. На наш взгляд, без реформирования экономической системы Украина не сможет достичь победы на "необъявленной войне". При этом как после недавнего достижения "перемирия", так и после достижения полноценного мира на Донбассе. Важно понимать, что в обозримом будущем основная сторона конфликта на Востоке никуда не денется - пока политический режим в соседствующей стране-агрессоре сохранится без изменений, государственность нашей страны будет находиться под угрозой. По сути, Украина должна существовать в условиях, схожих с Израилем,т.е., "сидеть на пороховой бочке". А так как страна-агрессор обладает большим ресурсным потенциалом, нам необходимо построить такую систему, которая позволила бы эффективно распределять ограниченные ресурсы нашего государства - в том числе на военные цели. Это не подразумевает возврат к централизованному планированию, поскольку история конфликтов ХХ-ХХІ веков показывает, что самые эффективные армии мира как раз у стран с рыночной экономикой.
2) Экономический аспект. Реформы в основном отнимают временной ресурс, но позволяют быстро высвободить денежные ресурсы, например, за счет урезания нерациональных трат в государственном аппарате. Более того, при проведении реформ есть возможность сосредоточиться на главном, перенаправив и сконцентрировав ресурсы на том направлении, которое даст максимальную отдачу для экономики (невозможную при отсутствии кардинальных изменений). Как говорил бывший президент США Гувер во время Второй мировой войны, провал в организации и формировании стратегии в тылу на "мирном фронте" может быть таким же разрушительным, как в провал в организации военного фронта.
3) Психологический аспект. Все мы хотим достичь победы в кампании на Востоке Украины, однако после ее достижения участвующие в ней войска "выставят государству счет". Военные и люди, которых напрямую коснулись события последних месяцев, должны понимать, ради какой "Новой Украины" они воевали, насколько тяжело будет построить новую систему, какие результаты конкретно для них принесут эти изменения. Более того, они хотят этих изменений. Хочет изменений и мирное население, которое уже сейчас понимает, что ожидаемые в феврале достижения Майдана в экономической плоскости пока остаются малозаметными. Именно поэтому сигнал о том, что правительство начинает проводить кардинальные реформы даже несмотря на военное положение, является для общества очень обнадеживающим.
4) Социальный аспект. Власти необходимо сформировать доверие к своим действиям, однако общественное доверие при отсутствии у власти возможностей удовлетворять патерналистские запросы невозможно сформировать на основании существующей олигархической экономической системы. Ее необходимо менять на новую.
Про доверие и патернализмВласть должна понимать, что каждому человеку, независимо от его ментальности, социального уровня, образования или даже возраста, присуще чувство несправедливости на уровне унаследованного инстинкта. То есть мы все чувствуем несправедливость по отношению к себе. Но потом уже на уровне сознания у нас возникает вопрос "почему?" Если мы получаем объяснение, которому мы доверяем (а доверие мы ощущаем на физиологическом уровне, что сопровождается выделением гормона окситоцин), то мы с этой несправедливостью соглашаемся. Но если мы не доверяем объяснению, то мы также начинаем вести себя несправедливо по отношению к другим. Например, если мы чувствуем, что чиновники получают несправедливые доходы, но они в этом не признаются и лицемерят, то мы начинаем или сами делать то же самое, или, если у нас нет такой возможности, мы просто начинаем требовать "дешевой колбасы", "низких тарифов", "повышения социальных выплат" и т.д. Таким образом, корень проблемы патернализма в Украине заключается в том, что мы чувствуем несправедливость и не доверяем объяснениям олигархов и клептократов.
С точки зрения инвестиционной привлекательности страны кардинальные внутренние изменения уже во время войны сформируют у потенциальных инвесторов ожидания касательно новых "правил игры" в послевоенное время - это позволяет надеяться на быстрый приток иностранного капитала. Даже в случае достижения мира следует понимать, что инвестор будет оценивать, насколько государство способно защитить его права собственности в случае возобновления войны - а на наш взгляд, оно будет способно сделать это лишь после изменения экономической системы. Более того, существуют и успешные исторические примеры реформ при действующем военном конфликте на территории отдельной страны. Например, в Грузии во время российской агрессии 2008 г. проходила налоговая реформа, были сняты ограничения на движение капитала и товаров, и даже когда российские войска стояли на значительной части грузинской территории, условия работы для бизнеса не становились худшими.
Ответив на поставленные выше два вопроса, мы надеемся, что нам удалось убедить Вас:
• в необходимости радикальных изменений экономической системы;
• в том, что их нужно осуществлять, даже несмотря на продолжающийся военный конфликт.
На данном этапе только реформы помогут обеспечить динамичный рост украинской экономики, который в свою очередь приведет к росту доходов населения. Если изменения будут проходить в правильном направлении, они позволят построить экономическую и политическую системы на основе принципа социальной справедливости. Причем для их реализации у власти есть очень немного времени - начинать нужно прямо сейчас.
С каждым месяцем времени для кардинальных изменений у текущей власти становится все меньше. Если реализация реформ не произойдет в ближайшее время, Украина может оказаться в так называемой ловушке "too little, too late". Суть ее в том, что поверхностные изменения оказываются слишком незначительными для достижения поставленной цели, однако менять подход на более радикальный будет уже поздно.
В том числе, из-за потери властью "кредита доверия". Реформы необходимы в первую очередь самим представителям властвующей политической элиты для их "самосохранения". Так, если изменения будут косметическими, засилье олигархов сохранится, а старая система на поменяется на более продуктивную с экономической точки зрения, это непременно приведет к новым волнам недовольства. Последствия этого сценария крайне сложно предсказать, учитывая накопление у народа военного опыта.
Несмотря на то, что представители правительства Яценюка говорили в феврале, что они являются командой "камикадзе" и будут реализовать непопулярные реформы, они оказались неготовыми к радикальным шагам. Уже сейчас очевидно, что некоторые представители властискорее склоняются к варианту постепенных изменений, а некоторые из них даже пытаются переложить ответственность на своих помощников. Объясняться такая позиция может желанием избежать значительных рисков(в том числе для своей политической карьеры) и дефицитом времени для анализа сложных решений. Но на наш взгляд, основной преградой на пути кардинальных изменений является отсутствие у членов правительства единого видения проведения реформ. Проблема может заключаться в том, что не все в правительстве понимают необходимость перехода к более результативному и справедливому механизму распределения ресурсов в экономике - который в большинстве западных экономик базируется на эффективных рынках с ограниченными функциями государства.
Весь комплекс реформ должен быть направлен на создание определенных правил игры - который должен быть достигнут либо путем достижения консенсуса об этом среди существующих элит, либо путем смены этих элит на новые. После их появления общество начнет жить и работать в их рамках. На Западе гораздо меньше коррупции именно потому, что соблюдаются подобные правила игры. А также из-за того, что элита общества заинтересована в том, чтобы эти правила выполнялись. Это способствует росту стоимости активов, которыми она владеет. В отличие от Украины, на Западе коррупция представляет из себя исключение из правил - что доказывается тем, как она там обнаруживается и наказывается.
Является ли в таком случае "панацеей" подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС и выполнение требований МВФ, которые предполагают проведение целого ряда реформ? Скорее всего, нет. Даже если отечественным чиновникам удастся реализовать все прописанные в этих документах изменения, это совершенно не значит, что жизнь простых украинцев радикально улучшится. Аналитики объясняют это тем, что указанные программы обходят стороной сразу несколько ключевых вопросов. Подобное "умалчивание" происходит по той простой причине, что для экономик цивилизованных стран их решение является требованием по умолчанию, выступавшее устоявшейся базой экономического роста на протяжении столетий. Поэтому западному истеблишменту либо сложно предположить, что мы не понимаем необходимых базовых изменений, либо они уже воспринимают некоторые аспекты как "природную данность", значимость которой может недооцениваться Западом при разработке рекомендаций.
Наиболее важный из таких умалчиваемых вопросов, которые не затронули рекомендации Запада - создание в Украине отечественного рынка капитала. На данный момент он нежизнеспособен и не выполняет свои базовые функции. Украинцы сберегают "под матрацем" по разным оценкам от 30 до 50 млрд. долларов США. При этом частный бизнес выделяет проблему доступа к финансовым ресурсам как основную в своей деятельности. Это свидетельствует о том, что возможность профинансировать потребности бизнеса за счет частных инвесторов через рынок капитала отсутствует: простые люди не могут выгодно вложить средства, не опасаясь нарушения своих прав, а бизнес не может привлечь эти средства по приемлемой стоимости. В результате, потери от указанной неэффективности в виде упущенной выгоды несет не только государство и общество в целом, но и каждый отдельный гражданин.
Результаты опроса по основным проблемам бизнеса в Украине
Источник: Всемирный экономический форум, Отчет о глобальной конкурентоспособности 2013-2014 гг (% от опрошенных)
Реформы нужно проводить не только очень быстро, но и правильно - радикальные изменения получат шанс стать успешными только при условии того, что они будут взаимосвязанными. Например, формирование качественно нового отечественного рынка капитала невозможно без так называемых "якорных" размещении акций, которыми могут стать IPO больших государственных предприятий на фондовом рынке.
Эти размещения, в свою очередь, невозможны без реформирования отдельных секторов экономики. К примеру, продажа акций газодобывающей компании "Укргаздобыча" нереальна без приведения цены закупки газа у нее к рыночному уровню. Для успешных размещений акций, с другой стороны, нужно поддержать спрос на них со стороны "якорных" инвесторов, которыми могут выступить пенсионные фонды и страховые компании. А для появления этого источника долгосрочных гривневых ресурсов нужно продолжить пенсионную реформу -внедрить накопительную пенсионную систему, стимулировать страхование жизни и банковского долгосрочного страхования. Можно продолжать эту цепочку далее - на этом звене перечень необходимых и связанных реформ не заканчивается.
Формирование эффективного рынка капитала - это ключевое изменение и требование времени. Остальные реформы должны, как минимум, способствовать этому процессу. В результате этого мы придем к созданию механизма распределения ресурсов в экономике, более продуктивного и альтернативного существующему. Ведь сердцевиной такой системы во главе с рынком капитала станет природный отбор, при котором согласно "экономическому дарвинизму" будут выживать только эффективные предприятия. А это, в свою очередь, станет прочным фундаментом для устойчивого развития экономики и повышения уровня жизни. Это произойдет в том числе за счет улучшения качества украинской продукции и сервиса в любой сфере. Таким образом, рынок капитала станет импульсом для развития всей экономической системы.
Реформа системы налогообложения также должна вписываться в новые правила игры, отвечая принципу справедливости. Так, рентная плата для природных монополий должна устанавливаться на таком уровне, чтобы их собственник получал не "сверхприбыль", а лишь справедливый доход на вложенный капитал. Нужно передать местным властям ряд полномочий по установлению налогов для "местных" бизнесов. В частности, тех, где производство товаров и услуг и их потребление происходит в одном месте - например, в ресторанах и, отелях.
Также нужно ввести налог на увеличение капитала, дифференцированную ставку НДС и повысить акцизы на ряд товаров по примеру Западной Европы. Учитывая приоритетность развития рынка капитала, в системе налогообложения необходимо предусмотреть стимулирующие его развитие меры. Например, исключить из базы налогообложения доходов физических лиц отчисления на добровольное страхование и дополнительные пенсионные накопления. Если же государство должно пойти на непопулярные с точки зрения большинства граждан реформы в области налогообложения, то вместе с этим чиновникам необходимо доносить населению информацию в том, что измененная налоговая система более понятна, прозрачна и не дает преференций олигархам.
Большинство реформ должно сформировать питательную почву для развития рынка капитала. Практически о каждой из этих реформ и о ее экономическом эффекте стоит говорить отдельно, однако это выходит за рамки этой статьи. В целом, новая система на базе рынка капитала станет фундаментом для укрепления в Украине экономически и политически активного общества. В весьма близкой перспективе это поможет сформировать прослойку новой элиты и позволит искоренить патернализм - устройство, при котором государство навязывает пассивным гражданам свою волю. В этом случае мы сможем ментально приблизиться к европейцам, которые самостоятельно формируют запрос государству на создание необходимых условий для дальнейшего развития. При этом государство должно сконцентрировать свои усилия на таких направлениях, как обеспечение прозрачности, поддержание целостности рынков, а также защиту прав собственности. Выполнения этих трех очень сложных функций, с которым сейчас у государства наблюдаются явные проблемы, будет достаточно.
Предложенный список изменений не претендует на исключительную полноту, поскольку реформирование экономической системы является слишком сложным процессом. Кроме того, предлагаемые нами изменения являются институциональными, а поэтому по свей природе не могут быстро отразиться на некоторых параметрах развития экономики. Так, по этой причине полный эффект от реформ на благосостоянии обычных граждан будет очевиден лишь через 3-5 лет. Однако помимо долгосрочного эффекта предложенная концепция реформ позволит очень быстро (на наш взгляд, буквально в течение нескольких месяцев) построить такую систему, которая даст Украине возможность выиграть в войне и сохранить свою государственность в условиях присутствия на наших рубежах страны-агрессора.
Реализация перечисленных выше изменений в конечном счете станет важным толчком для поддержки на рынках честной конкуренции, повышения социальных стандартов, обеспечении прав собственности и соблюдения соглашений в украинском обществе. А, в конечном счете, позволит достичь конечной цели экономических реформ - справедливой, обеспеченной и безопасной жизни украинцев.